Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира. Эссе «Зачем нужна история, зачем нужно ее изучать и знать Для чего нужно изучать историю имен

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.

Аллан Блум

Каждого человека в любом возрасте интересуют вопросы: «Зачем нужно знать историю своей страны? Повлияет ли это каким-то образом на мою жизнь? Ведь все, что происходило в веках, уже давно в прошлом. Все эти битвы, исторические процессы стали неактуальны. Зачем нам знать о них? К чему учить даты, которые давно остались в прошлом?» Я тоже не раз задавал себе этот вопрос, мои размышления и поиски ответа по этому поводу постараюсь изложить ниже.

Знаменитый историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) сказал: «История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Многие люди ошибаются, думая, что история в нашей жизни не играет никакой роли и не влияет на будущее человечества. Детей сейчас в основном интересуют события происходящие в интернете, компьютерные игры, а историю воспринимают, как очередной урок за который нужно получать оценки. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как «Без знания прошлого - нет будущего».

Тема научно-исследовательской работы - «Для чего необходимо знать историю» .

Целью является - выяснение роли истории в жизни человека.

Объект исследования - прошлое человечества.

Предмет исследования - история.

Задачи исследования :

1.Изучение исторической и методической литературы по теме исследования.

2.Раскрытие понятия история.

3. Донести значимость этой науки до участников исследования (одноклассники и сверстники).

База исследования : исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г.о. Балашиха Московской области.

Структура работы : работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемых источников и литературы, 3 приложения.

ГЛАВА 1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ

1.1 Понятие «история»

Можно ли заглянуть в те далекие времена, когда не было ни книжек, ни школы; побывать в музее, не выходя из дома; объехать весь мир за несколько месяцев? Можно, в этом нам поможет наука история .

Что же такое история ? Это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку историю. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю человечества. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга"

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.

Историки-археологи производят раскопки и находят в толще земли фундаменты старых домов, посуду, инструменты, игрушки. Эти предметы и вообще все, что сохранилось с древнейших времен и до наших дней называют историческими источниками. Их можно сравнить с лесными источниками-родниками, которые питают своими водами ручьи и реки. Точно так же исторические источники дают нам знания о том, как жили люди много веков назад.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

    письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);

    вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.);

    этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов);

    фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.);

    лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.);

    кинофотодокументы.

Мобильные телефоны, автомашины, книги, мудрые изречения великих людей, моральные принципы, по которым мы живем - это все наше историческое наследство. Мы знаем, что есть прошлое, что у каждого из нас есть свои корни. Наука история сохраняет в памяти события давно минувших дней. История помогает нам узнать, что все это не появилось ниоткуда, в один миг. Мы можем узнать, как люди создавали свою культуру и зачем, как они жили без этого, какие трудности им пришлось преодолеть.

1.2 Значение истории в жизни человека

Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История - это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

Благодаря знаниям истории мы видим причины и следствия событий и задумываемся над ними. Например, то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике. При прочтении истории мы должны помнить, что это не вымысел очередного автора, это наша жизнь, которую мы должны помнить, чтобы передавать из поколения в поколение.

Насколько же нужна человечеству историческая наука?

Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность; бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, контролируют недопущение ошибок; люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.

Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживая за счет охоты на мамонтов.

1.3 Исследования знаний моих сверстников и одноклассников.

Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории.

На первом этапе я попросил своих одноклассников составить генеалогическое древо их семей, было интересно узнать на сколько они знают историю своей семьи, есть ли дома семейные архивы, традиции, старинные фотографии, предметы оставшиеся от бабушек и дедушек. Узнать воевали ли предки моих одноклассников.

Генеалогия - раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов.

В результате первого этапа выяснилось, что небольшая часть второклассников знают своих предков до прабабушек и прадедушек, вспоминают их с помощью родителей. Путаются в отчествах, а иногда и вообще не знают. Можно сделать вывод, что у родителей не хватает времени для того, чтобы донести до ребенка историю семьи. Рассказать о подвигах предков. То, что у нас получилось, можно увидеть в приложении 1.

На втором этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране.

Вопросы анкеты.

    Как раньше называли Российскую Федерацию?

    На какой улице ты живешь?

    Какие памятники есть в твоем городе?

    Как зовут твоих прародителей?

    Что такое история?

    Назовите даты Великой Отечественной Войны.

    Хотел бы ты жить за границей?

Результаты можно увидеть в приложении 2. Опрос показал, что некоторые ребята не знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе.

К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.

Заключение

В жизни каждого человека происходит много событий. Многие из них мы помним очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходиться стыдиться. Все события нашей жизни, как бы собранные в "цепочку", одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас - все вместе мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть биография - это История.

На наш взгляд, одна из главных прелестей этой науки заключается в том, что придумать что-то новое в данной сфере знаний невозможно: можно только провести раскопки и найти что-то, доселе неизвестное. Все, что попадает в юрисдикцию истории, уже было, кто-то когда-то уже имел представление об этих событиях и, может, даже принимал в них непосредственное участие.

История также отличается от таких наук, как математика и физика, тем, что она становится шире с каждым днем: закон всемирного тяготения и теорема Пифагора существовали всегда, но люди знают об этом лишь с момента открытия данных фактов, а история никогда не скрывала от человека ничего — о чем-то, конечно, мы забываем, но это уже наша вина. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас.

Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю - уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.

Список используемых источников и литературы

    Вахрушев А.А. / Окружающий мир. Мое отечество. Методические рекомендации / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2013. - 144 с.

    Инфоурок. "Как ведется летоисчисление. Жизни древних людей". [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://infourok.ru/videouroki/ 3609. - (Дата обращения 11. 11. 2017 г.)

    Объект и предмет истории [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biofile.ru/his/12535.html. - (Дата обращения 07.11.2017 г.)

    Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка /С.И. Ожигов.- М.: ОНИКС Мир и Образование, 2012. - 1376 с.

    Чудакова Н.В., Громов В. А. / Я познаю мир. История. - М.: ТКО АСТ, 1997. - 512 с.

Приложение 1

Генеалогическое древо

Приложение 2

Вопросы анкетирования

Вопрос 1: Как раньше называли Российскую Федерацию?

Вопрос 2: На какой улице ты живёшь?

Вопрос 3: Какие памятники есть в твоем городе?

Вопрос 4: Как звали ваших прародителей?

Вопрос 5: Что такое история?

Вопрос 6: Назовите дату Великой Отечественной Войны .

Вопрос 8: Хотел бы ты жить за границей?

Зачем нам нужна история?

История, как и шахматы, учит дисциплинированно относиться ко времени, анализировать сложные ситуации со множеством обстоятельств и не отчаиваться, когда что-то не получается

Уверен, в какой бы профессии ты ни стремился реализовать себя – необходимо интересоваться опытом предшественников. Это обязательно поможет. Только так можно добиться успеха. Собственно, это и есть история. Нередко знание истории позволяет предотвратить ошибки, помогает выстраивать продуманную стратегию, владеть собой в стрессовых ситуациях. Причем это работает не только на уровне общества, но и в профессиональной жизни каждого из нас. Опыт предшественников по-настоящему обогащает, мы становимся сильнее и мудрее, когда извлекаем уроки из прошлого.

История – это концентрация опыта многих поколений. Корни устремляются глубоко, они переплетаются, расходятся в стороны. За каждым человеком можно разглядеть тысячи предшественников, цепочка уходит в глубокую древность…

Древние считали историю искусством наравне с театром, музыкой и поэзией. Конечно, со времен Геродота научные требования к историческому знанию стали строже. И все-таки познание начинается с интереса, с азарта. Как тысячу лет назад, так и в наше время.

Безусловно, изучать историю не означает знать истину в последней инстанции. Многое нам открывается в гипотезах, в дискуссии – и в этом суть процессов познания. Каждый из нас рано или поздно испытывает такую потребность – перелистать летопись прошлого, приглядеться к его картинам. Первый русский летописец задавался вопросом: «Откуда есть пошла Русская земля?» Иными словами: что было до нас? Мы видим, каким мудрым и рассудительным человеком был он – наш первый историк, как любил родную землю, как призывал к примирению, к объединению усилий ради общего блага. Только так можно выдержать испытания, выпадающие на долю страны.

В смутные времена нам навязывали нигилизм по отношению к нашему прошлому. В последние годы мы стали преодолевать эту болезнь. Пришло понимание: нельзя отрываться от корней. В мире есть силы, которым выгодно представить историю России в искаженном ключе. Сегодня развернута настоящая информационная война против нашей страны. Такого накала русофобии у правящей элиты на Западе я не видел даже в годы холодной войны. И если мы не будем внимательно изучать прошлое, если не будем знать свою историю, нам обязательно навяжут ее искаженную трактовку.

Мы не должны забывать, что нам есть чем гордиться. Наш народ построил и защитил великое государство. Немало народов за это время попросту исчезли, не смогли устоять в войнах, немало государств исчезло с политической карты мира. А наши отцы и деды защитили страну в самой жестокой войне – Великой Отечественной. Для нас священна память о павших, о бойцах, командирах и тружениках тыла, не пожалевших жизни в той войне. Думаю, в школе нужно уделять как можно больше внимания истории нашего народа – начиная с истории семьи, с рассказов о родных дедах и прадедах.

Образ будущего нашей страны я могу представить лишь при внимательном и вдумчивом отношении и к нашему историческому наследию, и к природе, которая нас окружает. Завтрашний день принесет новые открытия. Быть может, они помогут точнее исследовать археологические находки, и мы получим новые, более подробные сведения о далеком прошлом.

Но успех приходит только к тому, кто овладел знаниями. С познания все начинается. В детстве нас привлекают приключения, тайны, мы стараемся представить себе, как выглядели наши далекие предки, как защищали свою землю, как осваивали пространства, строили свою жизнь.

Знать прошлое своей страны, своего города, своего народа и прошлое человечества – что может быть важнее? Знать своих предшественников, в том числе и далеких, знать, какие цели они ставили перед собой, какую систему ценностей исповедовали, – с этого стремления начинается осознанный патриотизм. Это единственный способ обогатить свой разум опытом предшествующих поколений. Именно в прошлом нередко кроются ответы на вопросы, которые задает нам настоящее. И главное, чему учит история, – что в нашей жизни нет ничего важнее и дороже, чем мирное развитие, чем просвещение. А основа основ – это школьное просвещение, домашнее, семейное воспитание, с которого каждый из нас начинает свой путь в профессию.

Анатолий КАРПОВ, депутат Госдумы, многократный чемпион мира по шахматам

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Сегодня поговорим о том, для чего нужна история . Многие до конца не понимают, зачем нужно изучать историю ? Разберемся!

Для каждого человека, история является перечнем событий, которые когда-то произошли в прошлом. Кому-то из людей события прошлого не внушают ничего важного, а кто-то даже не верит в существование прошедших событий.

Самая первая книга, которая описывала историю прошлых лет называлась очень просто - "История". Она была написана Геродотом. Изучение истории было само по себе очень привлекательно, поскольку у человека создавалось множество макротеорий о происхождении той или иной части природы. В макротеории выделяется 3 части: теория общественно-экономических формаций, теория локальных цивилизаций, теория постиндустриального общества.

Не секрет для многих, что наша современная жизнь полагается на опыт прошлого. В пример можно взять политических деятелей, которые, прежде всего, полагаются на опыт предков и стараются не допускать их ошибок в современности. Большинство творческих людей используют древние произведения искусства для создания новых уникальных идей.

История может привести множество примеров, в которых отдельные люди или нации допускали непоправимые ошибки. Именно из истории взяты основные тактики ведения боя, которые были созданы великими полководцами, имена которых знает абсолютно каждый человек. Великими полководцами были Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Петр I и множество других великих людей.

Различные изобретения, которые бы ни за что не воплотились в жизнь, если бы не история. Например, большинство современных лекарств, имеют очень и очень древние истоки, главным отличием является только способ получения и изготовления лекарства.

Особенное отношение должно быть к истории России, которая является уникальной. На пути развития наша страна потерпела немало побед и неудач, из которых постепенно складывалась наша история. Изучая историю предков, важно осознание роли нашей страны в масштабах всего мира.

Надо сказать о том, что история по одному учебнику не может является точным отображением происходивших в действительности событий. Это своеобразный выборочный взгляд конкретного автора. Много фактов утаивается, много искажается, поэтому еще одним очень важным моментом в изучении истории является её анализ и осмысление. Одна из причин, зачем изучать историю - это возможность сформировать свою картину мира, понять основные закономерности в обществе, изучая и анализирую данные от разных авторов с разных точек зрения.

По итогу, проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить тех ошибок в будущем. Такова суть истории.

Свои мнения, и доводы о том, для чего нужна история обязательно пишите в комментариях. Мы будем рады развить эту тему в дискуссию.
Заметка: вариант улучшить оценки в зачетки Курсовые, дипломы на заказ . Но что есть реальные знания?

Зачем нам изучать Историю?

На этот вопрос учителю истории приходится отвечать практический каждый день и ученикам, и родителям и даже другим учителям, заучам школы. И действительно для школьников изучение многих других предметов понятно. Например понятно , что математику и русский язык надо учить потому что без них не получишь аттестат (обязательные). Физику, химию и информатику надо изучать по крайне мере тем, кто собирается заниматься техническими или естественно-научными направлениями (а таких сейчас не мало). Обществознание надо изучать гуманитариям и вообще всем потому, что мы все будем жить в современном обществе и должны понимать основы его функционирования. Английский надо изучать всем потому, что мы живем в взаимодействуем в глобальном мире, который регулярно становиться все теснее хотим мы этого или нет.

А вот зачем изучать Историю?

Ведь практический никто не собирается сдавать этот предмет на ОГЭ или ЕГЭ для вуза, а обязательным его так пока не сделали, хотя сегодня опять говорят, что его обязательно введут с 2019 года. Кому интересно, что произошло тысячу или даже 100 лет назад? Зачем нам запоминать эти древние имена и даты? Ведь история это вообще не наука. В зависимости от политических взглядов и культурной парадигмы (либеральной, консервативной, глобалистской) оценки исторических событий и деятелей могут в корне меняться.

Есть несколько вариантов, как отвечать на такие вопросы.

Можно отвечать на этот вопрос на основе утверждения, что история это важная для человеческого общества наука . В этом учителю может помочь большое количество высказываний мыслителей и деятелей о важности истории. Например:

    Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. Ломоносов

    Я не знаю другого способа судить о будущем, кроме как по прошлому - Патрик Генри

    История повторяется, это один из ее недостатков - К. Дарроу

    История - неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. А. Монтерлан

    Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь . - Д. Сантаяна

    Всеобщий закон - закон законов - это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого? - У. Уитмен

    Отними у народа историю - и через поколение он превратиться в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом. - Йозеф Геббельс

    История это самый лучший учитель у которого самые плохие ученики - Индира Ганди.

На самом деле эти высказывания говорят, что прошлое и будущее человечества неразрывно связано историческим процессом. Предметом изучения истории является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Сейчас мы хорошо знаем, что наши представления о прошлом могут значительно меняться. Эти изменения в обществе могут происходить очень медленно. Иногда это могут быть сотни и тысячи лет. Таким образом процессы, которые влияют на нас сегодня, начались сотни и тысячи лет назад и могут развиваться еще не одно столетие.

Этот временной исторический процесс отражен на рисунке. То, что мы имеем сейчас в настоящем , есть результат влияния явлений и процессов, происходивших в прошлом и большинство этих процессов, не закончилось, а продолжается сейчас и будет влиять на наше будущее, создавая различные варианты его развития. Поэтому, чтобы понять будущее и спланировать какие-то действия по его изменению, мы часто должны вернуться к истокам этих процессов столетия назад.

Хорошо в свое время сказал Воланд Берлиозу в романе «Мастер и Маргарита». «Для того чтобы управлять миром, человек должен иметь план и возможность его исполнения хотя бы на минимально короткий отрезок времени - тысячу лет» Это и есть средняя продолжительность исторических процессов. Например 1.5-2 тысячи лет, это обычный исторический цикл развития локальной цивилизации, если ее не задавили извне.

Таким образом, если человек не знает прошлого и не может его проанализировать, он не может понять ни свое настоящее, ни будущее. Он как невежественный бык, привязанный за нос кольцом. Цепочка намоталась на колышек и теперь огромный бык стоит недвижим и не может сообразить причину своей остановки и муки. Не может понять, чтобы освободиться , ему надо двигаться назад.

Хороший пример. Задумывались ли вы когда нибудь, в каком историческом укладе мы сейчас живем? В свое время Маркс и Энгельс насчитали 5 общественно-экономические формаций через которые проходило человечество: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и социализм (который не был до конца реализован). Как можно назвать общественно-экономический уклад современного информационного, постиндустриального общества? Можно назвать это капитализмом? или это уже какая-то новая переходная форма от капитализма к новому общественному укладу XXI века? (как в XVII-XVIII вв развивалась переходная форма от феодализма к капитализму) Можно ли сказать что сейчас мы наблюдаем схожие переходные революционные процессы, как в XVII-XVIII вв, что и делает наши общественные отношения неустойчивыми и колеблющимися между старыми и новыми тенденциями? (ломка старых общественных отношений, выработанных столетиями, создание нового уклада) Таким образом изучив переходные процессы XVII-XVIII вв, мы можем гораздо лучше понимать и оценивать то, что происходит сейчас и что может быть завтра? Над такими вопросами и работают аналитических институтов по всему миру. И несмотря на все это люди плохие ученики, а история плохой учитель для человечества. Люди готовы отбросить исторические уроки, во имя своих сиюминутных, меркантильных целей. Почему-то человеку всегда кажется, что именно с ним все будет по другому, его ситуация совсем не такая как у других. Однако история - неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. И хорошо бы знать узловые точки и общий сценарий этой пьесы .

Историк также может отвечать на этот вопрос с позиции нашего государства.

Государство (и на самом деле все общество в целом) заинтересовано формировании гражданской идентичности людей выходящих из школы и вступающих в полноценные права граждан нашего общества. Эта гражданская идентичность состоит из многих компонент, включая историко-географический образ нашего государства (как мы стали такими , какие мы есть, в чем наши особенности), освоение общекультурного наследия России и ее места в общемировом наследии, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности и знание истории своего этноса, уважение и принятие других народов их истории

В современных условиях тотальной информационной войны, человек не имеющий такой идеологический базы, становится ее жертвой и игрушкой манипуляций, не умея отличать исторические факты от профанаций и фейков. В этой информационной войне история используется как оружие и человек не знающий истории подобен здесь солдату сидящему в окопе без патрон против наступающих врагов. Эту проблему хорошо показали последние события на Украине и их отражение в Европе и Америке.

Именно поэтому наше государство и общество включают историю в обязательное ЕГЭ, давая нашей молодежи возможность защитить свое сознание от манипуляций в условиях информационной войны.

Однако трудно ожидать, что какой-то или оба приведенных аргумента убедят современного ученика, который сфокусирован на своем ближайшем окружении и ближайших планах и далек от глобальных картинок. Поэтому я бы хотел предложить несколько других аргументов, на мой взгляд более приемлемых для современного ученика...

Можно отвечать на этот вопрос с точки зрения важности изучения истории для формирования самосознания и идентичности личности ученика.

Подростковый возраст является важным этапом формирования самосознания человека, осознания своих особенностей. Самосознание (Я-концепция) представляет собой совокупность всех представлений человека о себе. Они включают в себя Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее , а также Я-реальное (каким я являюсь в настоящее время) и Я-идеальное (каким я хотел бы и должен стать) . Кроме того у подростка формируются моральные, нравственно-этические нормы, которые ложатся в основу его Я-идеальное - концепции. Эти нормы формируются в результате личностно-интимного общения в семье и в школе. Однако для полного формирования этих норм узкого круга общения подростка недостаточно. Необходимо гораздо больше разнообразных примеров ситуаций поведения людей, на основе которых подросток принимает и строит свои нормы. Эти примеры ситуаций подросток сегодня может взять из средств массовой информации(включая интернет), художественной литературы и из истории.

Здесь возникают проблемы. Наши СМИ в основном фокусируются на сенсационных и негативных новостях и патернах поведения, при этом отодвигая позитивные потерны поведения на второй план, создавая у человека (особенно молодого и неокрепшего) искаженную картину мира и систему ценностей.

Художественная литература включает много положительных образов. Однако все эти образы не реальные, живые люди, а типологические образы смоделированные писателями. Таким образом эти образы и ситуации в которых они действуют явно смоделированные и отходят от действительности, что ограничивает возможность принятия их со стороны школьников.

Изучение истории дает подросткам богатый материал с реальными людьми, проступками и ситуациями, происходившими в нашем обществе на протяжении веков. Несмотря на то, что далеко не все ситуации можно переложить на сегодняшнее время, исторические ситуации серьезно расширяют окно возможных решений для современных подростков. Оказывается, что у человека могли быть совершенно другой набор ценностей, не как сейчас, у разных народов и времен были разные обычаи и жизненные установки. В тоже время может удивить, что есть ценности для всех народов, которые не меняются на протяжении тысячелетий

Например одна из них это проблема отцов и детей. В 720 г до н.э. Гесиод писал: "Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!". Ничего не изменилось в извечной проблеме отцов и детей до сих пор.

Таким образом знакомство с историей в интересах школьника. Оно позволяет подростку расширить набор ситуаций и норм поведения для анализа и формирования самосознания и самоопределения в важный для него период. Если он этого не делает, то уподобляется таракану, который сидит в банке и не хочет выползти наружу, хотя крышка уже снята.

Однако историк может использовать и более простой и действенный аргумент. История может рассматриваться как интереснейший детектив, увлекательный для прочтения. Причем иногда реальные повороты, которые встречаются в истории намного круче любых придуманных писателями сюжетов. А загадки истории захватывают людей не меньше чем детективы и романтические истории.

Когда историк начинает раскапывать какую-то историческую проблему он сталкивается гораздо с большими трудностями, чем детектив взявший новое дело и приехавший на место преступления. Детектив в подавляющем числе случаев может найти и допросить свидетелей (прямых и косвенных - свидетель кому-то что-то говорил), историк обычно не имеет живых свидетелей. (они умерли сотни и тысячи лет назад) Все что от них осталось это какие-то исторические источники, в которых они описывают события, в какой-то мере, и историк не может спросить их - "а что вы имели в виду вот в этом месте?" (а источники были написаны на древнем, часто мертвом языке, людьми сознание и интересы которых мы плохо понимаем и переписаны за это время много раз, каждый раз теряя часть информации). Иногда даже никаких исторических источников о событии не осталось. Это был или до-письменный период, или язык источника еще не расшифрован или отложенные источники не дошли до нашего времени.

Детектив может прийти на место события, сделать следственный эксперимент и картина события становится более или менее ясной. Историк обычно не может сделать такого, потому, что место события неизвестно (например до сих пор ищут конкретное место, где произошла знаменитая Куликовская битва) или оно уже изменено - городов уже нет, здания разрушены, а на этом месте построено, что-то новое, исторический ландшафт изменен. Можно попытаться извлечь что-то из этого места с помощью археологии, датировки дендрологической и радиоуглеродной датировки. Однако возможности археологии самой по себе очень ограничено. Счастье, когда археологические и письменные источники дополняют друг друга.

Еще историк может применить лингвистические методы, привлечь современную генеалогию и другие науки, проанализировать собранный этнографический материал. Однако это все сырые методы, не дающие однозначных и непререкаемых ответов.

Таким образом задача разобраться в событии является гораздо более трудной для историка, чем для современного детектива. Хорошо сказано - История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить. В. Верховский И это задача может быть загадочной и увлекательной не только для профессионального историка, но и для любого школьника, который заинтересовался каким-то фактом и хотел бы разобраться в событиях прошлого и его связях с настоящем. Причем чем дальше событие отстоит от нашего времени, тем эта задача становиться более сложной и неоднозначной. Именно поэтому можно видеть, что у историков нет единого мнения по многим проблемным вопросам истории. Может быть несколько точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. Причем в любой момент может открыться какой-то новый неизвестный ранее исторический источник, который изменит весь расклад сил и мнений о событии. Вот такая вот особенная и валатильная наука - История. И уже на это накладывается особенности политического момента и идеологических интересов правящей элиты государства. Как сказано: "История - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее историкам ".

В настоящее время все больше и больше людей непрофессионалов увлекаются историей. Активно развивается движение исторических реконструкторов всех эпох. Все больше проводятся фестивалей. Уже существуют постоянные тематические постоянные поселения, куда можно приехать пожить на выходные или в отпуск. Открываются детские лагеря реконструкторов.

Все большее число энтузиастов интересуются альтернативной историей, ездят самостоятельно в экспедиции и ставят все больше и больше вопросов профессиональным историкам. В этом году состоялся первый научный диспут между египтологами-представителями официальной науки и энтузиастами лаборатории альтернативной истории "Супертехнологии против меди и камня ".


Активно развивается энтузиастами экспериментальная археология. Теперь мы лучше понимаем, что могли сделать древние люди своими орудиями и как они их делали.


Сегодня есть возможность включиться в увлекательный процесс изучения и открытия истории для любого желающего, начиная от школьника до взрослого. А начать это можно с обычных школьных уроков, дополнительных вопросов и диспутов по интересным и проблемным темам. Приходите, будем разбираться!