Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы Особенности допроса несовершеннолетних по уголовным делам

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ . Рассмотрим особенности ее применения.

В соответствии с 425 статьей УПК, -х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса , сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого , достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого - родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса .

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

(Скичко О. Ю.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2011, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ПРОТОКОЛИРОВАНИЯ ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О. Ю. СКИЧКО

Скичко О. Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского областного института управления и права, кандидат юридических наук.

Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико. Свидетельские показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. «Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний» <1>. Так, например, по делу о похищении ребенка с целью получения выкупа потерпевший (5-летний Н.) показал, что встречавшийся с похитителями мужчина (возможный организатор преступления — по одной из версий следствия) «из «Матрицы». Этим ограничилось все описание интересующего следствие лица. Как оказалось, упомянутый мужчина в день, когда его видел потерпевший, был одет в черный длинный кожаный плащ, а также на нем были черные очки характерной формы. К тому же он брил голову наголо. Внешний вид мужчины, по-видимому, ассоциировался у мальчика исключительно с героем популярного фильма «Матрица», что и определило его показания. ——————————— <1> Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М., 1984. С. 28.

В свое время в литературе было высказано заслуживающее внимания мнение, что при допросе малолетних следует составлять не протокол, а справку, подписанную всеми участниками допроса: «…протокол допроса, написанный в первом лице от имени ребенка 3 — 6 лет, при всем старании следователя воспроизвести сказанное им, выглядит неубедительно, а подчас даже просто нелепо. Справка же, составленная от имени следователя и лиц, участвовавших в допросе (например, воспитателя детского сада, матери и др.), не только может достаточно полно и четко отразить содержание рассказа ребенка, но и позволит составить впечатление об обстановке на допросе, о характере предшествующей допросу беседы, о существе задаваемых вопросов и т. д.» <2>. ——————————— <2> Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1974. С. 112.

Еще одним аргументом сторонников указанной позиции явилось то, что, по существу, допрос малолетнего — это беседа, в которой наряду со следователем и при его руководящей роли участвуют и другие лица (мать ребенка, воспитатель детского учреждения, детский психолог). Малолетнему не сообщается цель вызова к следователю, не разъясняются процессуальные права, не предлагается рассказать «известные по делу факты» и т. д. «Составление справки о беседе с ребенком наиболее точно соответствует, таким образом, фактическому характеру получаемой информации» <3>. ——————————— <3> Там же. С. 113.

Однако допрос должен заканчиваться не справкой (актом), а протоколом допроса в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона. Другое дело, что в анкетной части должны опускаться ответы на вопросы, которые не соответствуют возрастному статусу малолетнего. С. В. Матвеев, рассмотрев существующие в юридической литературе мнения о том, что протокол допроса как основное средство фиксации показаний несовершеннолетних (в том числе малолетних) участников процесса не в полной мере отражает особенности получения показаний этих участников уголовного судопроизводства, пришел к верному, на наш взгляд, выводу: широкое привлечение к участию в допросе указанной категории лиц психологов, педагогов, законных представителей, близких родственников в значительной мере позволяет учитывать особенности их показаний и оформлять их именно протоколом допроса <4>. ——————————— <4> См.: Матвеев С. В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 21.

Подобной точки зрения придерживаются М. М. Коченов и Н. Р. Осипова, считающие, что независимо от возраста ребенка и особенностей речевой формы сообщения любые его показания о фактах, имеющих значение для органов следствия, полученные с соблюдением требований закона, могут быть оформлены протоколом допроса, включены в число доказательств и в дальнейшем оцениваться наравне с другими доказательствами <5>. Таким образом, все высказывания ребенка об интересующих правоохранительные органы событиях, даже самые краткие или отдаленно связанные с ними, должны быть дословно, без искажений внесены в протокол. ——————————— <5> См.: Коченов М. М., Осипова Н. Р. Указ. соч. С. 28.

С учетом того что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. На наш взгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний. В ходе допроса целесообразно делать заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого). Это послужит уменьшению напряжения при допросе, поскольку допрашиваемый убедится, что его внимательно слушают, что его показаниям придают значение. Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались. Отражение указанных обстоятельств в протоколе имеет важное значение для последующей оценки показаний допрашиваемого, поскольку несовершеннолетнему трудно длительное время концентрировать свое внимание на допросе. К заполнению анкетной части протокола следователю нужно подходить особенно серьезно. Б. М. Шавер еще в 1935 г. предложил особую форму протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля, позволяющую получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. По мнению ученого, анкетная часть такого протокола должна содержать следующие пункты: 1) фамилия, имя и отчество; 2) возраст; 3) место жительства родителей и лиц, их заменяющих, их социальное положение и род занятий; 4) где учился и учится ли сейчас; 5) состоит ли в пионеротряде и комсомоле и состоял ли в них; 6) содержался ли в детских учреждениях, в каких, причины выбытия; 7) не был ли беспризорником; 8) отношение к обвиняемому и характер связи с ним (дружат, вместе учатся, родственники и проч.). «Заполняя такой бланк допроса, следователь уже невольно должен будет ориентироваться в том, что он ведет не обычный допрос, а допрос несовершеннолетнего» <6>. ——————————— <6> Шавер Б. М. Методика расследования преступлений несовершеннолетних. Саратов, 1935. С. 27.

Сегодня бланк протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) предусматривает подлежащими обязательному выяснению следующие данные, касающиеся допрашиваемого: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) месторождения; 4) местожительства и (или) регистрации, телефон; 5) гражданство; 6) образование; 7) семейное положение, состав семьи; 8) место работы или учебы, телефон; 9) наличие судимости. Также имеется пункт, предусматривающий получение «иных данных о личности несовершеннолетнего», однако содержание его не конкретизируется. На наш взгляд, это серьезное упущение. Наличие в форме протокола рассматриваемого следственного действия хотя бы нескольких позиций, характерных исключительно для несовершеннолетних (в настоящее время анкетная часть протокола допроса взрослого свидетеля практически не отличается от приведенной выше), позволило бы следователю, не сумевшему по каким-либо причинам собрать сведения о личности допрашиваемого на стадии подготовки, хотя бы в начале допроса восполнить этот пробел. При оформлении показаний малолетнего потерпевшего или свидетеля заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное — получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили. При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса. На практике следователи нередко пренебрегают этим требованием и подвергают показания несовершеннолетних (особенно малолетних) обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Последние излагаются трафаретным «казенным» языком, присущая им индивидуальность совершенно стирается. Так, например, несовершеннолетний свидетель Б., судя по содержанию протокола его допроса, своих приятелей называет «ребятами, ведущими сомнительный образ жизни». Попытки «упорядочить» показания ребенка могут привести одновременно к утрате и искажению части информации, исходящей от допрашиваемого, и привнесению информации, исходящей от следователя, что совершенно недопустимо. Еще Б. М. Шавер указывал на опасность выбора следователем «самого важного» из показаний не достигших 18 лет, поскольку «можно упустить такие выражения несовершеннолетнего, которые всем его показаниям придают совершенно особую окраску» <7>. ——————————— <7> Там же. С. 28 — 29.

И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с указанными показаниями только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько, например, несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремился записать гладкими и отшлифованными по одному стандарту. В тех же случаях, когда вызов в суд свидетеля или потерпевшего, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных возрасту допрашиваемого оборотов (тем бол ее одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием. Так, например, указывая на зафиксированные в протоколе допроса малолетней потерпевшей А. характеризующие подсудимого выражения «азиатская внешность» и «характерный разрез глаз», защитник К. стремился убедить судью в том, что показания А. дала под влиянием заинтересованных взрослых. На самом деле в ходе допроса девочка, описывая преступника, активно использовала жестикуляцию, а следователь все это «перевел» и записал в протоколе стандартными фразами. Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними свидетелями и потерпевшими решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Соответственно решается и вопрос о необходимости ознакомления ребенка с содержанием протокола. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе. Конечно, сложно требовать от малолетнего адекватного восприятия и оценки зачитываемых следователем показаний, поэтому предусмотренное УПК РФ право участвующих в следственном действии лиц (педагога, законного представителя) делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении является гарантией точного отражения показаний малолетнего допрашиваемого. Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, так же как и замечания к нему. Анализ вопросов, связанных с получением и фиксацией показаний малолетних, позволил О. Х. Галимову сформулировать следующую рекомендацию: получение информации от малолетнего в необходимых случаях может быть поручено специалисту в области возрастной педагогики и психологии, который самостоятельно либо с участием законного представителя произведет необходимые действия по получению искомых сведений от ребенка. В этом случае, по мнению О. Х. Галимова, должен составляться «протокол получения показаний малолетнего свидетеля (потерпевшего)» со слов специалиста, который в соответствии с законом предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ <8>. ——————————— <8> См.: Галимов О. Х. Проблемы правового регулирования уголовного судопроизводства с участием малолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1997. С. 24.

На наш взгляд, подобная процедура получения и фиксации показаний малолетних недопустима, как недопустима и реализация на практике высказанной Э. А. Черных рекомендации относительно собственноручного изложения показаний применительно к несовершеннолетним различных возрастных групп <9>. Допрос производит следователь. Он же фиксирует ход и результаты следственного действия в протоколе. Если у следователя возникают сложности в сохранении речевых особенностей допрашиваемого (как правило, малолетнего), значительно повысить точность и полноту их фиксации позволяют аудио — и видеозапись допроса. Как показали результаты проведенного анкетирования, к использованию на практике указанных способов фиксации детских показаний прибегают соответственно 21,8% и 15,7% от общего числа опрошенных работников следственного аппарата. И все же сегодня протокол допроса несовершеннолетних остается наиболее доступным, распространенным и единственно возможным способом оформления (фиксации) их показаний. ——————————— <9> См.: Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1968. С. 15.

——————————————————————

Проблемы протоколирования показаний несовершеннолетних


Скичко О.Ю. ,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского областного института управления и права,
кандидат юридических наук

Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико.

Свидетельские показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. «Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний» . Так, например, по делу о похищении ребенка с целью получения выкупа потерпевший (5-летний Н.) показал, что встречавшийся с похитителями мужчина (возможный организатор преступления - по одной из версий следствия) «из матрицы». Этим ограничилось все описание интересующего следствие лица. Как оказалось, упомянутый мужчина в день, когда его видел потерпевший, был одет в черный длинный кожаный плащ, а также на нем были черные очки характерной формы. К тому же он брил голову наголо. Внешний вид мужчины, по-видимому, ассоциировался у мальчика исключительно с героем популярного фильма «Матрица», что и определило его показания.

В свое время в литературе было высказано заслуживающее внимания мнение, что при допросе малолетних следует составлять не протокол, а справку, подписанную всеми участниками допроса: «...протокол допроса, написанный в первом лице от имени ребенка 3–6 лет, при всем старании следователя воспроизвести сказанное им, выглядит неубедительно, а подчас даже просто нелепо. Справка же, составленная от имени следователя и лиц, участвовавших в допросе (например, воспитателя детского сада, матери и др.), не только может достаточно полно и четко отразить содержание рассказа ребенка, но и позволит составить впечатление об обстановке на допросе, о характере предшествующей допросу беседы, о существе задаваемых вопросов и т.д.» .

Еще одним аргументом сторонников указанной позиции явилось то, что, по существу, допрос малолетнего - это беседа, в которой наряду со следователем и при его руководящей роли участвуют и другие лица (мать ребенка, воспитатель детского учреждения, детский психолог). Малолетнему не сообщается цель вызова к следователю, не разъясняются процессуальные права, не предлагается рассказать «известные по делу факты» и т.д. «Составление справки о беседе с ребенком наиболее точно соответствует, таким образом, фактическому характеру получаемой информации» .

Однако допрос должен заканчиваться не справкой (актом), а протоколом допроса в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона. Другое дело, что в анкетной части должны опускаться ответы на вопросы, которые не соответствуют возрастному статусу малолетнего.

С.В. Матвеев, рассмотрев существующие в юридической литературе мнения о том, что протокол допроса как основное средство фиксации показаний несовершеннолетних (в том числе малолетних) участников процесса не в полной мере отражает особенности получения показаний этих участников уголовного судопроизводства, пришел к верному, на наш взгляд, выводу: широкое привлечение к участию в допросе указанной категории лиц психологов, педагогов, законных представителей, близких родственников в значительной мере позволяет учитывать особенности их показаний и оформлять их именно протоколом допроса .

Подобной точки зрения придерживаются М.М. Коченов и Н.Р. Осипова, считающие, что независимо от возраста ребенка и особенностей речевой формы сообщения любые его показания о фактах, имеющих значение для органов следствия, полученные с соблюдением требований закона, могут быть оформлены протоколом допроса, включены в число доказательств и в дальнейшем оцениваться наравне с другими доказательствами . Таким образом, все высказывания ребенка об интересующих правоохранительные органы событиях, даже самые краткие или отдаленно связанные с ними, должны быть дословно, без искажений внесены в протокол.

С учетом того что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. На наш взгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний. В ходе допроса целесообразно делать заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого). Это послужит уменьшению напряжения при допросе, поскольку допрашиваемый убедится, что его внимательно слушают, что его показаниям придают значение.

Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались. Отражение указанных обстоятельств в протоколе имеет важное значение для последующей оценки показаний допрашиваемого, поскольку несовершеннолетнему трудно длительное время концентрировать свое внимание на допросе.

К заполнению анкетной части протокола следователю нужно подходить особенно серьезно. Б.М. Шавер еще в 1935 г. предложил особую форму протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля, позволяющую получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. По мнению ученого, анкетная часть такого протокола должна содержать следующие пункты:

1) фамилия, имя и отчество;

2) возраст;

3) место жительства родителей и лиц, их заменяющих, их социальное положение и род занятий;

4) где учился и учится ли сейчас;

5) состоит ли в пионеротряде и комсомоле и состоял ли в них;

7) не был ли беспризорником;

8) отношение к обвиняемому и характер связи с ним (дружат, вместе учатся, родственники и проч.).

«Заполняя такой бланк допроса, следователь уже невольно должен будет ориентироваться в том, что он ведет не обычный допрос, а допрос несовершеннолетнего» .

Сегодня бланк протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) предусматривает подлежащими обязательному выяснению следующие данные, касающиеся допрашиваемого:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) место рождения;

4) место жительства и (или) регистрации, телефон;

5) гражданство;

6) образование;

7) семейное положение, состав семьи;

8) место работы или учебы, телефон;

9) наличие судимости.

Также имеется пункт, предусматривающий получение «иных данных о личности несовершеннолетнего», однако содержание его не конкретизируется. На наш взгляд, это серьезное упущение. Наличие в форме протокола рассматриваемого следственного действия хотя бы нескольких позиций, характерных исключительно для несовершеннолетних (в настоящее время анкетная часть протокола допроса взрослого свидетеля практически не отличается от приведенной выше) позволило бы следователю, не сумевшему по каким-либо причинам собрать сведения о личности допрашиваемого на стадии подготовки, хотя бы в начале допроса восполнить этот пробел.

При оформлении показаний малолетнего потерпевшего или свидетеля заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное - получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний.

В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили.

При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса.

На практике следователи нередко пренебрегают этим требованием и подвергают показания несовершеннолетних (особенно малолетних) обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Последние излагаются трафаретным «казенным» языком, присущая им индивидуальность совершенно стирается. Так, например, несовершеннолетний свидетель Б., судя по содержанию протокола его допроса, своих приятелей называет «ребятами, ведущими сомнительный образ жизни».

Попытки «упорядочить» показания ребенка могут привести одновременно к утрате и искажению части информации, исходящей от допрашиваемого, и привнесению информации, исходящей от следователя, что совершенно недопустимо. Еще Б.М. Шавер указывал на опасность выбора следователем «самого важного» из показаний не достигших 18 лет, поскольку «можно упустить такие выражения несовершеннолетнего, которые всем его показаниям придают совершенно особую окраску» .

И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с указанными показаниями только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько, например, несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремился записать гладкими и отшлифованными по одному стандарту. В тех же случаях, когда вызов в суд свидетеля или потерпевшего, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных возрасту допрашиваемого оборотов (тем более одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием. Так, например, указывая на зафиксированные в протоколе допроса малолетней потерпевшей А. характеризующие подсудимого выражения «азиатская внешность» и «характерный разрез глаз», защитник К. стремился убедить судью в том, что показания А. дала под влиянием заинтересованных взрослых. На самом деле в ходе допроса девочка, описывая преступника, активно использовала жестикуляцию, а следователь все это «перевел» и записал в протоколе стандартными фразами.

Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними свидетелями и потерпевшими решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Соответственно решается и вопрос о необходимости ознакомления ребенка с содержанием протокола. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе.

Конечно, сложно требовать от малолетнего адекватного восприятия и оценки зачитываемых следователем показаний, поэтому предусмотренное УПК РФ право участвующих в следственном действии лиц (педагога, законного представителя) делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении является гарантией точного отражения показаний малолетнего допрашиваемого.

Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, так же как и замечания к нему.

Анализ вопросов, связанных с получением и фиксацией показаний малолетних, позволил О.Х. Галимову сформулировать следующую рекомендацию: получение информации от малолетнего в необходимых случаях может быть поручено специалисту в области возрастной педагогики и психологии, который самостоятельно либо с участием законного представителя произведет необходимые действия по получению искомых сведений от ребенка. В этом случае, по мнению О.Х. Галимова, должен составляться «Протокол получения показаний малолетнего свидетеля (потерпевшего)» со слов специалиста, который в соответствии с законом предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ .

На наш взгляд, подобная процедура получения и фиксации показаний малолетних недопустима, как недопустима и реализация на практике высказанной Э.А. Черных рекомендации относительно собственноручного изложения показаний применительно к несовершеннолетним различных возрастных групп . Допрос производит следователь. Он же фиксирует ход и результаты следственного действия в протоколе. Если у следователя возникают сложности в сохранении речевых особенностей допрашиваемого (как правило, малолетнего), значительно повысить точность и полноту их фиксации позволяют аудио- и видеозапись допроса. Как показали результаты проведенного анкетирования, к использованию на практике указанных способов фиксации детских показаний прибегают соответственно 21,8% и 15,7% от общего числа опрошенных работников следственного аппарата. И все же сегодня протокол допроса несовершеннолетних остается наиболее доступным, распространенным и единственно возможным способом оформления (фиксации) их показаний.

При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

Допрос потерпевших.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.