Закон о разглашении третьим лицам персональных данных. Персональные данные: кому и как доступно их разглашение? Разглашение персональных данных должностных лиц судебная практика

Российская Федерация является социальным государством. Это значит, что власти нашей страны обязаны заботиться о своих гражданах. Но для этого она должна обладать определенным количеством данных о каждом человеке. Как такую информацию собрать, обработать и сохранить? Какое наказание установлено за разглашение персональных данных? На эти и подобные вопросы будут предоставлены ответы в нашем материале.

Общая характеристика персональных данных

Способы сбора, защиты и обработки персональных данных российских граждан регламентирует Федеральный закон № 152 "О персональных данных". Давайте разберем само понятие. В соответствии со статьей 1 этого закона, под персональными данными понимается информация, относящаяся к физическому лицу и позволяющая его идентифицировать. Они могут содержать все что угодно: фамилию человека, его семейное положение, адрес проживания и даже антропометрические особенности.

Любая информация о личной жизни граждан носит конфиденциальный характер, то есть является секретной. Она не подлежит разглашению или несанкционированному сбору. За такие действия Уголовным кодексом РФ предусмотрены разные виды санкций.

Частная жизнь

Понятия персональных данных и частной жизни тесно связаны. Статьей 137 УК РФ предусматривается уголовно-правовая защита частных сведений о человеке. Сюда входят:

  • информация о родственниках или близких людях человека;
  • информация о самом человеке, включая реквизиты документов и сведения о месте проживания;
  • любая другая информация, составляющая тайну и охраняемая законом (телефонные переговоры, переписки, содержание завещаний, счета в кредитных организациях и т. д.).

Законом запрещается разглашение персональных данных, то есть сведений, обозначенных выше. Это прямое нарушение Уголовного кодекса и статьи 23-24 российской Конституции. Чем это грозит? Лица, решившиеся на несанкционированное разглашение тайных сведений, подвергнутся уголовному преследованию.

Признаки преступления по статье 137 УК РФ

В соответствии с диспозицией статьи 137 УК РФ, ответственность возлагается за разглашение персональных данных, если имеет место:

  • отсутствие согласия их обладателя на сбор или разглашение;
  • сбор или распространение информации носит незаконный характер.

В первом случае человек мог раскрыть, например, содержание завещания вопреки воле его обладателя. Во втором случае речь может идти о раскрытии секретной государственной информации или о данных отдельной группы людей.

В статье 137 присутствует альтернативная диспозиция. Уголовно наказуемыми признается разглашение персональных данных посредством СМИ, в ходе публичного выступления или в произведениях. Закон не устанавливает минимальное количество лиц, которым может быть передана информация. Это означает, что для наступления уголовной ответственности будет достаточно передачи информации всего одному лицу.

Санкции за разглашение персональных данных

Статья 137 УК РФ предусматривает различные санкции за сбор и распространение тайной информации. Если преступление не носит тяжкий характер, то виновному лицу грозят следующие виды наказаний:

  • лишение свободы до 2 лет;
  • арест до 4 месяцев;
  • штраф в размере до 200 тыс. рублей (или полуторагодовая зарплата виновного лица);
  • обязательные работы сроком до 360 часов или исправительные работы до 1 года.

Отягчающим наказанием считается сбор или распространение информации в связи со своим должностным положением. В качестве примера можно выделить разглашение персональных данных работодателем. Виновное лицо в этом случае будет подвержено воздействию довольно тяжелых санкций:

  • лишение свободы до 5 лет или арест сроком до 5 месяцев;
  • штраф до 300 тыс. рублей;
  • принудительные работы до 4 лет (обязательные работы не предусмотрены).

Разглашение персональных данных сотрудников и клиентов - это тяжелое преступление. Однако даже за него последуют наказания не столь суровые, как за сбор и распространение информации о несовершеннолетних. За подобные действия установлены следующие типы наказаний:

  • арест до полугода или лишение свободы до 6 лет;
  • штраф до 350 тыс. рублей;
  • принудительные работы до 6 лет.

Умышленное разглашение сведений о человеке наказывается по всей строгости закона. Но как следует хранить и защищать информацию, чтобы никто не смог ее достать и незаконно распространить? Обратимся к нормам ФЗ-152 "О персональных данных".

Хранение и защита персональных данных

Конфиденциальность персональной информации охраняется операторами. Это профессиональные работники, обязующиеся не раскрывать третьим лицам имеющуюся информацию без согласия соответствующих субъектов. При этом сведения могут храниться в разном виде. В качестве общедоступных источников могут выступать справочники, адресные книги, электронные системы и прочие носители.

С письменного согласия субъектов персональных данных в источник включаются фамилия и имя, дата и место рождения, адрес проживания, сведения о профессии, абонентский номер и прочая информация. По заявке самого субъекта или по решению судебной инстанции все сведения о человеке могут быть в любое время удалены.

Защита персональных данных зависит от их категории. Так, тайная информация может иметь частный, муниципальный или даже государственный характер. В зависимости от типа имеющихся данных устанавливаются и уровни защиты.

Доступ к личным данным

Кто имеет право на законное хранение, обработку и разглашение персональных данных? Статья 14 ФЗ-152 дает ответ на этот вопрос. Полным спектром полномочий в отношении информации о каждом человеке обладает только государство. Оно же создает специальные органы, ответственные за хранение и обработку приватной информации. В таких органах работают операторы, которые обладают ограниченными полномочиями в отношении персональных данных.

Субъект индивидуальной информации дает оператору свое согласие на защиту и обработку данных. Устанавливаются цели и юридические основания такой обработки. При этом сам оператор обязан предоставить полную информацию о себе: назвать фамилию и имя, должность и место нахождения. Регламентируются сроки хранения данных, устанавливаются необходимые уровни защиты.

Оператор персональных данных

Про самого оператора следует рассказать чуть подробнее. Кто он такой, какими обязанностями и правами обладает? Необходимая информация есть в статье 18 ФЗ-152.

Оператор персональных данных должен разъяснить субъекту его права. В них также имеется несколько нюансов. Например, закон не всегда позволяет лицам изымать собственные индивидуальные данные из базы. Оператор обязан пояснить субъекту, почему он не имеет возможности удалить необходимую информацию.

Помимо этого, работник базы должен уведомлять людей о ходе обработки, заключать с ними различные договоры, запрашивать разрешение на ведение статистики или исследования и т. д. Проще говоря, оператор должен отчитываться перед субъектами за каждое свое действие с имеющимися персональными данными. Разглашение третьим лицам запрещено, и будет расцениваться как тяжкое преступление (превышение полномочий).

Порядок обработки информации

В статье 5 ФЗ-152 закреплены принципы работы с персональными данными. Так, процесс обработки должен осуществляться на основе справедливости и законности. Вся процедура должна ограничиваться только обозначенными ранее целями. Запрещается объединение баз данных с информацией разного типа, хранение информации в ненадлежащем виде, превышение сроков работы и многое другое.

Согласно статье 6 Федерального закона, процедура обработки индивидуальных данных должна быть реализована лишь на определенных условиях. Так, необходимо согласие субъекта. Операторы должны незамедлительно исполнять решения суда. Не стоит забывать про то, что все реализуемые процедуры направлены на защиту прав и свобод российских граждан. Именно поэтому операторы должны работать только в интересах своих клиентов.

Уполномоченный государственный орган

Уполномоченной государственной инстанцией по защите прав субъектов персональной информации является Федеральный исполнительный орган по контролю и надзору за соответствием обработки данных требованиям российского законодательства. Каковы ее функции? Организация осуществляет надзор за компаниями, целью которых является обработка персональных данных.

В соответствии со статьей 23 ФЗ-152, орган имеет следующие полномочия:

  • запрос у физических и юридических лиц информации, необходимой для реализации своих функций;
  • ограничение доступа к информации, нарушающей закон;
  • обращение в суд с исками в защиту субъектов индивидуальных данных;
  • требования от операторов уточнения информации, а также ее обработки, защиты, блокировки и т. д.

Представленный орган является исполнительным, а потому находится в подчинении у правительства.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации, каждый гражданин страны имеет право на защиту его чести, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. При этом оформление многих документов требует представления сведений личного характера: так, например, устраиваясь на работу, оформляя кредит или банковскую карту, гражданин должен указать свои Ф.И.О., паспортные данные, место регистрации и т.д.

При этом организация, являющаяся получателем этих данных, обязуется сохранять их в тайне и не передавать третьим лицам. Каковы санкции за нарушение конфиденциальности сведений личного характера, и какой орган занимается привлечением к ответственности лиц, допустивших разглашение такой информации?

Что такое персональные данные гражданина?

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» № 152 от 27.27.2006, под персональными данными понимается информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, являющемуся субъектом персональных данных.

К персональным данным гражданина можно отнести его Ф.И.О., паспортные данные, дату и место рождения, место регистрации, ИНН, СНИЛС, номер медицинского полиса, сведения о местах работы, об образовании, семейном положении и т.д. При передаче их лицу, являющемуся обработчиком сведений (в его качестве могут выступать юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные органы), субъект персональных данных должен подписать документ, который подтверждает его согласие на их использование.

В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • Ф.И.О. гражданина, адрес его регистрации и паспортные данные;
  • наименование и адрес юридического лица, или Ф.И.О. и адрес гражданина, выступающего в роли оператора обработки данных.

В том случае, если данные, переданные гражданином для обработки, поступили в распоряжение третьих лиц, оператор, допустивший такую утечку информации, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Административная и уголовная ответственность, размер штрафов

Налагаемая за разглашение персональных данных ответственность носит административный характер. Привлечением к ней лиц, по вине которых произошла утечка конфиденциальной информации, занимаются органы прокуратуры.

  • на граждан – от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей.

Кроме того, на лицо, распространившее такую информацию в СМИ, произведении или публичном выступлении, а также добывшее ее противозаконным способом, может быть наложена уголовная ответственность.

Каждый имеет предоставленное ему право на неприкосновенность собственной личной жизни.

Если у человека нет потребности разглашать сведения о своем существовании, никто другой не может этого делать вне зависимости от публичности или не публичности содеянного.

Конституция как гарант всех главных свобод и прав граждан страны обеспечивает защиту и персональных данных. Бурный скачок в развитии Интернета породил потребность ужесточения охраны личных сведений. Кроме специального федерального закона и статьи в КоАП РФ разглашение персональных данных нашло отражение в ст. 137 УК РФ.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, сказав лишнее слово, лучше заранее ознакомиться с тем, какие данные являются персональными и не подлежат разглашению, а также что грозит за данное преступное деяние?

Обозначенная правовая категория нашла свое отражение в ФЗ «О персональных данных» № 152. Согласно ему, под персональными данными предполагаются любые сведения, носящие личный характер, и относящиеся непосредственно к конкретному физическому лицу.

Проблема в этом юридическом аспекте вовсе не в том, что граждане, падкие на сплетни, любят перемывать друг другу кости.

Проблема, по большей части, лежит в плоскости недобросовестности действий государственных учреждений и коммерческих корпораций, которые в силу своего функционирования, имеют доступ к огромному числу персональных данных.

Обычно мы не уделяем внимания тому, как часто мы ставим подпись в согласии о предоставлении персональных данных о себе . А ведь такой документ нам преподносят почти во всех учреждениях: больницы, банки, магазины, работодатели и др.

По умолчанию мы верим в то, что сведения не выйдут за пределы наших отношений с данной структурой. Но ведь это совсем не так.

Все правила доступа к персональным данным и принципы их обработки четко прописаны в ФЗ № 152.

Даже не заглядывая в ФЗ, а лишь на основании сведений ст. 137 УК РФ, можно определить, что в качестве персональных данных могут быть рассмотрены две категории:

  • Частная жизнь;
  • Информация, которая представляет семейную или личную тайну граждан.

Семейная тайна, как очевидно из самого названия, содержит сведения, которые относятся к отношениям личного характера внутри семьи. Личная тайна есть скрытый от глаз чужих людей абсолютно любой биографический факт.

Исходя из судебной практики, в качестве личных сведений признавались:

  • ФИО, адреса и контактные телефоны, паспортные данные, идентификационные номера;
  • Личная электронная переписка;
  • Сведения геолокации;
  • Детализация телефонных переговоров.

Вопросы верной квалификации данного преступного деяния имеют место быть. Это обусловлено, прежде всего, нематериальным характером объекта преступления. Выступает объектом – частная жизнь и право на неприкосновенность.

Для того, что сведения были признаны частной жизнью, необходимо, чтобы они не имели причастности к другим личностям. Они не должны нарушать интересы окружающих субъектов.

Регулируются вопросы частной жизни нормами морали или человеческой нравственности.

Объективная сторона имеет характерную активную направленность и может протекать в одной из трех форм:

  • Незаконные сбор информации;
  • Ее незаконное распространение;
  • Публичное оглашение запрещенных сведений.

Прямой умысел и полное осознание противоправности совершаемого деяния есть субъективная сторона по ст. 137 УК РФ.

Человек не делает это случайно, он намеренно идет на это, преследуя свои личные мотивы. Мотив, впрочем, значения для квалификации не имеет.

Субъект деяния – общий – вменяемое лицо, которому исполнилось 16 лет.

Квалифицирующим признаком по ст. 137 УК РФ признается использование своего служебного положения или должностного преимущества в распространении чужих личных сведений.

Для суда не имеет значения, где конкретно работает это лицо. Важно лишь, что имея доступ к персональным данным, он незаконно осуществляет их распространение.

Различия особенности распространения сведений о жизни человека и характер такой информации, преступные действия могут различным образом регулироваться.

Так, та информация, которая отражена в персональных документах человека и по умолчанию составляет его личную тайну, отражена в ГК РФ.

Отсюда и наказание за разглашение персональных данных такого характера содержится в КоАП РФ.

Представлена широким перечнем видов ответственности за незаконное разглашение личных данных, которые защищены государством.

Подследственность данного преступного деяния лежит на органах правопорядка:

УК РФ, в отличие от КоАП РФ, имеет в своем арсенале кроме денежных санкций, таких как штраф за разглашение персональных данных, и иные виды наказания.

В УК РФ данная статья имеет совсем другое название – «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

Уголовное деяние будет иметь место, когда распространение личных данных ставит под угрозу жизнь человека, его моральное или нравственное состояние, безопасность в обществе.

Итак, ст. 137 УК РФ применима в таких ситуациях:

Незаконное распространение или сбор, а равно и публичное выступление с данной информацией может наказываться:

  • Штрафом, который соответствует доходам за 1,5 года осужденного, или в размере до 200 000 руб.;
  • Исполнением обязательных работ до 360 часов;
  • Привлечение к исполнительным работам до 1 года;
  • Принудительные работы до 2 лет;
  • 4 месяца ареста или лишение свободы, но не более 2 лет.

При совершении тех же самых преступных действий, но дополнительно при злоупотреблении своего должностного положения для этих целей, виды наказания будут выглядеть немного иначе:

  • Денежное взыскание 100000-300000 руб.;
  • Лишение права занимать ту самую должность или вести схожую деятельность до 5 лет;
  • Привлечение к принудительным работам максимально на 4 года;
  • Арест не более 6 месяцев или лишение свободы – максимум на 4 года.

В 2013 году в статью была и введена и ее последняя третья часть . Она регулирует точно такое же публичное разглашение, но касается сугубо тех сведений, которые относятся к преступлениям, потерпевшей стороной в которых выступало несовершеннолетнее лицо.

Любая болтовня о последствиях таких преступлений, ухудшении морального, психического или физического здоровья подростка подпадает под квалификацию ч. 3 ст. 137.

Наказание варьируется следующим образом:

Очевидно, что преступление о разглашении личных сведений чужих людей, не такое уж безобидное. При наличии отягчающих обстоятельств, которые отражены в ч.2 или ч.3 можно надолго загреметь за решетку.

Каждый потерпевший по ст. 137 УК РФ имеет законное право в гражданском порядке требовать возмещение моральной компенсации за содеянное.

К 2020 году число преступлений против личной неприкосновенности значительно возросло. Чего только стоят виртуальные недоброжелатели или недобросовестные предприниматели, которые, к примеру, продают информацию о долгах и жизни клиентов коллекторам.

Серьезный протест и неприятие получило введение нового закона, согласно которому государство имеет право следить за личной перепиской или звонками каждого гражданина своей страны.

Тотальный контроль такого характера непонятен многим. Ведь государство должно являться гарантом прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, а не нарушать их.

Сложность квалификации уголовного деяния заключается в том, что некоторые профессии, в частности, журналисты имеют право, прописанное специальном законе, разглашать личные данные.

При этом такое разглашение должно быть осуществлено в рамках общественных интересов. Где грань между интересами общества и нарушением закона – непонятно.

Суды в первую очередь руководствуются тем, что они обязаны, как защитить нарушенные права на личную неприкосновенность граждан, так и не вмешиваться в свободу слова и действия, которая также закреплена в главном законе страны.

Как правило, в судах такие дела заканчиваются примирением. Если же этого не происходит чаще в качестве меры наказания применяются денежные взыскания.

Однако, в ситуациях, которые кстати сегодня широко распространены, когда обвиняемый выкладывает в общем доступе в Интернете интимные видео или фото своих бывших подруг, используются принудительные или исправительные работы. Ч.1 ст. 137 УК РФ рассматриваться будет в мировом суде .

Персональные данные — предмет, который хоть и не имеет точной материальной ценности, но защищается государством в полной мере.

Очень жаль, что многие не понимают, что, распуская сплетни или намеренно передавая или даже продавая сведения о личной жизни других людей, они нарушают гарантированные права и свободы, ущемляют безопасность окружающих и порождают ненужные конфликты.

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, признается персональными данными (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», далее — Закон № 152-ФЗ).

К персональным данным относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация о конкретном человеке. Размер заработной платы, выплачиваемой работнику, относится к его персональным данным (письмо Роскомнадзора от 07.02.2014 № 08КМ-3681).

Круг сведений о заработной плате

Понятие « » включает в себя не только должностной оклад или тарифную ставку работника, но и положенные ему выплаты компенсационного и стимулирующего характера (надбавки, доплаты, премии) (ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ).

Доступ к персональным данным

Персональные данные относятся к информации, доступ к которой ограничен (ст. 2, 3, 5 и 6 Закона № 152-ФЗ).

В каких случаях персональные данные можно сообщить третьему лицу

Персональные данные предоставляют третьим лицам, когда необходимо предотвратить угрозу жизни и здоровью работника и в других ситуациях, установленных Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст. 88 ТК РФ, ст. 7 Закона № 152- ФЗ).

В каких случаях персональные данные нельзя передать третьему лицу

В пункте 4 разъяснений от 14.12.2012 специалисты Роскомнадзора разобрали несколько ситуаций, когда нельзя предоставлять персональные сведения о работнике.

Так, нельзя передавать данные о работнике, если:

С запросом обратился человек или организация, не уполномоченные федеральным законом на получение таких сведений. Например, запросивший персональные данные не является государственным инспектором труда, прокурором, сотрудником правоохранительных органов или органов безопасности и т. п.;

Нет письменного согласия работника на предоставление сведений о нем лицу, обратившемуся с запросом. Если сотрудник не дал согласие на передачу персональных сведений никому из родственников, работодатель или его представитель не вправе передавать персональные данные работника его жене.

Требование супруги предоставить ей сведения о зарплате мужа также не является основанием для предоставления персональных сведений без согласия работника. Что подтверждают и специалисты Роскомнадзора в письме от 07.02.2014 № 08КМ-3681.

Защита персональных данных и ответственность за их разглашение

В законодательстве установлены различные виды ответственности за разглашение персональных данных. Работники бухгалтерии в силу своих должностных обязанностей имеют доступ к персональным данным работников компании (в частности, к сведениям об их заработной плате).

Дисциплинарная ответственность

Если персональные данные работника не сохранил в секрете компании, директор вправе сделать ему выговор или даже уволить (п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 90 и 192 ТК РФ).

Однако если бухгалтер решит оспорить в суде на основании пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса за разглашение персональных данных другого работника, администрация компании должна будет доказать следующее:

Сведения, которые уволенный бухгалтер расчетной части неправомерно разгласил, относятся к персональным данным другого работника;

Они стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

Уволенный работник дал обязательство не разглашать такие сведения.

Об этом говорится в пункте 43 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2.

Административная ответственность

За разглашение информации о персональных данных работников на виновника может быть наложен административный штраф в размере, предусмотренном статьей 13.14 КоАП РФ, а именно от 4000 до 5000 руб.

Как корректно отказать в предоставлении сведений

В компании должен быть разработан и утвержден локальный нормативный акт, в котором регламентируется порядок обработки, хранения, использования и защиты персональных данных работников, — положение о персональных данных работников (ст. 8, п. 7 и 8 ст. 86, ст. 87 и 88 ТК РФ).

В нем, в частности, необходимо прописать порядок передачи персональных данных работников третьим лицам.

Запрос в письменной форме

В положении о персональных данных работников целесообразно установить, что компания рассматривает только письменные запросы о предоставлении персональных данных, поскольку при устном обращении сложно идентифицировать лицо, которое обращается с запросом о предоставлении персональных данных работника. Образец запроса смотрите ниже.

Письменное согласие работника

В отдельном пункте положения о персональных данных работников следует указать, что информация может быть предоставлена родственникам или членам семьи только с письменного согласия самого работника (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

Обратите внимание: работник сам вправе определить, какому лицу (организации) он готов предоставить свои персональные данные. Необязательно, что в перечень этих лиц попадет супруга работника. Образец письменного согласия работника на предоставление его персональных данных смотрите ниже.

Уведомление об отказе

В положении о персональных данных также стоит описать порядок действий уполномоченных представителей компании, если в силу нормы закона на запрос не может быть дан положительный ответ. В этом случае обратившемуся лицу бухгалтер выдает письменное уведомление об отказе в предоставлении персональных данных работника.

В уведомлении можно будет сослаться на статью 88 Трудового кодекса и соответствующий пункт внутреннего положения о персональных данных работников. Образец уведомления смотрите ниже.

Имеющая непосредственное отношение к физическому лицу . Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит . Данные должностные лица обеспечивают:

  1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
  2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
  3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
  4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

После прохождения регистрации запросы отправляются руководителю компании или его заместителю, которым определяется срок и порядок рассмотрения. После чего даются указания исполнителям.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует :

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Кому можно предоставлять личные сведения?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

  • Фонд социального страхования РФ.
  • Налоговые органы.
  • Федеральная инспекция труда.
  • Пенсионный фонд РФ.
  • Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения .

Адвокаты

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции» , сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Следователи прокуратуры

В была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и . Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.

Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» . В документе следует указать следующую информацию :

  • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
  • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
  • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
  2. Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
  3. Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
  4. Подпись и печать отправляющего органа.

Ответное обращение

В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение , в котором должна содержаться следующая информация:

  1. Название органа, от которого поступил запрос.
  2. Наименование и адрес оператора.
  3. Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
  4. ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
  5. Занимаемая должность.
  6. Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).

Во время отправления ответа нельзя нарушать передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта . Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.