Виды людей по образу жизни. Какие существуют образы жизни? Образ жизни: примеры

англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц.-полит. и культ.), типичные для конкретно-истор. соц.-экон. отношений. См. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ СТАНДАРТ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБРАЗ ЖИЗНИ

понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 1960-х, активно использовался на протяжении 1970-х - начала 1980-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 1980-х. Использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 1970-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и тому подобные О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 1980-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего это касается выявления уровня, на котором онтологически представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.".

Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического.

Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О.Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами.

Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сферном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются невыясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества.

Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 1980-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с "исходной установкой" у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБРАЗ ЖИЗНИ – форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни» дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т.д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей. В зависимости от того, какие условия или параметры человеческого бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают «кочевой» и «оседлый», «городской» и «сельский», «традиционный» и «индустриальный», «аристократический» и «буржуазный» и т.д. образ жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения («советский» или «американский», «западный» или «восточный», «социалистический» или «капиталистический» образ жизни), что может быть оспорено. Образ жизни личности в определенной степени зависит и от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального склада мышления и пр.) и поэтому может быть «медлительным» или «подвижным», «рациональным» или «нерациональным» и т.д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни», которые можно рассматривать как конкретизацию и различные «срезы» этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена. Именно социально-философский подход к пониманию образа жизни дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и любого иного «аспектного» (демографического, психологического, медицинского и т.д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.

В целостной системе и структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает диалектика общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, «порядка жизни», он не может быть сведен к совокупности обстоятельств и синтезу неких «родственных» признаков (научная и эвристическая ценность такой «собирательной» характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия «образ жизни» обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т.е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой. Однако образ жизни не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т.п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также момент отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися. Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего времени и т.д. М.Вебер , предпочитая вместо понятия «образ жизни» понятие «стиль жизни», рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет Stand-общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические мотивы. Каждому стилю жизни, согласно М.Веберу, соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.

Как система конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т.д. сферы человеческой жизнедеятельности – с другой. В процессе культурного развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, единство социально типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения людей, формируется специфический внутренний склад каждодневного бытия личности. Так, И.Кант считал «культуру воспитания» важнейшим элементом образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа мысли, без чего создается лишь «видимость» культуры (см.: Кант И. Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966, с. 18). Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна. По К.Марксу , «жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как рабочий... различны в различных странах и при различных состояниях культуры...» (см.: Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 47. М., 1973, с. 42). Характеристика культурного «фонда» общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социально-экономических и политико-идеологических условий того или иного общества (напр., различия «западного» и «восточного» образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).

Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в настоящее время, когда в контексте глобализации мира со всей остротой встает вопрос о смене парадигмы и формировании «глобального стиля жизни», активно обсуждается тема судьбы существующих образов жизни и жизненного мира постэкономического человека 21 в.

Литература:

1. Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975;

2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996;

3. Козловски П. Культура постмодернизма. М., 1997.

9051 0

Из всех лекарств лучшее — отдых и воздержание.
Б. Франклин

Здоровье гораздо более зависит от
наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства

Д. Лебок


Экологическим фактором стало увеличивающееся потребление населением лекарств. Большинство синтетических медикаментов, нормализуя одну физиологическую реакцию, функцию органа, могут незаметно изменить состояние других органов и систем, вплоть до их заболевания, о котором говорят как о побочном действии лекарств.

Следовательно, надо помнить и о болезнях фармакологической агрессии». Так, некоторые лекарственные препараты способны вызывать поражения печени. На IV международной конференции по сердечно-сосудистой терапии (1991) указывалось, что применение фармакологических препаратов, снижающих уровень жира в крови, может приводить к повышению числа опухолевых заболеваний. Все больше появляется в обществе людей, страдающих «лекарственной аллергией».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала правительства развитых стран оказывать содействие в возрождении народной медицины с рекомендацией научного изучения ее потенциала. Наблюдается долгожданный отход от противопоставления народной медицины и официальной. То, что «неофициальные» лекарственные средства могут оказывать оздоравливающее воздействие, не вызывает сомнения.

Здоровый образ жизни — непременное условие здоровья человека. Отмечается большая зависимость между заболеваемостью и образом жизни человека.

К сожалению, здоровье занимает у человека далеко не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни. Конечно, здоровье в большой степени зависит от благосостояния. Но что понимать под благосостоянием, разве только вещи? Неограниченный рост материального потребления становится для человека вредным и тормозит его духовное развитие. Это затмевает важность главных целей жизни — физического и духовного совершенствования и гармоничного развития личности.

Если раньше одновременно человек был и производителем, и потребителем, то теперь эти функции четко распределились. Так же, по-видимому, произошла и со здоровьем. Человек, «потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Таким образом, здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого труженика. Все представляется заботам государства, медицине, которые, как, вероятно, думают многие, должны поставлять здоровье так же, как продукты питания, промышленные товары и платные услуги. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, а не его «производителем».

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Под культурой понимается особого рода отношение — отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура — это не только сумма нравственных начал. Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни.

Образ жизни — это комплекс наиболее существенных и типичных характеристик способа трудовой, общественной, познавательной, культурной и других видов деятельности (активности) людей, непосредственно воздействующих на их здоровье. В научное определение организма должна входить и среда, так как без последней существование организма было бы невозможным. Один из мудрецов Древней Индии провозгласил: «Каков микрокосмос, таков и макрокосмос».

Хотя образ жизни находится в неразрывном единстве с условиями жизни, следует отличать эти понятия. Условия жизни — это, по существу, все опосредующие и обусловливающие образ жизни факторы, его определяющие или ему сопутствующие. В их числе материальные и нематериальные факторы (социальные, духовные, культурные и др.) и природные факторы. Образ жизни в виде деятельности, активности людей связан с условиями жизни, поскольку люди реагируют на условия жизни, используют их, проявляют к ним определенное отношение. Надо понять, «что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье и как равновесие, согласие стихий его поддерживают, а их раздор его разрушает и губит» (Леонардо да Винчи).

Еще более 2000 лет тому назад великий врач Гиппократ подчеркивал роль здорового образа жизни для предупреждения заболеваний. В это понятие он включал: соблюдение диеты соответственно возрасту, времени года, конституции, прогулки, купания, гимнастические упражнения.

Философ Сократ, живший в V в. до нашей эры, считал, что осмысленная жизнь ведет к духовному и физическому здоровью, гармонии внутренних сил и внешней деятельности, к нравственному удовлетворению своим поведением. Знание самого себя, по его мнению, является высшим человеческим достоинством и благом. Для того чтобы быть здоровым, надо иметь большую силу воли, не угодничать прихотям и желаниям собственного тела. Еще древний философ Сенека писал по этому поводу: «Угождайте телу лишь столько, сколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным, держите тело в строгости».

Из истории известно, что человека нередко губили излишества — переедание, переутомление в работе, половая невоздержанность, применение возбуждающих средств в больших дозах. Здоровье — это здоровый образ жизни, утверждение которого неотделимо от борьбы с вредными привычками. «Образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» (Ю.П. Лисицын).

Обобщая ряд классификаций, Ю.П. Лисицын включает в образ жизни четыре категории: «... экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни». При прочих равных первых двух категориях (экономической и социологической) здоровье людей зависит также от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей, определяющем их поведение. Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой ритм жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Основные сферы, где реализуется образ жизни человека:

— труд, его организация, формы удовлетворения материальных и культурных потребностей;
— быт, как сфера обслуживания и как совокупность обычаев, традиций, норм общежития, которые характерны для жизни вне производства, в свободное время;
— формы участия людей а политической и общественной жизни;
— элементы, относящиеся к общественному сознанию, нравственности, морально-этические, психологические и общекультурные.

Устойчивое здоровье достигается соблюдением принципов здоровой, разумной жизни, обеспечивающей в конечном итоге активное долголетие. В понятие «здоровый образ жизни» входят: рациональный режим труда, отдыха и питания, активный отдых, полноценный сон, закаливание организма, решительная борьба с вредными привычками.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

Многие испытали на себе, что современный образ жизни (особенно в городе) чаще всего малоактивен. Вроде бы и присутствует постоянное движение, однако оно больше напоминает суету, чем полезную физическую активность. Раньше наши предки, чтобы добыть себе мясо, ходили на охоту; пробираясь сквозь бурелом, выслеживали и преследовали добычу. Чтобы полакомиться грибами и ягодами, отправлялись в лес. Работа на огороде давала необходимые овощи и зелень к столу. Готовить еду приходилось на огне, а для этого тоже нужно было нарубить дров и насобирать хвороста. Движение и физический труд сопровождали людей всю жизнь, изо дня в день. А что сейчас? За мясом, молоком, теми же грибами и ягодами достаточно сходить в супермаркет за углом. Потеряли престиж многие рабочие профессии, потому что офисная работа позволяет заработать намного больше и без утомительного труда. Работая сидя, люди затем садятся отдыхать. Ну чем не парадокс? А появившийся интернет вообще позволил, не вставая с места, делать практически всё: общаться, учиться, даже совершать покупки.

Образ жизни современного человека идёт вразрез с самой природой, которая предписала нам движение как способ сохранить и физическое, и моральное здоровье. Всё, что имеет человечество на сегодняшний день, достигнуто упорным трудом. Даже изобретение колеса не случайно: надрываясь от тяжести перетаскиваемых грузов, люди через пот и усталость догадались, как облегчить себе этот труд. Не одна тщательно выстроенная каменная стена рухнула до того, как научились делать скрепляющие камень растворы. Мы восхищаемся красотой древних памятников архитектуры и поражаемся силе, трудолюбию, терпению людей, их создавших. Из горячих песков однажды поднялись великие пирамиды. До сих пор будоражат воображение гигантские истуканы острова Пасхи. А сколько прекрасных замков, дворцов, площадей, башен и арок свидетельствуют об огромном труде, вложенном в их строительство! Научные достижения тоже получены немалым трудом отважных ученых и исследователей, опускавшихся на океанское дно, поднимающихся в горы, бредущих сквозь снега и ветер к полюсам Земли.

Даже детям сейчас интереснее поиграть дома в компьютерные игры, чем выйти на улицу.

Боюсь, что скоро канут в прошлое весёлые салочки, догонялки, прятки и более масштабные детские игры в индейцев, пиратов, разбойников. И совсем уж настораживает образ жизни современного подростка.

Вырастая из таких вот малоподвижных «компьютерных» детей, подростки зачастую не могут перестроиться на большую подвижность. Еще больше проводя времени за компьютером, они играют уже в другие игры, а трепетная пора первых свиданий под луной переносится в интернет. Такой вот сидячий образ жизни, да к тому же еще и неправильное питание, часто приводят к ожирению у подростков. Молодой организм требует большое количество сытной, вкусной еды, но вот калории, с ней полученные, расходуются недостаточно. А потом склонные к полноте подростки зачастую уже во взрослой жизни получают проблемы с сердцем, дыханием, кровяным давлением и обменом веществ. И причина всему – недостаточность движения! Раньше люди хоть и ели много, но расходовали полученную с едой энергию полностью.

Вести здоровый образ жизни просто необходимо как минимум для того, чтобы меньше болеть. Конечно, сейчас люди уже не так боятся заболеть и попасть к врачу, как прежде. Да, нелегко приходилось нашим заболевшим предкам! Способы лечения и их последствия зачастую бывали намного страшнее, чем сама болезнь. Так, кровопусканием лечили практически всё, оно считалось универсальным средством. И стоит ли говорить о стерильности инструментов? Зубы вырывали без всякой анестезии, а при мигренях была показана трепанация черепа. Альтернативой были различные знахари, лечившие травами, но всё равно заболеть люди панически боялись, а поэтому берегли своё здоровье. Современная медицина изобрела достаточно хороших лекарств и способов лечения, вполне приемлемых и безболезненных. Вот и надеются многие сейчас больше на «волшебную таблетку», чем на самих себя, и продолжают небрежно относиться к собственному здоровью.

Конечно, сейчас многие проблемы со здоровьем можно свалить на современный образ жизни, плохую экологию и наследственность. Но ученые выяснили, что эти факторы – лишь первая часть причин, приводящих к болезням. Как вы думаете, от чего зависит вторая часть? Не удивляйтесь, но всё от того же, не раз упомянутого здесь, ! То есть зачастую

человек сам виновен в своих болезнях, поглощая еду в огромных количествах, сидя за компьютером вместо работы на свежем воздухе, предпочитая полежать на диване вместо активного отдыха. И на кого же тут жаловаться, если не на самого себя?

На протяжении многих веков и тысячелетий организм человека формировался и подстраивался под большую физическую активность. В нашем теле существует более шестисот мышц, и все они должны активно работать для образования импульсов, стимулирующих органы и системы человека – пищеварительную, нервную, кровеносную и так далее. Благодаря активным физическим нагрузкам, происходит насыщение кислородом всего организма, а питательные вещества полноценно усваиваются. Следовательно, работающие мышцы – залог здоровья всего организма. В свою очередь, недостаточность движения приводит к ухудшению и нарушению функций большинства органов.

Мозг хуже «командует» всем организмом, лёгкие недостаточно снабжают кровь кислородом, почки накапливают жидкость в теле, потому что не могут полноценно ее выводить. Падает иммунитет, и организм уже не может сопротивляться некоторым болезням. Человек заболевает, чувствует физическое бессилие или устаёт даже от мизерной работы, апатичен, не вынослив. Всё это последствия гиподинамии.

Если кто-то еще сомневается в необходимости здорового образа жизни, то ниже приведено еще несколько неоспоримых аргументов в его пользу:

  • Активный человек дольше живёт. И если Вам в среднем суждено прожить 70 лет, то прибавьте к этой цифре еще лет 8-10 при хорошей физической активности и столько же отнимите при её недостаточности. Имея избыточный вес, легко получить еще и проблемы с сердцем. С возрастом эта ситуация может только усугубиться и привести к инфаркту. Страшная статистика говорит о том, что на болезни сердечно-сосудистой системы приходится до 30% от общего количества смертей. И каждый человек, недостаточно двигаясь, практически смертельно рискует. Сколько бы ни было Вам лет, двигайтесь! А молодым, жалующимся на усталость и сложность физических упражнений, следует брать пример с Виктора Ершова, белорусского пенсионера. В свои 73 года он имеет отличную физическую форму, и не только сам занимается тяжелой атлетикой, но еще и тренирует юных спортсменов. Он также много бегает, ездит на велосипеде, плавает.
  • Физическая активность – гарант прекрасного здоровья. И хоть не все болезни связаны с недостаточностью мышечной активности, но, по крайней мере, о болезнях позвоночника, сосудов и сердца можно забыть. А крепкий иммунитет, полученный вследствие занятий спортом и правильного питания, защитит от любой инфекции.
  • Работоспособность на протяжении всей жизни. То, что в молодости даётся легко, так же без проблем будет получаться и в зрелом возрасте. Не стоит лениться и ждать лифта, чтобы подняться на третий этаж, если сейчас можно прекрасно преодолеть это расстояние пешком. Регулярно совершая даже такую минимальную тренировку, можно приучить свои мышцы выполнять ее без усталости и в 70 лет. Это относится также и к умственной работоспособности.
  • Хорошая фигура и привлекательная внешность. Особенно актуален этот аргумент для молодых людей, и пусть говорят, что красота внешняя – не главное в жизни, многие юноши и девушки стремятся выглядеть стройными и красивыми. Не зря же говорят, что по одёжке, то есть по внешности, встречают! Девушкам и занятия спортом дадут тонкую талию, подтянутый живот, красивую осанку, а юношам – накачанные кубики пресса и мускулистую фигуру, во все времена считающиеся эталонами внешней красоты.
  • Осознание себя как всесторонне развитой личности. Справедливо утверждение, что в здоровом теле – здоровый дух. Прекрасная физическая форма подарит ощущение собственной привлекательности, от чего непременно поднимется самооценка. А это в свою очередь скажется и на умственной работоспособности. Человек, гордящийся собой, непременно счастливее того, который постоянно видит в себе одни лишь недостатки и ничего не делает для их устранения. Энергия, которая могла бы пойти на бессмысленные переживания, направится на творчество, креативность, станет созидательной. Человек, любящий себя, всегда добрее и лучше относится к окружающим, производя на них неизменно приятное впечатление.

Все вышеприведённые аргументы подтверждают одну старую как мир истину: движение – это жизнь!

Бобры ведут семейный образ жизни с ярко выраженной территориальностью в освоении пространства. Каждая семья имеет свой участок обитания. Структура участка, занимаемого семьей, довольно сложна. Она обычно состоит из жилища (хатка, гнездовая нора, полухатка), нескольких убежищ, расположенных по всей семейной территории, летних временных убежищ или мест отдыха, сети троп и системы «гидротехнических» сооружений (плотин и каналов). Размеры участков зависят от числа животных в семье, продолжительности ее обитания на одном месте, но главным образом от запасов корма и распределения его в пределах семейной территории (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Завьялов и др., 2010).

Кормовой участок бобры осваивают неравномерно. Наибольшее количество деревьев животные обычно валят на небольшом отрезке берега в так называемой «зоне наибольшей активности», которая, как правило, находится вблизи жилища. По мере истощения корма в этой зоне бобры уходят за ним все дальше от жилья, осваивая до 1,5 – 2 и даже 3 км берега, обычно вверх по течению (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

В начале формирования поселения бобры знакомятся с территорией, предпринимают «разведывательные рейды», и оставляют следы занятости ее в виде погрызов, вылазов, но главное – так называемых «пахучих холмиков». Маркировочное поведение бобров и его функции во взаимоотношениях животных всегда привлекало внимание исследователей. В частности, установлено, что число запаховых меток увеличивается близ границ территории семьи, а также то, что интенсивность мечения территории значительно выше от хатки вверх по течению, чем вниз от жилища (Rosell et. Al., 1998, см: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Емельянов, 2010¹; Емельянов, ).

Интенсивность мечения территории в течение года изменяется. Наиболее активно животные метят участок в начале лета, что очевидно связано с охраной территории семьей, имеющей в это время потомство и занятой его выращиванием. Заметно возрастает маркировочная деятельность также осенью, что совпадает с ростом активности животных, связанной с началом зимних заготовок корма при одновременном сокращении размера территории, осваиваемой семьей (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Емельянов, 2010¹; Емельянов, ; Чернова, Емельянов, 2010). Бобры в это время метят главным образом ту часть территории, где сосредоточена основная кормозапасающая деятельность семьи (Кудряшов, 1975, см: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007). Следующее увеличение активности мечения начинается по мере приближения сезона размножения, достигая максимума в феврале (Rosell, Bergan, 2000, см: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007; Емельянов, 2010¹; Емельянов, ; Чернова, Емельянов, 2010). Многочисленные метки сигнализируют о занятости территории, предотвращая тем самым агонистическое поведение и столкновение животных, ведущее к стрессовому состоянию участников конфликтов.

Участок семьи не только маркируется, но и активно охраняется от вторжения соседей или пришельцев, каковыми могут быть и молодые, расселяющиеся животные, и одиночные, потерявшие пару и странствующие звери. О строгости охраны участка свидетельствуют многочисленные следы покусов на теле бобров, особенно бобров-одиночек, а также шрамы на шкурах и хвостах зверей, добытых в процессе промысла (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007). Молодые звери, живущие в семье, имеют шрамов на шкурах в три раза меньше, чем самостоятельный молодняк (Кудряшов, 1975, цит. по: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007). Случается, что защита участка заканчивается смертью пришельца. Гибель зверей от покусов вдвое превосходит таковую от нападения хищников (Жарков, 1969, см: Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

Жизнь бобровой семьи на участке продолжается почти до полного истощения древесно-веточных кормов. Повторное заселение участков бобрами происходит только после возобновления на них древесно-кустарниковой растительности, что зависит от условий произрастания и видов возобновляющихся растений (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

Речные бобры – животные с хорошо выраженным циклом сезонной активности. Один ее максимум приходится на осень, он начинается обычно в середине сентября и продолжается до середины ноября, то есть до самого ледостава. Вместе с тем ремонтными работами животные занимаются в течение и весны, и лета. Это особенно заметно в поселениях с молодняком и служит одним из опознавательных признаков наличия приплода в бобровой семье. Летом встречаются и вновь строящиеся плотины, которые часто принадлежат отселившимся молодым животным, что подтверждается размерами следов от резцов бобров на деревьях и кустах и следов их лап на грязевых участках берега (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Носова, Беляченко, 2006; Собанский, 2006; Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

Большая часть зимней жизни бобров проходит подо льдом, в этот период звери малоподвижны и выходы их на поверхность явление довольно редкое, за исключением зверей, живущих на малых водотоках, а также одиночных зверей, зимующих иногда в совершенно неподходящих условиях – в пожарных карьерах, в придорожных выемках грунта, пересохших ручьях. Как правило, выходы звери совершают в оттепели и небольшие до – 10 морозы. В холодную погоду при температуре воздуха – 20 и ниже они на поверхности не появляются.

Заметное увеличение подвижности (второй пик активности животных) регистрируется в конце зимы – начале весны и соответствует гону животных. В это время учащаются выходы бобров на поверхность, увеличивается время пребывания их на льду и берегах водоемов, иногда встречаются переходы по льду протяженностью до километра. Там, где обычны весенние паводки, бобрам приходится значительную часть времени проводить во временных логовах. После спада воды животные приступают к ремонту жилищ и плотин, активизация такой деятельности особенно заметна в поселениях с приплодом.

Летом бобры заняты выращиванием молодняка. В первый месяц после рождения бобрят самка не уходит далеко от жилья, годовики также держатся поблизости от жилища, участвуют в заботе о потомстве и особенной активности не проявляют. Многие из двухлетних зверей в конце лета отселяются, и если удается, формируют пары. Иногда некоторые двухлетки остаются зимовать с семьей, это бывают даже молодые самцы, ставшие половозрелыми (Носова, Беляченко, 2006; Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

В безледный период в пределах суток бобры активны большей частью вечером, с 19 до 22 часов и ранним утром – с 5 – 6 до 8 – 9 часов (Кучин, 1991; Носова, Беляченко, 2006; Собанский, 2006; Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007). Однако в местах, редко посещаемых людьми, можно встретить плавающего бобра и днем. Сходное поведение можно наблюдать в поселениях, разместившихся в пределах городской территории с почти постоянным присутствием людей в пределах обитания бобровой семьи. Вероятность увидеть днем бобров, плавающих, подгрызающих деревья, сплавляющих корм к складу, ремонтирующих плотины или жилища возрастает с наступлением осени, то есть в период подготовки к зиме (Носова, Беляченко, 2006; Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).

В местах, где бобров часто беспокоят люди, звери ведут себя осторожно и скрытно, и при приближении человека спешат спрятаться в норе или хатке. Это, однако, не относится к зверям, живущим в непосредственной близости к человеку. Бобры, обитающие в пределах средних и даже крупных населенных пунктов, ведут себя так, будто их ничто не беспокоит, даже грохот металла, сопровождающий погрузку или разгрузку металлических конструкций, проезжающие автомашины, работающие пневмоустановки и прочее. Только целенаправленное приближение человека к животным на дистанцию 5 – 7 м заставляет их искать спасение в воде (Данилов, Каньшиев, Фёдоров, 2007).


Места обитания

Речные бобры неприхотливы. Они уживаются за полярным кругом и в областях с субтропическим климатом – важно лишь наличие подходящих водоемов (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

Бобры в основном поселяются по берегам медленно текущих лесных рек, стариц и озер (Жизнь животных, 1971; Кучин, 1991; http://zoomet.ru).

Важно наличие у водоема обильной пойменной растительности, как древесной из мягких лиственных пород (осина, тополь, береза), так и кустарниковой (ива, смородина и др.), а также водной (кувшинка, кубышка, рдест) и прибрежной травянистой растительности (камыш, рогоз, осока, тростник), входящей в рацион бобра (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Жизнь животных, 1971; Собанский, 2006).

Быстрые горные реки с высокими бурными паводками малопригодны для этих животных, хотя селятся они иногда и на таких речках (Собанский, 2006). Также избегают очень широких рек (Жизнь животных, 1971), однако при наличии обильной пищи все же селятся на крупных, даже судоходных реках (Колосов, Лавров, Наумов, 1961). Непригодны для бобров и мелководные водоемы, промерзающие зимой до дна (Собанский, 2006). Еще бобры могут селиться на прудах, в канавах, в торфяных карьерах и среди болот. Пруды эти звери способны образовывать для себя и сами, перегораживая плотинами речушки и ручейки, а подчас и довольно солидные речки (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Собанский, 2006; Завьялов и др, 2010).

Если зверей не беспокоят, они живут в непосредственной близости, или даже на окраинах населенных пунктов (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).


Строительная деятельность

Бобры строят различные виды сооружений: хатки, полухатки, норы, каналы, плотины и пр. Основным строительным материалом для построек бобров служат прутья, ветви и части нетолстых стволов (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

По характеру использования бобровые сооружения могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным относятся жилища, а к вспомогательным – плотины, каналы и временные убежища (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Самые примитивные бобровые сооружения – это временные убежища или логова. Они обычно устраиваются животными летом в густых прибрежных зарослях кустарников, и представляют собой либо небольшое углубление в земле, выстланное травой, либо отрытую в склоне берега нору без туннеля. Обычно такими убежищами пользуются годовики, живущие первые летние месяцы отдельно от родителей, а также двухлетние звери, оставившие семью. Временные логова иногда устраивают и взрослые одиночные животные при появлении на новом месте. Временные убежища бобров в северных регионах могут располагаться под корнями старых елей, растущих у самого уреза воды; в южных регионах подобные убежища устраиваются под коблами. Коблы – это верхние части корневых систем деревьев, обычно ольхи, крупных ив (ветлы), тополей, растущих у воды. Внутри кобла зверь делает камеру, выгрызая корневую систему (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Постоянные жилища бобров бывают двух типов – норы и хатки. Иногда встречаются и переходные формы – полухатки, как правило, их сооружение вызвано разрушением верхнего свода норы или подтоплением гнездовой камеры (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Алейников, 2010; http://zoomet.ru).

Конкретный тип жилища, которое соорудят себе бобры – хатка, полухатка, или нора – зависит от строения берега, величины сезонных колебаний уровня воды в водоеме, и деятельности человека (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Алейников, 2010).

Основным жилищем бобра является нора, в тех случаях, когда берег достаточно высок, прочен и крут. При этом входное отверстие всегда располагается значительно ниже уровня воды. Выход под воду находится на глубине около 50 см. Ходы норы разветвляются, образуя слепые отнорки или объемистые камеры. Ширина последних 80 – 100 см, высота 30 – 50 см. Общее протяжение ходов вместе с отнорками составляет от 8 до 25 м. Ближе к поверхности земли нора расширяется и представляет собой гнездовую камеру такого размера, чтобы в ней свободно размещалась вся семья. Дно камеры выстилают щепками, тонкими ветками, сухой травой и пр. Диаметр выходов из нор варьирует от 30 до 70 см и более. Обычно бывает несколько – от 2 до 7 выходов из жилища (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Там, где бобров часто беспокоят, они предпочитают норы.

Хатки строятся лишь в том случае, если бобры не имеют возможности выкопать нору (водоем с очень низкими берегами) или поселиться под коблом, например, в низинных и заболоченных участках. Высота домика, сооружаемого речными бобрами, в среднем 1,5 м, но может достигать 2,5 м. Диаметр основания от 3 до 12 м. Хатка – это сооружение конусовидной формы, сложенное из естественного опада, веток, обрубков сучьев и стволов тонких деревьев, срезанных бобрами, мха, травы, лесной ветоши; все эти строительные материалы облеплены и сцементированы илом и грязью (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Выход, независимо от типа жилища, всегда находится под водой. Если по какой-то причине выход норы обваливается близ уреза воды, животные прикрывают его ветвями, ветошью, илом, выстраивая своеобразный козырек, защищающий нору на суше и плавно уходящий в воду. Так получается полухатка (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Алейников, 2010).

Если хатка располагается на берегу, а не на островке или сплавине посреди бобрового пруда, то она зачастую окружена обводным каналом, и один или два выхода из жилища открываются в этот канал. Ширина таких обводных каналов от 0,7 до 1 метра, а глубина достигает полутора метров (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Плотины бобр сооружает в пересыхающих или мелеющих водоемах, ниже по течению мест заготовок пищи и расположения жилища. В результате возведения плотины уровень воды повышается, что обеспечивает животным выход из жилища под воду. Благодаря плотинам, водоемы, до того почти непригодные для жизни бобров, заметно преобразуются, становясь полноводными прудами. Размеры плотины зависят от ширины русла и глубины водоема в месте ее возведения (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Скалон, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Завьялов и др, 2010). Строятся плотины в основном в период наибольшего спада воды, то есть к концу лета – началу осени, когда скорость течения и напор воды минимальны. Древесные обрубки и ветви укладываются комлем вверх по течению (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

Частые переходы бобров из одного водоема в другой по сырым понижениям приводит к тому, что такие места все более углубляются, а места выходов все глубже вдаются в берега. В дальнейшем звери активно подрывают берега, увеличивая длину этих канав. Если водоемы расположены поблизости, то такие канавы скоро соединяются, образуя канал. Проложенный канал бобры углубляют и расширяют, подкапывая стенки и выталкивая грунт на его края. Каналы необходимы бобрам, чтобы скрытно переходить из одного водоема в другой, переходить к местам жировок, для транспортировки кормов и строительных материалов. Ширина большинства каналов обычно 40–80 см. Протяженность чаще не превышает 20 м, но может достигать и нескольких сотен метров. Глубина – до 1 м. Иногда канал перегораживается плотинами, отчего получается ступенчатый уровень воды (Колосов, Лавров, Наумов, 1961). В некоторых местах звери прокладывают целую сеть троп и каналов (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Под термином «бобровое поселение» понимается участок угодий, занятый семьей бобров, парой или одиночным зверем (Хлебович, 1947, см: Панкова, Панков, 2010).

В зависимости от особенностей водотока и его долины выделяют два типа поселений: русловые и прудовые. Русловые поселения образованы на каналах и малых реках с высокими (удобными для рытья нор) берегами и глубоко врезанным относительно днища долины руслом (до 1,5 м). Их отличительная черта – отсутствие прудов. Длина плотин не превышает ширину русла. Уровень воды поднимается вровень с днищем долины, подтапливая ее. В таких поселениях во множестве встречаются бобровые каналы, прорываемые от русла к берегам. Жилища – норы и полухатки. Прудовые поселения доминируют на всех малых реках с неглубоко врезанным руслом (до 0,5 м). Такое русло определяет необходимость строить длинные плотины, перегораживающие и русло, и днище долины. Образуется пруд. Постепенно бобры достраивают плотины ниже и выше по течению, в результате образуются каскады прудов (прудовые комплексы). Преобладающие типы жилищ – хатки и полухатки, встречаются и норы (Алейников, 2010).

В строительстве участвуют все взрослые бобры и подростки (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

Питание

Бобры – растительноядные звери. Они поедают почти любые растительные корма, но список основных кормов невелик; видовой состав корма меняется в зависимости от местных условий и сезона года (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007; Анчугов, Стариков, 2008). На растительноядность бобра прямо указывают: гипселодонтный тип его коренных зубов, большая длина кишечника, и крупная слепая кишка, свидетельствующие о питании животных грубой, богатой целлюлозой пищей (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Однако известны и редкие факты поедания бобрами животной пищи: в частности, бобры ели беззубок (Anodontha ) на р. Слабозерке в Архангельской области (Паровщиков, 1961, см: Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Бобр предпочитает мягкие древесные породы – осину, тополь, иву (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Броздняков, 2005; Братчиков, 2007; Анчугов, Стариков, 2008; Емельянов и др., 2008). Предпочтение, отдаваемое тополевым и ивовым, очевидно, объясняется вкусовыми качествами пород, способностью усваиваться организмом животных, и их высокой калорийностью (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007). Достаточно сказать, что при окислении 1 кг осиновой коры образуется 604,4 кал, что в 2 раза больше соответствующих показателей для ивы и в три раза для березы (Соловьев, 1973, см: Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007). Большинство же других пород поедаются редко или единично. Таковы, например, такие лиственные породы как черемуха, крушина, рябина и другие, а также все хвойные. По мере истощения предпочитаемых кормов на участке обитания, в рационе бобров возрастает доля других древесно-кустарниковых пород или замещающих кормов (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Ярко выражена сезонная смена кормов. Во второй половине весны и летом бобр кормится преимущественно листьями и молодыми побегами деревьев и кустарников, стеблями, цветами и другими частями водных и прибрежных растений (Колосов, Лавров, Наумов, 1961; Анчугов, Стариков, 2008). Из водных растений охотно едят камыш, рогоз, тростник, кувшинки и др. Из трав – таволгу вязолистную, крапиву, сныть, дягиль, конский щавель, гравилат, бодяк огородный, калужницу болотную и др. (Собанский, 2006). Переход на питание травянистой растительностью обусловлен потребностью животных в сочных зеленых кормах, богатых витаминами, минеральными веществами и микроэлементами (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Осенью, зимой и в начале весны бобр ест преимущественно зеленую кору, молодые ветки и корневища водных трав (Колосов, Лавров, Наумов, 1961). Полная смена питания и переход на зимние корма приурочены к концу вегетационного периода. В это время в коре и камбиальном слое древесины, в почках растений происходит откладывание запасных питательных веществ (Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Осенью бобр обычно делает зимние запасы кормов в виде обрубков деревьев, веток и корневищ водных растений. В основном он заготавливает такие корма, как осина, тополь, береза, ива, черемуха, рябина. Для этого звери валят деревья, стволы разделывают на чурки, срезают сучья и все это сплавляют в удобные для хранения места под водой, с хорошим доступом из норы или хатки (Собанский, 2006).

Зимой хранилища бобров оказываются подо льдом, и звери имеют возможность пробираться туда, не выходя на поверхность и не подвергаясь риску нападения хищников. Если плыть к запасам корма далеко, звери поддерживают во льду на пути туда продушины (Собанский, 2006). Через естественные или специально сделанные бобрами отдушины звери временами выходят наружу, проводя на суше по нескольку часов. Иногда бобры делают под снегом ходы от отдушины к зарослям ивы. При температуре воздуха ниже -25°C на поверхность они обычно не выходят (Колосов, Лавров, Наумов, 1961).

Звери, живущие в одиночку, запасают очень немного корма, а иногда и вовсе этого не делают, поэтому вынуждены часто выходить на поверхность.

Запасы корма бобры осваивают неравномерно. Наибольшее количество сваленных деревьев обычно встречается на небольшом отрезке берега в так называемой «зоне наибольшей активности», которая, как правило, располагается вблизи жилища и плотины. Однако по мере истощения корма на этом участке звери уходят за кормом все дальше от жилья, осваивая до 1,5 км береговой полосы (Броздняков, 2005; Данилов, Каньшиев, Федоров, 2007).

Участки, на которых бобры валят деревья, можно разделить на лесосеки и окна.

Лесосеки прибрежные участки с полностью или частично выгрызенными бобрами деревьями и кустарниками. Обычно лесосеки используются несколько лет, причем около 80 % погрызов сосредоточено в 15-метровой полосе. Длина лесосеки может быть разной. Вокруг небольших прудов длина обычно соответствует протяженности пруда (100 – 250 м), вокруг больших прудов может быть несколько коротких (до 100 м), прерываемых участками леса (Алейников, 2010).

Окна небольшие поляны, на которых бобрами свалено или подгрызено несколько излюбленных кормовых деревьев. Число деревьев, подгрызаемых в окне, обычно не превышает 10, чаще – 3–7. Большинство окон расположено в 30-метровой полосе от уреза воды (Алейников, 2010).