Основные способы защиты трудовых прав работников. Способы защиты трудовых прав Способы защиты трудовых прав рф

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Комментарии к ст. 352 ТК РФ


1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основании ст. 45 Конституции РФ. Эта же статья установила право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

2. Труд - осознанная энергозатратная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы.

Трудовые права - права работников, которые они получили, так как выполняют определенную работу. Они могут представлять совокупность условий работы, оговоренных в трудовом договоре, законодательные права, обычные обязанности и привилегии, ассоциирующиеся с выполнением какой-либо работы. Установление социальных гарантий прав является методом охраны трудовых прав.

Основные права работника изложены в ст. 21 ТК (перечисленные права правильнее было бы считать общими). Основные права работодателя изложены в ст. 22 ТК.

3. Защита прав - принудительный способ осуществления субъективного права, применяемый в отношении обязанного лица в установленном законом порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом в целях восстановления нарушенного права.

Защиту прав следует отличать от охраны прав. Охрана предусматривает меры, применяемые до нарушения прав и свобод, а защита прав - меры, применяемые после правонарушения, для восстановления нарушенного права.

4. В соответствии со ст. 353 ТК государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.

5. Установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль, относится к ведению федеральных органов государственной власти согласно ст. 6 ТК.

Право на труд — одно из основных прав граждан нашей страны, которое задекларировано в Конституции. В современном обществе, в который раз находящемся в состоянии экономического кризиса, не все работодатели считают необходимым соблюдать это право. Средства массовой информации регулярно сообщают о случаях незаконного увольнения сотрудников, о задержках выплаты зарплаты и так далее. Подобные ситуации требуют от всех заинтересованных сторон знания правовых основ трудовых взаимоотношений. Способы защиты трудовых прав работников – одна из актуальнейших проблем в этой отрасли.

Виды способов защиты трудовых прав

Понятие «защита трудовых прав» не ограничено исключительно выявлением нарушений прав сотрудников работодателями и выстраиванием в соответствии с законом попранных ранее прав, сюда входит и предупреждение подобных нарушений. Эти вопросы излагает часть 5 ТК, включающая их детальное описание.

Формы и способы защиты трудовых прав объясняет ст. 353 ТК. В ней даётся информация о том, что государством гарантируется защита прав работников. Здесь же определяются и установленные государством способы защиты.

Выделяются следующие способы, определяющиеся, как основные:
  • самозащита;
  • защита прав трудящихся при участии профессиональных союзов;
  • надзор и контроль со стороны государства.
  • защита суда.

Существуют и неосновные способы:

  1. Защита с привлечением комиссий по трудовым спорам.
  2. Разрешение конфликта с помощью коллективных трудовых споров.
  3. Решение спора с привлечением правозащитных организаций.
  4. Обращение в Международный суд по правам человека.
  5. Другие способы.

При всём многообразии предлагаемых способов защиты трудовых прав наиболее действенными все же остаются те, которые предполагают, что на сторону работающего человека должно стать государство.

Итак, защита трудовых прав работника осуществима им самостоятельно (самозащита), обществом (если в процессе участвуют профсоюзы или другие общественные организации), государством (при участии судебных и иных государственных учреждений).

Негосударственные способы

К негосударственным способам защиты прав работника можно отнести такие основные способы, как самозащита и защита прав при участии профсоюза, кроме этого в данную группу входят все неосновные способы, защищающие рассматриваемые права работающих граждан.

Самозащита

Данное понятие включает в себя весь комплекс средств, которые доступны сотруднику для защиты попранных трудовых прав собственными силами. Во всех случаях нарушения прав допускается параллельное направление жалобы на работодателя в государственные органы.

Чаще всего самозащита применима в таких случаях:
  • нарушение срока выдачи зарплаты;
  • невыплата зарплаты;
  • несоблюдение требований норм охраны труда.

Несмотря на наличие правовых норм, регулирующих самозащиту работника, законодателем предусмотрена лишь одна её форма – полный отказ от осуществления своих рабочих функций.

Так, например, в случае если невыплата заработной платы продолжается свыше 15 суток, любой работающий человек может на законных основаниях отказаться от исполнения своих должностных функций. Он об этом должен уведомить организацию — работодателя письменно. Приостановление работы обычно длится до устранения данного нарушения. Работодатель обязан письменно уведомить своего сотрудника о возможности произвести выдачу зарплаты. Во время самозащиты трудящийся может в рабочее время не быть на работе, но он имеет право на начисление средней зарплаты за период самозащиты.

Кроме рассмотренного случая официально работающий человек может использовать предоставляемое ему законом право на самозащиту в случае, если он отказывается выполнять трудовую деятельность, не предусмотренную трудовым договором, или если существуют угрозы его жизни либо здоровью.

Преследования со стороны работодателя опасаться при самозащите не нужно, так как подобное поведение относится к законным правам работника.

Однако законом защищены также права работодателя, он наделён правом на защиту и может обращаться в те же государственные органы: в Государственную инспекцию труда, в суд — для того, чтобы оспорить незаконные, по его мнению, действия своего сотрудника.

Решение данных органов обязательно к исполнению для обеих сторон, поэтому, если право сотрудника на самозащиту в конкретном случае признано незаконным, то он должен незамедлительно приступить к работе.

Защита прав при участии профсоюзных органов

Работник имеет на получение помощи от профессиональных объединений в защите своих попранных трудовых прав при условии, что они организованы в учреждении работодателя данного работника, вступившего на добровольных началах в члены профсоюза.

Понятие «территориальный профсоюз» раскрыто в соответствующем законе «О профессиональных союзах». Это объединение граждан, работающих в определенной отрасли, создаваемое на добровольных основах и входящее в более крупные профсоюзные объединения. Важнейшей целью профсоюза считается охрана интересов своих членов.

Данное объединение уполномочено контролировать соблюдение работодателями трудовых норм, установленных законодательством. Эта профессиональная организация является независимой, на её деятельность не влияют государственные организации.

Для принятия ряда кадровых решений работодатель обязан уведомлять профсоюзы и учитывать мнение этого органа при формировании окончательного решения.

Законодатель устанавливает эти случаи при прекращении трудовых отношений с членами профсоюза в случаях:
  • сокращения;
  • низкой квалификации сотрудника, вследствие чего он признан не соответствующим должности;
  • неоднократного отказа работника исполнять должностных обязанностей.

Для создания оптимальных условий, способствующих защите интересов всех членов профессионального союза, это объединение может делегировать свои полномочия по защите работников профсоюзным инспекторам.

Они обладают правом на:

  • посещение организаций, в которых трудятся работники, состоящие в профсоюзах;
  • участие в деятельности комиссии по приёму производственных объектов;
  • оказывать помощь в организации возмещения ущерба при получении его членом профсоюза на производстве;
  • проверять условия труда работающего населения и выполнение работодателями обязанностей, содержащихся в коллективных договорах;
  • анализировать, что послужило причиной несчастных случаев.

При обнаружении нарушений профсоюзными инспекторами нарушитель обязан не позднее 7 дней уведомить проверяющий орган о действиях по ликвидации недочётов.

Способы защиты прав работающего населения, включённые в негосударственные, закреплены законодательно. Каждый работающий гражданин может сам защитить свои трудовые интересы.

Важную роль в осуществлении трудовых прав, определённых законодательно, играют профессиональные союзы, наделенные для этого довольно обширными полномочиями.

Государственные способы

Государство заинтересовано в соблюдении законности во всех сферах жизни граждан, уделяет оно и большое внимание охране трудовых прав работающих граждан. Государством обеспечиваются надзорные и контрольные функции в отношении соблюдения требований законов о труде, а также судебная охрана прав работающего человека.

Государственная инспекция труда

Глава 57 ТК подробно рассматривает функции государственного контроля, обеспечивающие возможность соблюдения законодательных норм о труде. Полномочия от имени государства здесь осуществляются государственной инспекцией труда. Обратиться в данную структуру за защитой попранных прав или, кроме этого, за объяснением разнообразных сложных нюансов трудового права разрешено для всех работающих.

Наиболее часто в трудовые инспекции поступают жалобы в следующих случаях:
  • сотруднику не представлена работа, оговоренная трудовым договором;
  • несвоевременная или не в полной мере выплата зарплаты, неправомерное перенесение сроков ее выдачи;
  • рабочее место сотрудника не соответствует установленным требованиям и нормам, включая определённым коллективным договором;
  • отказ в предоставлении времени для отдыха либо незаконное сокращение времени отдыха работников;
  • другие несоблюдения прав работающего населения.

За помощью в трудовую инспекцию могут также обратиться граждане, которые считают, что им необоснованно было отказано при приеме на работу.

Обращение обычно направляется письменно, в бумажном, реже в электронном виде. Желательно к жалобе доложить копии документов, которые подтвердят несоблюдение трудовых норм. Согласно действующим нормам сроков давности для направления жалобы в эту инспекцию нет.

Инспекторы обязаны принять меры по документированию достоверности фактов нарушения или же их опровергнуть.

По итогам проведенной проверки в случае выявления любых несоблюдений норм трудового права инспекторами могут быть приняты такие меры по восстановлению попранного права:
  • выдать нарушителю предписание с указанием требований к устранению нарушения;
  • составить в отношении виновного лица либо организации административный протокол;
  • приостановить деятельность организации;
  • отстранить от исполнения должностных обязанностей виновных лиц;
  • подготовить и направить материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
  • Конечной инстанцией, ставящей точку в трудовом споре, считается суд.

    Обращение работника за судебной защитой начинается с составления им искового заявления. Для этого важно собрать все документы, подтверждающие факты попрания трудового права. В это время возможно противодействие работодателя, который может постараться помешать сотруднику в сборе документов для доказательной базы. Подобные случаи бывают связаны с тем, чтобы затянуть подачу искового заявления в суд, пропустив, в конечном итоге, сроки подачи.

    Если ситуация складывается подобным образом, следует письменно запросить нужные документы у работодателя. Во исполнение положений ст. 62 Трудового кодекса последний обязан выдать их в течение трёх дней.

    Важно знать, что исковое заявление составляется по установленному образцу, в противном случае можно не рассчитывать на принятие подобного обращения. Желательно именно для составления данного обращения обратиться за помощью к юристу. К иску обязательно прикладываются копии имеющихся документов, которые подтвердят факты нарушения трудовых прав сотрудника.

    Подаётся исковое обращение в суд по месту расположения организации, нарушающей нормы трудового права.

    Срок подачи подобного иска – не позднее, чем через 3 мес. со дня попрания права работающего человека. В случае если уязвлены права, связанные с приёмом, восстановлением либо увольнением с работы, то данный срок ещё меньше – 1 месяц. Продлить эти сроки возможно лишь в том случае, если работник докажет, что они пропущены по уважительным причинам.

    Нарушение прав работника одновременно является и нарушением норм законодательства в области трудовых отношений. Поэтому государство пресекает подобные нарушения, используя для этого дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.

    Для государственной власти защита прав работника, как видно из приведенной информации, является важной задачей, для решения которой привлекаются и государственные, и негосударственные организации, объединения. Важно то, что работник, если его права нарушены, может отстаивать их собственными силами, либо прибегнуть к помощи большого количества уполномоченных на это учреждений, союзов и т. д., в том числе международных. Данное обстоятельство позволяет в современных условиях защитить права работающего населения страны.

Человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 45 Основного закона в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещённы-ми законом.

Статья 1 ТК РФ предусматривает, что одной из целей трудо-вого законодательства является защита прав и интересов работни-ков и работодателей. А среди основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений в ст. 2 ТК РФ назван принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и сво-бод , в том числе судебную защиту .

Вопросам защиты трудовых прав и свобод посвящены гл. 56-59 ТК РФ , а также положения иных нормативных актов : Закона о профсоюзах, постановлений Правительства России, актов федеральных органов исполнительной власти . При ТК РФ имеет в виду защиту трудовых прав и свобод не только работников, но и других субъектов трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и работодателей, поскольку их права и свободы также ну-ждаются в защите. Но естественно, что наиболее слабозащи-щённой стороной трудовых отношений является работник (это подчеркивается и в конвенциях, принятых МОТ), а потому именно работникам прежде всего необходима государственная и общественная защита от произвола работодателя.

Трудовые права и свободы относятся к социальным правам и свободам человека, под которыми понимается совокупность за-креплённых в Конституции РФ и международных правовых до-кументах возможностей свободного социального развития че-ловека, которые гарантируют ему достойную жизнь и получе-ние от государства при определённых условиях конкретных материальных и нематериальных благ.

Правовая защита социальных прав человека - это деятель-ность субъектов права, осуществляемая в различных формах с помощью разнообразных средств с целью достижения состоя-ния полной правовой защищённости человека в социальной сфере. Она включает в себя охрану прав, защиту прав и юриди-ческую помощь.

Защита права осуществляется в том случае, когда конкретное право человека оказывается нарушенным или оспоренным и его необходимо восстановить. Она предполагает использование в отношении обязанного лица принудительных законных способов. Субъектами в этом случае выступают компетентные органы, либо само управомоченное лицо.


Под защитой права в науке понимается, прежде всего, устра-нение препятствий в его осуществлении либо восстановление нарушенного права и возмещение причиненного этим наруше-нием ущерба . Соответственно, защита трудовых прав и свобод представляет собой совокупность материально-правовых мер организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо-вого права, восстановления нарушенных трудовых прав и сво-бод участников трудовых отношений и возмещения ущерба, понесённого вследствие таких нарушений.

В широком смысле под защитой трудовых прав и свобод следует понимать реализацию защитной функции трудового права, которая, в свою очередь, отражает защитную функцию государства.

Защита трудовых прав в узком смысле - это обеспечение соблюдения трудовых прав, сбережение их от нарушений, ре-альное восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями компетентных органов реальной эффективной ответственности работодателей (их представителей) за нарушение трудового законодательства. Именно в этом узком смысле защита трудовых прав и определена в разд. XIII ТК РФ .

Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

При этом основными способами защиты являются:

Самозащита работниками трудовых прав;

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Судебная защита.

Некоторые специалисты в области трудового права к способам защиты трудовых прав также относят разрешение трудовых споров (как в суде, так и в других юрисдикционных органах) и выделяют такой способ, как обжалование в суд действий и ре-шений органов государственной власти и местного самоуправ-ления, нарушающих трудовые права граждан.

Трудовой кодекс РФ предусматривает несколько способов защиты трудовых прав работника, каждый из которых применяется на усмотрение работника в зависимости от характера и степени нарушения права.

Статья 352 Трудового кодекса РФ в качестве основных способов защиты прав предусматривает: самозащиту работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Самозащита работником своих трудовых прав может выражаться, например, в извещении в письменной форме работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя, об отказе от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Работник может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Самозащита трудовых прав будет иметь место и в том случае, если работник приостановил работу в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней. Данное право предоставлено ст. 142 Трудового кодекса РФ. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено определение профсоюза, в соответствии с которым, последний представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзные организации обладают обширными правами в области защиты трудовых прав работников, так как целью их создания является взаимодействие с работодателем в интересах работника. Это опосредованный способ воздействия работника на работодателя.

Часть 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Данную функцию со стороны государства осуществляют: федеральная инспекция труда, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, прокуратура. Деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна быть опережающей, направленной на выявление нарушений и недопущение их совершения.

Действенным способом защиты трудовых прав является судебная защита, имеющая место, когда работник самостоятельно или через представителя обращается непосредственно в суд с соответствующим заявлением. Использование вышеуказанных способов защиты не исключает возможность обращения работника в суд за разрешением трудового конфликта. И наоборот, вступившее в законную силу решение суда не может быть пересмотрено в административном порядке, т.е. профсоюзом, инспекцией труда, органами исполнительной власти, местного самоуправления.

Таким образом, закрепление разнообразных способов защиты трудовых прав работников позволяет выбрать наиболее эффективный путь восстановления нарушенных прав, свидетельствует о высокой роли государства в защите прав работника и о либерализации отношений между работником и работодателем.

От конфликтных ситуаций с работниками не застрахован ни один работодатель. Причем с претензиями может обратиться как работающий, так и уволенный сотрудник. И хорошо, если такую ситуацию удастся разрешить мирным путем. Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг вариантов защиты трудовых прав.

Способы защиты нередко классифицируются по разным основаниям. Заслуживает внимания дифференциация способов защиты на:

· материальные

· процессуальные.

Развивая эту классификацию применительно к способам защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда, отметим, что в качестве материальных способов можно выделить переговоры, отказ от выполнения работы и другие. Иными словами, суть материальных способов защиты состоит в действиях субъекта по защите своего нарушенного права в рамках материально-правовых отношений. Сущность процессуальных способов защиты выражается в действиях юрисдикционных органов по защите права, в связи с чем процессуальными способами можно считать взыскание денежной суммы, например, в судебном порядке и т.д. Единственное, что хотелось бы уточнить, - так это то, что необходимо разграничить процессуальные и процедурные способы защиты, например проведение проверки. Надо сказать, что такое деление способов защиты неизбежно ведет к разграничению трудового права как материальной и как процедурно-процессуальной отрасли права.

Раздел XIII ТК РФ посвящен защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров. Также в нем говорится об ответственности за нарушение трудового законодательства. В частности, на основании ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

· восстановительные;

· пресекательные;

· защитные (или штрафные) способы защиты.

При этом выделяются восстановительные (восстановление нарушенных прав, присуждение к исполнению обязанности), пресекательные (вынесение предписания, признание забастовки незаконной, неприменение судом локальных нормативных актов, коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством или принятые без соблюдения порядка их принятия с учетом мнения представительного органа работников; признание условий трудового договора, коллективного договора, соглашения не подлежащими применению; признание недействующим нормативно-правового акта в судебном порядке) и штрафные (возмещение материального ущерба, компенсация морального вреда)

По субъектам способы защиты делят на:

· способы защиты трудовых прав

· правовых интересов работников и работодателей.

Соответственно, к числу способов защиты трудовых прав и правовых интересов работников можно отнести и такой способ, как признание незаконным приказа работодателя, временное приостановление деятельности работодателя в результате нарушения требований по охране труда. Способами защиты трудовых прав и правовых интересов работодателей, в том числе и государственной защиты, следует считать аннулирование трудового договора, удержание из заработной платы, возмещение расходов на обучение, возмещение ущерба, причиненного имуществу работодателя, признание недействительным нормативно-правового акта, признание забастовки незаконной, обжалование в суд действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих трудовые права граждан, и иные способы. К числу способов государственной защиты трудовых прав и правовых интересов как работника, так и работодателя можно отнести отказ в защите нарушенного субъективного трудового права, в том числе и в результате злоупотребления правом со стороны работника или работодателя.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 352 ТК РФ Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

1. Самозащита работниками трудовых прав;

2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. Судебная защита.

1. Самозащита работниками трудовых прав.

Способ защиты - это конкретное действие, направленное на защиту нарушенного субъективного трудового права или признание правового интереса в сфере труда. Способ защиты не может означать юридическую процедуру - установленный порядок действий по защите трудовых прав и правовых интересов, как иногда указывается в литературе, поскольку, во-первых, процедура - это система строго последовательных действий, способствующих эффективной защите трудовых прав и правовых интересов, а во-вторых, юридическая процедура - это скорее определение формы защиты, а не ее способа, поскольку способ защиты предполагает наличие одного действия, а не их системы. Форма всегда предполагает внешнюю сторону рассматриваемого явления. Применение конкретного способа защиты, как утверждает А.П. Вершинин, является целью и результатом деятельности по защите прав. Однако хотелось бы уточнить, что не применение способа защиты, а результат его применения, выражающийся в восстановлении нарушенного права, является целью и итогом защиты права.

На основании ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Например, работник использует право самозащиты, отказываясь от выполнения работ в случае опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами). В таком случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ст. 220 ТК РФ). Или работник может использовать право на самозащиту в случае необеспечения его средствами индивидуальной или коллективной защиты. В таком случае работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине:

· в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

· в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

· государственными служащими;

· в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

· работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Воспользовавшийся этим правом обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).

Однако практика показывает, что самозащита трудовых прав не является эффективным способом защиты, так как большинство спорных ситуаций, связанных с самозащитой трудовых прав, находят свое разрешение за пределами работодателя - обычно в суде. Прежде всего, это обусловлено изначальным неравенством сторон трудового договора (работника и работодателя), решить проблему которого и призвано трудовое право. Тем самым осуществление самозащиты трудовых прав все же заставляет работников в конечном итоге прибегать к иным способам защиты. 2. Защита интересов работников профсоюзам

Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам:

· трудового договора (контракта);

· рабочего времени и времени отдыха;

· оплаты труда;

· гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ;

Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Аналогичное требование содержится в ст. 370 ТК РФ.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

· беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;

· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей;

· индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

· защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

· направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

· в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

Одним из вариантов защиты прав работников профсоюзами является принятие решений работодателем с учетом их мнения (ст. 371 ТК РФ). В частности, в случае, когда изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ). Также придется учитывать мнение профсоюза при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не оговоренных в ст. 113 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя - ст. 373 ТК РФ. Причем соблюдение процедуры в последнем случае не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

3. Государственный контроль.

Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. В соответствии с данным Положением государственный надзор в сфере труда осуществляется государственными инспекторами труда (правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда), которые имеют право:

· в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

· запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

· расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; трудовой право работник законодательство

· предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

· выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

· запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

· составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Государственный контроль осуществляется посредством проверок, порядок проведения которых определяется ратифицированными конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. От 12.03.2014г. N 33-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Предметами проверки являются соблюдение работодателем требований трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда:

· обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

· обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

· запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

· Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ.

4. Судебная защита

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. В частности, на основании ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ).

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, а также между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

По общим правилам иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-работодателя, а если работодатель - индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Однако в силу ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, то есть работника.

Работник для защиты своих прав через суд должен соблюдать сроки обращения с заявлением о рассмотрении спора. Отметим, что в зависимости от категорий дел сроки обращения за защитой трудовых прав работника различны.

Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если работник пытался урегулировать возникшие разногласия через комиссию по трудовым спорам организации, которая в установленный десятидневный срок должна была рассмотреть спор и разрешить его в чью-то пользу, но не сделала этого, работник имеет право перенести рассмотрение конфликта в суд (ст. 390 ТК РФ). Если комиссия рассмотрела спор, но ее решение не устроило работника, он также может обратиться в суд для обжалования в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

Судебная защита выступает основной гарантией защищенности трудовых прав и их ненарушаемости. Именно судебная защита в первую очередь направлена на защиту от любых нарушений, как со стороны государственных органов, так и частных лиц. Суд - это та инстанция, которая способна вводить деятельность государства, его органов и должностных лиц в правовое русло.

Судебная защита представляет собой вид государственной и правовой защиты, поскольку осуществляется только судом как органом государственной власти, и при ее реализации суды руководствуются законом как основной формой права.

Конституция Российской Федерации предусматривает целый комплекс правовых норм, определяющих сущность судебной защиты как юрисдикционного института правового государства. Она определяет направления судебной защиты, виды соответствующей судебной деятельности и гарантии законности реализации судебной защиты. Право на судебную защиту должно служить предупреждению необоснованных нарушений

Однако ни для кого не секрет, что в ходе практической деятельности судов по защите прав граждан возникает множество проблем, которые не только понижают эффективность защиты, но и предопределяют степень доверия граждан к судебной системе. В связи с этим необходимо рассмотреть некоторые проблемы, которые возникают на практике в ходе рассмотрения и разрешения конкретных дел.

Анализ современного трудового законодательства и судебной практики по его применению позволяет выделить некоторые проблемные вопросы, свидетельствующие, на мой взгляд, о негативных процессах в развитии трудового законодательства в сфере защиты трудовых прав работников в России.

1. Безусловно, важной вехой в развитии трудового законодательства явилось принятие Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации". Данный Закон установил систему государственных органов занятости, определил права граждан в области занятости, предусмотрел социальные гарантии и компенсации безработных. Признавая важность и значимость Закона о занятости населения, следует сказать, что его принятие было шагом назад в области укрепления социально-трудовых прав граждан, ибо Конституция РСФСР и Кодекс законов о труде РСФСР гарантировали каждому гражданину право на труд и исключали возможность безработицы граждан. Кроме того, применение Закона о занятости населения выявило ряд его недостатков. В частности, выявилось, что Закон распространяет свое действие только на граждан, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства; граждане Российской Федерации, не имеющие такой регистрации, лишались возможности признания их безработными и получения государственных гарантий государства в области занятости.

Рассмотрим некоторые судебные решения по обращению граждан для защиты своих трудовых прав и свобод:

Гражданин А.Я. Аванов обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает конституционность положения п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Поводами обращения в Конституционный Суд Российской Федерации явились отказ Строгинского отдела Центра занятости населения Северо-Западного административного округа г. Москвы А.Я. Аванову, зарегистрированному по месту постоянного жительства в г. Тбилиси (Республика Грузия), а в г. Москве на протяжении ряда лет имеющему временную регистрацию по месту пребывания, в просьбе о назначении пособия по безработице, а также решение Хорошевского районного суда г. Москвы и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда об оставлении без удовлетворения жалобы А.Я. Аванова на действия должностных лиц Центра занятости.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении об отказе в принятии к рассмотрению жалобы указал, что, по существу, гражданин А.Я. Аванов ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о целесообразном, с его точки зрения, изменении установленного федеральным законом порядка с тем, чтобы получение статуса безработного, выплата пособия по безработице и связанные с этим другие правовые последствия реализации статуса безработного осуществлялись не только по месту жительства в Российской Федерации, но и по месту пребывания на территории Российской Федерации (при том, что место жительства гражданина Российской Федерации может находиться и за пределами Российской Федерации).

Разрешение данного вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации.

Оставляя без комментария Определение Конституционного Суда Российской Федерации, укажем на некоторые замечания, на мой взгляд, заслуживающие внимания. Во-первых, вопросы совершенствования законодательства, в т.ч. трудового, должны быть предметом пристального внимания не только законодателя, но и органов правосудия. Конституция Российской Федерации (ст. 104) наделяет правом законодательной инициативы, помимо парламента Российской Федерации, также Конституционный Суд Российской Федерации. Поэтому при наличии соответствующих оснований и волеизъявления Конституционный Суд Российской Федерации мог бы вполне выйти с предложением об изменении Закона о занятости населения, который не отвечает требованиям разумности и справедливости. А пока данный Закон проводит дифференциацию граждан РФ в зависимости от наличия постоянной регистрации и признает возможность получения гражданином РФ статуса безработного только при наличии постоянной регистрации по месту жительства.

Во-вторых, нельзя обойти вниманием правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации по вопросу о регистрации и получении статуса работника, которая нашла отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 и резко отличается от позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации считает, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также противоречит части второй ст. 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.

Следующая ситуация:

2. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении законодательства, регулирующего труд женщин, указывалось, что судам в частности подведомственны требования:

· женщины, работающей в сельской местности на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), о взыскании повышенной на 30% оплаты труда;

· женщины, работающей в сельской местности, об уменьшении продолжительности рабочей недели до 36 часов (если законодательством не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели) с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов);

· беременной женщины или кормящей матери, работающей в сельской местности, об обеспечении бесплатной выдачи продуктов питания, производимых хозяйством, по нормам, установленным трудовым

В настоящее время, как показывает судебная практика, суды такие требования не рассматривают, и не только потому, что указанное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 15, а главным образом из-за того, что действующий Трудовой кодекс Российской Федерации в нормах об особенностях регулирования труда женщин, лиц с семейным обязанностями (гл. 41) таких эксклюзивных трудовых прав не содержит. В этой связи необходимо указать, что Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" (в ред. Федерального закона от 24 августа 1995 г. N 152-ФЗ), где содержатся эти положения, продолжает действовать, поскольку в силу ст. 423 ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации. Следовательно, имеются все основания для применения положений в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени и других льгот для женщин, работающих в сельской местности.

В заключение можно отметить следующее:

Эффективная судебная защита может быть осуществлена только при том условии, что конституционные формулировки о верховенстве прав и свобод граждан, их приоритетной ценности перед всеми иными будут реализовываться в ходе любой государственно-правовой деятельности.

Отдельные проблемы, связанные с судебной защитой трудовых прав граждан, связаны с действующим трудовым законодательством. Поэтому, когда суд упрекают в неэффективной деятельности, этот упрек следует относить и к законодателю, который, по существу, сужает конституционно-правовое поле судебной защиты зачастую декларированностью и необеспеченностью конкретными гарантиями принимаемых норм.

Исходя, из вышесказанного можно сделать ВЫВОД, Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг способов решения спорных моментов как при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, так и после увольнения. Поскольку работник для разрешения конфликтной ситуации должен обратиться с заявлением (хоть в государственную инспекцию труда, хоть в комиссию по трудовым спорам, хоть в профсоюз и т.д.) с указанием нарушенных работодателем прав, рекомендуем снимать противоречия мирным путем.

Ведь если нарушение трудового законодательства будет установлено контролирующими органами, работодателю может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.