Привлечение средств массовой информации к антикоррупционной деятельности. Роль средств массовой информации и интернета в противодействии коррупции

Международная конференция «Роль СМИ в противодействии коррупции» состоялась в Дагомысе. Почётным гостем мероприятия стал президент Международной федерации журналистов . Основной темой встречи явилось обсуждение деятельности рабочей группы Союза журналистов России по противодействию коррупцию. Региональные журналисты рассказали о сложностях российской журналистики и проблемах, с которыми они сталкиваются при проведении журналистских расследований, направленных на противодействие коррупции.

Конференция прошла в рамках фестиваля прессы «Вся Россия-2015», который посетило более 1500 журналистов со всех уголков страны. Участниками конференции стали 60 журналистов, общественников, юристов. Администрацию президента представил референт управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции .

Качественная и своевременная подача информации заставляет власть реагировать и принимать меры , — заявил Белинский. – Роль СМИ в противодействии коррупции возрастает, коррупционные отношения предаются гласности, это останавливает тех, кто намеревается в них участвовать. Деньги любят тишину, а СМИ, наоборот, обличают коррупционные процессы, в условия публичности коррупция становится невозможной.

Напомним, рабочая группа СЖР по противодействию коррупции начала свою работу летом этого года. Группу возглавил советник председателя Союза по вопросам противодействия коррупции, председатель МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» . Членами группы стали представители Общественной палаты РФ, правозащитники и журналисты. Региональные рабочие группы будут созданы при отделениях СЖР во всех субъектах России. Основной государственно важной задачей для спецгруппы Союза журналистов станет подготовка ежегодного доклада Президенту РФ об информационном обеспечении реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации. Этому будут предшествовать ежеквартальные аналитические доклады в Администрацию Президента РФ, руководителям субъектов РФ и иным профильным ведомствам для принятия мер по предотвращению и устранению причин и условий способствующих проявлению коррупции. Все это станет возможным в результате текущей работы региональных рабочих групп, которые проводят мониторинг и анализ информации в СМИ, освещающей противодействие коррупции. Таким образом, у журналистов, специализирующихся на коррупционных расследованиях, появится возможность достучаться до власти и компетентных органов, принимающих решения. Виталий Белинский пообещал взять на контроль все сообщения, поступившие ему на конференции. И такая работа будет идти постоянно. Сейчас рабочие группы созданы уже в половине субъектов РФ, В ближайшем будущем в работу будут вовлечены все регионы от Камчатки до Калининграда.


— Коррупция и противодействие коррупции – очень важная тема, фактически мы с вами должны ответить на вопрос: как мы будем жить дальше, как общество будет прислушиваться к нам, журналистам, — открыл конференцию председатель Союза журналистов России . – Коррупция – это особо сложная тема, и журналистское сообщество должно объединиться в этом деле, поставить на место тех, кто не хочет жить по закону.

Важность позиции журналистского сообщества подчеркнул и зарубежный гость – президент Международной федерации журналистов Джим Бумела, Он заявил, что многое в этом вопросе зависит от гражданской позиции журналистов.

Предотвращение конфликта интересов – одна из ключевых тем в области противодействия коррупции. Бумела затронул эту тему в разрезе журналистики. Не секрет, что журналистика может стать инструментом в защите чьих-либо интересов. Президент Международной федерации пояснил, что необходимо оставаться независимыми, какими бы сложными ни были условия жизни.


— Должна быть прозрачность в получении и передаче информации, — говорит Джим Бумела. –журналист должен помнить, что он не может использовать информацию в личных целях и не должен принимать подарки от героев его публикаций. Во многих странах журналистам дают взятки, и это, к сожалению, основное их средство к существованию. Эти правила регулирует Кодекс этики журналистов, принятый ещё в 1959 году. С того времени немногое изменилось. Коррупция была и остаётся тем, что неприемлемо в журналистской работе.

Отметим, что участие журналистов в противодействии коррупции в России очень активно. В нашей стране впервые в мире было учреждён конкурс «СМИ против коррупции», в рамках которого отбираются лучшие тематические работы. Награждение победителей этого года состоится сегодня на церемонии закрытия фестиваля прессы.

Руководитель рабочей группы СЖР по противодействию коррупции Анатолий Голубев призвал всех журналистов, вне зависимости от их членства в Союзе, участвовать в деятельности рабочей группы. Так как эта работа носит не формальный, а практический характер, важно максимально масштабно объединить сообщество. Голубев подчеркнул, что большое внимание будет уделяться и проверке поступающей информации, так как в коррупционных расследованиях журналист вынужден порой использовать те данные, проверить которые он по разным причинам не смог.


— К нам уже поступает информация, и могу рассказать про интересный случай, когда журналист сетует на бездействие правоохранительных органов, а между тем после его публикаций уже возбуждены уголовные дела, — рассказал Голубев. – Он об этом попросту не знал, потому что сам не спросил, и ему не сказали. Не отработал вторую сторону, что недопустимо в журналистских расследованиях на тему коррупции.

Журналисты, в свою очередь, пожаловались на то, как порой сложно получить комментарий второй стороны. Запросы, отправляемые в правоохранительные и административные органы, зачастую остаются без ответов, а прессы-службы ограничиваются сухими комментариями, формируют бюрократические барьеры множеством согласований. Тем более, что в условиях информатизации общества любая острая тема имеет очень короткую жизнь, и оперативность становится одним из наиболее важных факторов. Как изменить ситуацию на практике, журналистам посоветовал заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, член рабочей группы СЖР .


— Читайте законы и пользуйтесь вашими правами, — рекомендовал общественник. — Любое решение можно обжаловать и, проявив настойчивость, добиться ответа от компетентных органов.

Галочкин предложил журналистам схему взаимодействия с общественниками, позволяющую представителям прессы участвовать в формировании ежегодного доклада президенту от Общественной палаты РФ.

— В рамках выполнения поручения президента мы проводим работу по контролю формирования общественных советов при органах региональной исполнительной власти, — продолжил Галочкин. – Именно вы, журналисты, можете на местах отследить этот процесс, дать независимую оценку работе этих советов и проинформировать нас. Вы всегда можете прислать свои предложения, и они войдут в доклад президенту. Мы, в свою очередь, всегда готовы к взаимодействию с вами.


Уже в процессе конференции были взяты в работу обращения журналистов, предприняты меры по решению острых практических вопросов. Так председатель крымского Союза журналистов, одной из самых активных региональных ячеек, , рассказал, что крымские журналисты вынуждены постоянно решать насущные вопросы обеспечения своей деятельности, такие, как, например, отсутствие помещений. Дмитрий Галочкин взял этот вопрос на контроль и пообещал совместно с крымской Общественной палатой содействовать в решении вопроса по выделению помещения для Союза журналистов.

Рассказывали журналисты и о своих материалах, на публикацию которых нет реакции власти. Все эти обращения были взяты на карандаш. ПАСМИ в рамках конференции приняло в работу сообщение правозащитника из Ростова Александры Изучеевой , которая защищает интересы журналиста Александра Толмачёва , попавшего в результате своей деятельности в тюрьму. По словам защитника, на Толмачёва завели уголовное дело без единого доказательства, кроме показаний тех лиц, которые были героями его журналистских расследований. ПАСМИ проверит все полученные данные и проведёт собственное журналистское расследование.

Напомним, это не первая подобная история за последнее время. Летом этого года был освобождён из СИЗО Евгений Куракин , журналист из подмосковного Реутова, взятый под стражу по подозрению в мошенничестве. Возбуждение уголовного дела странным образом совпало с выпуском ряда публикаций Куракина о коррупции в городе Реутове и возможных коррупционных связях мэра. После публикаций ПАСМИ журналист был освобождён под залог, а дело вернули в суд первой инстанции. Активную позицию по этому вопросу выразил и секретарь Союза журналистов России, депутат Государственной думы РФ Выступил он и на конференции в Дагомысе.

— Журналистское расследование – трудный и опасный жанр, я журналист со стажем и знаю это по собственному опыту, — признался Резник. – И к сожалению, не всегда журналистское расследование заканчивается реальной помощью обществу.

— Но мы ведь как врачи, — подхватил тему руководитель красноярской рабочей группы . – Все болезни не победить, человека не сделать бессмертным, но это не значит, что нужно перестать бороться.

Главный редактор ПАСМИ , подводя итоги, указал на такую проблему, как отсутствие государственной информационной политики в области противодействия коррупции.

— В антикоррупционном законодательстве не регламентировано должным образом информационное освещение антикоррупционной политики, — прокомментировал Вербицкий. – Поэтому освещение противодействия коррупции в СМИ носит несистемный, хаотичный характер. Акценты делаются на пресечении коррупции: задержаниях, арестах, приговорах. Отсутствуют материалы, направленные на повышение имиджа государственного служащего, престижности государственной службы. Мало материалов, освещающих достижения в антикоррупционной политике, мало положительных примеров. Журналистика централизованно не формирует правовую культуру, не повышает морально-нравственный уровень общества. Без государственной информационной политики в этой области затраченные силы и средства не дадут ожидаемых результатов.


Руководитель общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» Виктор Костромин добавил, что необходимо не забывать просветительскую роль СМИ, и важность антикоррупционного просвещения.

Как пояснил секретарь Союза журналистов , после конференции деятельность рабочих групп перейдёт из пробного режима в постоянный. В ходе конференции руководитель группы Анатолий Голубев ответил на все вопросы журналистов, касающиеся алгоритма сотрудничества.


— Это даже не конференция, это рабочая встреча с реальными советами, реальными результатами, — поделились впечатлениями региональные журналисты. – Мы очень рады, что обратили внимание на частные случаи и дали возможность напрямую обратиться к компетентным лицам.

Итогом конференции станет резолюция, куда войдут все предложения региональных журналистов, которые можно в течение месяца направить на почту [email protected].

Мы напоминаем, что обратить внимание на свои журналистские расследования на тему коррупции может любой журналист. Это возможность осветить проблему на федеральном уровне, подключить к работе коллег–журналистов, общественников, правозащитников, напрямую обратиться в органы, принимающее решения, не боясь при этом, что обращение останется без ответа. Как единогласно признали все участники конференции, только, объединившись, журналистское сообщество может показать свою силу. «Надо заканчивать с полумерами, замах орлиный, удар ослиный, это уже не про нас».

Ольга Дружинина

Введение
Безусловно, любые вопросы, касающиеся темы коррупции будут актуальными, ведь сегодня практически каждое событие национального ли характера, либо международного обуславливается коррупционными действиями или же попытками их предотвращения. Актуальность также обуславливается и тем, что необходимо осмыслить роль и функции СМИ в противодействии коррупции, обеспечении стабильного и демократического социально-экономического развития государства.
Особенностью коррупции является её широкая распространённость: если коррупционные действия происходят в одной сфере, они обязательно начнутся и в других, тем самым затрагивая все сферы общественной жизни.
При существующих размерах коррупции незаконное перераспределение, расхищение средств, направленных государством на социальные нужды, развитие и модернизацию инфраструктуры страны обуславливают стагнацию в экономическом развитии. Коррупционная деятельность нарушает принципы конкуренции, деформирует стимулы к созданию более качественных и дешевых товаров и услуг, она становится более доходным инструментом обогащения по сравнению с добросовестным предпринимательством.
Так как коррупция характеризуется системностью, следовательно, и антикоррупционная политика должна иметь системный характер. Помимо главных составляющих антикоррупционной политики (политических, административных, уголовных мер) существует и иные способы противодействия коррупции посредством средств массовой информации. Здесь же и возникает вопрос: велико ли влияние СМИ и коммуникации, и какова их роль в борьбе с коррупционными действиями? В данной работе мы постараемся ответить на поставленный вопрос и привести полную и исчерпывающую аргументацию.
Теми ресурсами, которыми обладает СМИ, дают ей право выступать в качестве инструмента гражданского контроля с различными идеями социальной справедливости, отрицательным отношением к антиобщественным событиям. Данный контроль выражается в возможности активного воздействия на общественное мнение граждан и их поведение.
Главной целью средств массовой информации является обеспечение граждан необходимой информацией, раскрывающей некоторые подробности или даже разоблачающей кого-либо, с целью достижения социальной справедливости. Таким образом, СМИ открывает обществу скрытые механизмы коррупционной деятельности, что препятствует её образованию, развитию и распространению. Здесь важно качество проведения журналистских расследований, направленных на разоблачение фактов коррупции, а также их последующей гласности, что в свою очередь должно доказывать всему обществу неотвратимость наказания за антисоциальные действия.
Однако российские средства массовой информации не обладают достаточной информацией и правовым положением для осуществления роли влиятельного гражданского органа контроля, субъекта антикоррупционных мероприятий. Представители интересов СМИ в не имеют достаточно власти и не обеспечивают гарантии объективности полученных данных, а также беспристрастной судебной практики по антикоррупционным вопросам.
СМИ могут выступать отдельным независимым социальным институтом, осуществляющим противодействия коррупции в современном обществе. В связи с этим, СМИ выполнят определенные действия для улучшения проведения антикоррупционной политики, которые заключаются:
в проведении и содействии в поиске и формировании способов существования и функционирования общественной жизни без коррупции
в улучшении и увеличении степени открытости и гласности государственных органов власти для общественного сектора
в пропаганде прошлого положительного опыта антикоррупционной политики и международной практики борьбы с коррупцией
в участии различными способами в проведение исследований, в формировании антикоррупционных мер
в освещении положительных результатов проведенных исследований
Ресурсно-материальная база СМИ основывается на возможности активного воздействия на общественное сознание граждан и их поведение, что обуславливает влияние «четвертой власти» на современное общество.
СМИ посредством технических и идеологических инструментов вырабатывает чувство социальной справедливости и неприяз��ь к антисоциальным поступкам, а также формирует единое информационное пространство.
Безусловным преимуществом средств массой информации является их беспристрастность и не привязанность к происходящим событиям, что обуславливает их объективную и точную оценку, благодаря которой граждане способны формулировать конструктивные и объективные выводы. Еще одним преимуществом является их независимость, которая определяется их коммуникацией, позволяющей выполнять ряд мер, обеспечивающих взаимодействие всех элементов политической системы. Благодаря информационной функции у граждан формируется общая картина событий политической жизни. В связи с этим, доступ граждан к информационной базе, раскрывающей действия политических органов, рассматривается как один из показателей демократического политического устройства.
Мерами СМИ, формирующими антикоррупционное мировоззрение и популяризирующими антикоррупционные мероприятия, являются:
расширение доступа СМИ к информации общественного интереса
обеспечение оперативного реагирования соответствующих органов на сообщения СМИ о коррупционных мероприятиях
дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц, выступающих против представителей СМИ, распространяющих собранную информацию о фактах коррупции
обеспечение конфиденциальности источников СМИ и привлечение их к образованию антикоррупционного мировоззрения и популяризации противодействий коррупции
распространение СМИ информации об индексах коррумпированности, которые дают возможность сравнить регионы, отрасли, государственные предприятия и т.д.
внедрение определенных стандартов и правил расследований, проводимых СМИ, а также обеспечение их осуществления
использование Интернета для распространения информации о деятельности государственных органов, создание проектов по антикоррупционным мероприятиям и вовлечение граждан в процесс их обсуждения
В настоящее время в РФ средства массовой информации часто вступают инструментом политических противостояний, что обуславливает коррумпированность в них самих. Эффективность работы СМИ заключается в свободном и независимом функционировании, без этого СМИ просто не смогут стать равноправным субъектом антикоррупционных мероприятий, а будут только пассивным механизмом влияния в руках заинтересованных в этом лиц.
Независимость и прозрачность деятельности СМИ дают возможность действовать вне влияния коррумпированных органов, тем самым сформировать непредвзятое общественное мнение. Однако существуют некоторые процессы, угрожающие независимости СМИ на современном этапе развития общества:
монополизация и концентрация
принадлежность подавляющего числа СМИ к коррумпированным элитам общества, использующих результаты антикоррупционных действий в своих личных интересах в сокрытии большинства фактов коррупции, в ослаблении степени открытости и прозрачности общественной жизни)
Безусловно, коррупция можно быть и в самих средствах массовой информации, тогда ситуация приобретает совершенно иной вид. Осуществление журналистами «заказной» деятельности формируют общественное мнение, необходимое заказчику. Очень часто коррупция в СМИ обусловлена служебной зависимостью журналистов, боязнью лишится работы, низким уровнем дохода. Однако этого можно избежать, если будет публиковаться информация о расходах и доходах работников СМИ и путей их поступления.
Заключение
Таким образом, нельзя сказать о том, что роль СМИ в противодействиях коррупции не значима. Наоборот, СМИ является одним из главных институтов борьбы с коррумпированными органами власти, предприятиями и должностными лицами.
Обеспечив средства массовой информации должной независимостью и свободой, можно повысить уровень эффективности действий и расследований журналистов, тем самым увеличив процент раскрываемости фактов коррупции в современном обществе.
Однако существуют и другие методы повышения эффективности деятельности СМИ. Для этого необходимо:
обеспечить информационную прозрачность функционирования государственных органов власти и открытый доступ к ним для лиц, осуществляющий общественный контроль
повысить роль общественных советов и учитывать и поправки и рекомендации во время принятия государственных решений
обеспечить высокую степень информированности граждан об антикоррупционных действиях и их результатов
расширить спектр действий СМИ, направленных против коррупции
усилить роль СМИ во время общественного контроля, осуществляемого гражданским обществом, за достоверностью полученной информации, публикуемых в отчетах государственных органов, расходующих бюджетные средства страны
системное проведение журналистских расследований с последующим привлечением к ответственности лиц, обвиняемых в коррупционных действиях, в хищении бюджетных средств, с обязательной публикацией результатов осуществления антикоррупционных мероприятий
Список использованной литературы
Ненашев М.Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985 - 2009). - М.: Логос, 2010 г.
Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество. М.: АвантиПлюс, 2004 г.
Кардаполова Т.Ф., Руденкин В.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. Екатеринбург УИЭУиП, 2006г.
Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? Эхо планеты, 2002 г.
http://com-cor.ru/ - Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»
http://pasmi.ru/ - Первое антикоррупционное СМИ

По результатам анкетирования 150 экспертов из числа представителей институтов гражданского общества установлено, что в качестве наиболее эффективных институтов во взаимодействии с государством в противодействии с коррупцией респонденты указали СМИ (48% респондентов), Интернет-сообщество – 46%, специальные антикоррупционные общественные организации – 54%. Примечательно, что в качестве неэффективного института 60% респондентов указали политические партии.

При современном уровне развития информационных технологий роль СМИ, Интернета и блогосферы становится ключевой в общественном сопротивлении коррупции.

Однако, ни в Национальном плане противодействия коррупции, ни в Национальной стратегии противодействия коррупции средства массовой информаций не названы как важнейший институт

противодействия коррупции. Сегодня в России практически до 80% региональных средств

массовой информации принадлежит или финансируется государством

через бюджет. В этих условиях не приходится ожидать, что СМИ, особенно региональные, смогут активно участвовать в борьбе с коррупцией в органах власти – от которых они напрямую либо косвенно зависят. Проблема «разгосударствления» СМИ, создания условий для проявления их гражданской позиции – одна из ключевых проблем в сфере противодействия коррупции.

В этих условиях возрастает роль Интернета и блогосферы –появляется возможность привлекать к широкому общественному обсуждению этой актуальной проблемы массы людей. Однако при

существенном росте уровня общественного недовольства коррупцией это может содержать в себе серьезные социальные и политические риски. Отсутствие реакции власти на вопиющие случаи коррупции чревато риском мобилизации недовольных, превращения латентного протеста в

массовые выступления. Интернет-ресурсы «Росгосзатраты», «OpenGovData», «Rospil.info»,

«Гослюди», «Demokrator.ru», «Open-letter.ru» и др. объединяют людей для

Из выступления П.Н.Гусева, председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, на общественных слушаниях в Воронеже «СМИ в многонациональном государстве: свобода слова и

ответственность журналиста» 20-21 мая 2008 года.41совместного воздействия на власти по наиболее важным общественным и социальным проблемам. Развитие таких ресурсов в Сети показывает, что

современный уровень инфокоммуникационных технологий позволяет формировать эффективные механизмы и технологии общественного антикоррупционного контроля. Это с особой актуальностью ставит перед обществом и властью задачу сформировать адекватные механизмы взаимодействия в данной сфере, с тем, чтобы результаты деятельности стихийно возникающих мониторинговых структур способствовали ликвидации коррупции и ее реальной профилактике. В обществе сложилось убеждение, что в последние годы разоблачительные публикации электронной и печатной прессы перестали оказывать действенное влияние на решения органов власти: публикации в СМИ зачастую игнорируются, органы власти и управления, особенно правоохранительные, далеко не всегда принимают адекватные меры по критическим статьям, либо не считают нужным информировать



общественность о принятых мерах. Таким образом, для радикального повышения эффективности

борьбы с коррупцией принципиальным фактором является независимость СМИ от органов власти и законодательное закрепление обязательности реагирования органов власти и управления, в первую очередь правоохранительных, на публикации по резонансным коррупционным

проявлениям. СМИ, в свою очередь, как один из главных институтов гражданского общества, должны ставить своей целью не только информирование граждан о деятельности государственных органов и ее контролирование, но также включать в свою деятельность антикоррупционную пропаганду.

В нашей стране важность СМИ в формировании общественного мнения об уголовно-правовой политике и проблемах преступности осознается многими юристами, обществоведами и практиками. Это касается и получения информации СМИ о коррупции.

Что могут сделать журналисты для того, чтобы коррупция не стала разрушительным препятствием для экономического, социального и политического развития России?

1. Прежде всего - освещать данную проблему. Но освещать, основываясь на определенных принципах профессиональной журналистики

Российские средства массовой информации за период реформ существенно изменились. Из полностью подконтрольного идеологического рупора тоталитарного государства mass media эволюционировали в новое состояние. Сегодня они находятся, с одной стороны, под заметным покровительством исполнительной власти и влиятельных финансовых групп, с другой наращивают объем свободы слова и «публицистического многообразия». К тому же СМИ дифференцировались, стали субъектом и одновременно объектом рыночных отношений. Активно идет процесс их коммерциализации, все больше ослабевает влияние государственных СМИ. На рынке информации издатель и вещатель стали намного больше зависеть от спроса и конкуренции.

В настоящее время СМИ, помимо прочего, развивают мифологическое сознание (всеобщей продажности, всеобщего страха, безнадежности, политической апатии, отсутствия целей развития, провала всех реформ и т.п.). Однако задачей средств массовой информации является становление рационального сознания: доведение до зрителя, слушателя, читателя достоверной информации.

Конкуренция и погоня за сенсацией привели к тому, что российская журналистика потеряла такие традиции. Их место заняли заметки, содержащие откровенную грубость, оскорбления, вплоть до употребления "ненормативной лексики". Глубокие и часто опасные журналистские расследования привлекают внимание читателей и зрителей. Но рядом с этим все чаще появляются суррогаты публицистики, сомнительные версии, безответственные прогнозы, высосанные из пальца рейтинги, многочисленные списки "самых богатых" и "самых влиятельных". Сплошь и рядом такие публикации не основываются на серьезных социологических исследованиях; они имеют целью создавать дутые авторитеты или дискредитировать политических соперников. Такие публикации не всегда противоречат нормам закона, но грубо попирают журналистскую этику и дискредитируют средства массовой информации в глазах населения. Некоторые издания, злоупотребляя свободой информации, опускаются до самой настоящей травли видных политиков, должностных лиц, не заботясь о достоверности фактов.

В передачах, публикациях сообщаются о тех или иных политиках, общественных деятелях, бизнесменах различные "разоблачительные" мат»риалы, как правило, основанные на непроверенных данных, к тому же добытых незаконным путем. На эти "сокрушительные" мат»риалы никак не реагируют правоохранительные органы. И длительное время "герои" разоблачительных материалов остается "в подозрении". Читатель, зритель не знает, что и думать по поводу этих разоблачений.

Сложившаяся ситуация диктует не только необходимость систематического проведения медиа-исследований, но и безотлагательных практических действий субъектов как социальной, так и уголовной политики в сфере формирования общественного мнения СМИ.

Заметным шагом на этом пути могло бы быть открытое профессиональное обсуждение в СМИ федерального и регионального уровня мер по разрешению социально-криминальных проблем, инициированное, например, правоохранительными органами, регулярное информирование населения органами внутренних дел о распространении, опасности и виктимологических аспектах коррупции. Следует больше готовить ведомственных материалов для прессы и телевидения. На государственных СМИ федерального и регионального уровня необходимы регулярные информационно-аналитические статьи или программы, посвященные проблемам противостояния коррупции. В этом случае население имело бы возможность из первых рук получать более полную и объективную информацию о состоянии преступности, где, наряду с дискуссиями, отчетами и выступлениями руководителей правоохранительных органов, также были бы представлены независимые экспертные оценки представителей общественности, специалистов и исследователей проблемы коррупции.

Эти меры способствовали бы развитию аналитичности, открытости, тематического и оценочного многообразия СМИ. В этой связи нельзя не согласиться с Луиз Шелли, что большая прозрачность нужна всему российскому обществу, чтобы снизить уровень коррумпированности. Шаги в этом направлении должны включать поддержку средств массовой информации, способных свободно проводить расследование коррупции; большую открытость в отправлении правосудия и принятии правовых решений; введение более обширного реестра государственной собственности и регистрации передачи собственности государства физическим лицам.

За последние годы национальные средства массовой информации были сосредоточены в руках олигархического меньшинства. Разоблачения коррупции зачастую используются в борьбе за власть, а не для достижения большей прозрачности в обществе.

2. Роль "Internet" несколько лет назад было известно лишь узкому кругу специалистов по компьютерным сетям, а сегодня оно не сходит с полос компьютерных газет и журналов, часто встречается в неспециализированных изданиях и звучит в передачах телевидения и радио. Чем же привлекает столь пристальное внимание эта глобальная сеть, с развитием которой связывают новый этап в информационной революции конца двадцатого столетия? Прежде всего - практически неограниченными возможностями распространения информации, доступа к накопленным информационным ресурсам и общения между пользователями компьютерных сетей в различных странах мира. Именно благодаря этим особенностям сеть Интернет необходимо рассматривать как один из важнейших компонентов СМИ со всеми присущими им качествами (которые были перечислены выше). Именно в связи с этим работниками прокуратуры Приморского края был создан сайт http://www.law.vl.ru , на котором размещаются материалы, касающиеся проблемы противодействия коррупции в российском обществе, США и ряде стран Западной Европы. Раскрывается социально-экономическая природа коррупции, обобщаются правовые меры противодействия этому негативному явлению в российском обществе и в экономически развитых зарубежных странах.

В течение 2008 года Владивостокский Центр по изучению организованной преступности также осуществляет работу по пополнению своей странички http://www.crime.newmail.ru материалами, касающимися данной темы.

Коррупция как ржавчина разъедает и отравляет нашу жизнь: экономику, армию, образование, здравоохранение, повседневное бытовое существование людей. Для эффективной борьбы с этим злом необходим контроль со стороны гражданского общества и таким действенным элементом контроля являются средства массовой информации. Журналист, берущийся писать о преступности и коррупции, должен «семь раз отмерить» и только потом «отрезать». И дело даже не столько в том, что читатели перестанут ему верить. Дискредитируется сам общественный механизм борьбы с коррупцией. Журналистскому сообществу особо необходимо проявлять принципиальность в оценке авторов «заказных» публикаций, «телекиллеров» и профессиональных разоблачителей, когда речь идёт о борьбе с такими явлениями как преступность, терроризм, коррупция. В этой связи конкурсы среди журналистов и СМИ имеют большое значение, поскольку способствуют повышению уровня требований к качеству журналистских материалов.

СУТЬ ПРОЕКТА

  • - Появление проекта вызвано высоким уровнем коррупции в России, в снижении которого заинтересованы все здоровые силы общества.
  • - Сердцевиной проекта является специализированное агентство, имеющее информационные каналы прямой и обратной связи с обществом.
  • - Главным из этих каналов станет специализированный информационно-аналитический портал «Против коррупции»
  • - Для эффективности проекта потребуется консолидация усилий всех заинтересованных структур и совместная выработка методов и технологий работы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Инициаторы проекта уверены, что создание задуманной ими разветвленной коммуникационной системы и развитие диалоговых форм взаимодействия с участниками проекта и целевыми аудиториями будет:

  • - последовательно сужать поле возможностей коррупции;
  • - воздействовать на общественное сознание в духе нетерпимости к коррупции;
  • - внедрять идею необходимости общественного контроля за деятельностью государственных органов;
  • - внедрять идею необходимости института «парламентского расследования» как неотъемлемой части гражданского общества;
  • - содействовать созданию общественно-политических структур, сплачивающих своих членов на основе преданности своей стране, духу гражданской ответственности, заинтересованного отношения ко всему, что происходит в стране.

МИССИЯ ПРОЕКТА

  • - Влиять на общественное сознание, прививая уважение к закону всех слоев общества.
  • - Обобщать инициативы по совершенствованию законодательства.
  • - Стать мостом к будущему здоровому обществу.
  • - Вместе с активными силами общества искать пути к оздоровлению страны.
  • - Вместе со сторонниками подрубать корни коррупции.

ЗАДАЧИ ПРОЕТКА

Идеологическое обеспечение

  • - Содействовать выработке приемов и методов общественной оценки деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией.
  • - Участвовать в разработке эффективных форм независимого общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов и содействовать их развитию.
  • - Вырабатывать алгоритмы поведения в коррупционной среде, используя российский зарубежный и исторический опыт.

Коммуникационное направление

  • - Способствовать развитию многостороннего информационного обмена в обществе по вопросам борьбы с коррупцией.
  • - Содействовать налаживанию информационного обмена между лицами и организациями, вовлеченными в антикоррупционную борьбу, содействовать повышению эффективности их взаимодействия.
  • - Выявлять сферы конфликта интересов, сферы дефицита правоохранительных услуг.
  • - Содействовать выработке методик оценки коррупционной составляющей разных сфер жизни и деятельности человека.
  • - Участвовать в исследовании ненаблюдаемой (теневой) экономики.
  • - Участвовать в формировании дискуссионной среды.
  • - Информировать общественность о действиях по борьбе с коррупцией, предпринимаемых государством, о вскрытых фактах коррупции и принятых мерах.

Мотивация общества

Содействие формированию институтов гражданского общества в России.

  • - Содействие формированию в обществе негативного отношения к любым проявлениям коррупции, пропаганда идеи бойкота теневых способов оплаты услуг.
  • - Формирование в обществе гражданской активности, непримиримости ко всему, что мешает жить.
  • - Привлечение народной инициативы к контролю исполнения и соблюдения законов.
  • - Борьба с коррупцией как часть нового образа России
  • - Выявление ангажированных информационных потоков, направленных на дискредитацию России.
  • - Формирование ответного информационного потока.
  • - Выявление возможных информационных угроз и прогноз заказных информационных материалов по темам, связанным с коррупцией.
  • - Формирование круга специалистов по выявлению заказных публикаций.

Приоритеты проекта: Права человека, Законность, Государственный подход, Объективность, Уважение к собственности и работодателям, Открытость, Обратная связь, Адресность.

Целевые аудитории: Общественность, Экспертное сообщество, Журналистское сообщество, Общественные организации, Бизнес-сообщество, Органы власти.

Каналы коммуникаций: Специализированный информационно-аналитический портал «Против коррупции», Журналисты, пишущие на тему борьбы с коррупцией), Информационные и аналитические бюллетени, обзоры, тематические рассылки, Ежедневный обзор московских и региональных СМИ (всем желающим), Пресс-конференции, Круглые столы, конференции, семинары, Образовательные программы, Конкурсы (материалов СМИ, карикатур, фото и т.д.), Опросы, Издательская деятельность.

Формы работы с аудиториями: Интернет-вещание через специализированный сайт агентства, интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, Информационный обмен с аналитическими и социологическими центрами. Распространение аналитических материалов среди участников целевых аудиторий, Массовые и экспертные опросы, интервью, Публикации в СМИ, совместные проекты, инициатива создания «Общественного движения против коррупции», Бюллетени, рассылки на бумажных и электронных носителях, Пресс-конференции по проблемам борьбы с коррупцией. Выступления на круглых столах, конференциях, семинарах. Подготовка специальных материалов к этим мероприятиям. Публикация отчетов об этих мероприятиях, Издательская деятельность. Выпуск и распространение брошюр, книг, плакатов, агитационных и учебных материалов, Баннерная реклама, участие в баннерообменных сетях, контекстная реклама и другие формы оповещения и рекламы в Интернете, Специализированные пропагандистские акции. Конкурсы среди журналистов, студентов, представителей широкой аудитории, Участие в образовательных программах, чтение лекций, Аккумулирование материалов агентства в электронных публичных библиотеках (Public.ru, Integrum), что обеспечит их вторичное распространение через службы мониторинга.

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВЫМИ АУДИТОРИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Формы и методы реализации проекта. Для реализации проекта создается специализированное информационно-коммуникационное агентство, которое возьмет на себя следующие функции:

  • - Работа с федеральными и региональными законодательными органами власти для организации общественной экспертизы антикоррупционных законов на этапе их разработки, а также с целью обеспечения максимального эффекта от принятия этих законов.
  • - Вовлечение в качестве активных пользователей и участников проекта представителей органов власти, общественных организаций, бизнес- структур, юристов, социологов, экономистов, политологов, преподавателей и студентов ВУЗов, активных граждан.
  • - Информационно-пропагандистская поддержка общегосударственных и региональных инициатив по борьбе с коррупцией. Проведение собственных целевых пропагандистских акций в тесном взаимодействии со средствами массовой информации и структурами гражданского общества. Координация деятельности региональных СМИ, участвующих в пропагандистских акциях.
  • - Обеспечение информационного обмена между центром и регионами, между различными ветвями и органами власти, между общественными организациями и отдельными лицами.
  • - Целенаправленная работа со СМИ и журналистским сообществом с целью многократного усиления эффективности проекта.
  • - Организация и проведение конкурсов «Журналисты против коррупции» среди региональных журналистов.
  • - Учебно-просветительская деятельность. Выпуск учебно-методических материалов, участие в специализированных обучающих семинарах, поддержка существующих учебных модулей по вопросам профилактики коррупции в российских ВУЗах и других образовательных центрах.

Аналитическое обеспечение

  • - Выработка индикаторов, характеризующих текущий уровень коррупции в различных сферах, участие в разработке методологии оценки.
  • - Сбор, структурирование и распространение информации - как по собственным, так и по внешним каналам.
  • - Мониторинг на базе центральных и региональных СМИ совместных проектов и информационных продуктов по проблемам коррупции (включая специализированные выпуски на Интернет- сайтах, радиопередачи, колонки в прессе и т.п.).
  • - Распространение (публикация, рассылка, ретрансляция) результатов регулярно проводимых исследований по различным аспектам коррупции.
  • - Проведение социологических опросов и распространение их результатов.
  • - Составление и публикация рейтингов, касающихся коррупции.
  • - Публикация официальных докладов и развернутых мнений экспертов о состоянии коррупции в России и за рубежом.
  • - Создание дискуссионных площадок по проблемам коррупции в форме круглых столов, конференций, инициация и (при необходимости) модерирование дискуссий по актуальным проблемам.

Базовый принцип взаимодействия со СМИ

  • - Для активизации общественного противодействия проявлениям коррупции необходимо усиление функции СМИ как инструмента обратной связи между властью и обществом, как действенного механизма гражданского контроля за деятельностью органов власти всех уровней, бизнес - структур, политических и общественных организаций.
  • - Ангажированность отдельных СМИ и журналистов искажает информационную картину и ведет к формированию негативного общественного мнения. Создание нового круга журналистов поможет обеспечить объективное освещение процесса борьбы с коррупцией в государстве.
  • - Кроме этого, необходимо сформировать особое мнение среди самих журналистов в отношении коррупции, для адекватного и объективного отражения в СМИ борьбы с этим явлением.

Работа с журналистами и СМИ

  • - Мониторинг информационного поля и выявление журналистов, пишущих на антикоррупционные темы.
  • - Создание базы данных СМИ и журналистов;
  • - Проведение индивидуальной работы с журналистами, приглашение на презентацию Проекта, установление партнерских отношений (в т.ч. включение журналистов в респондентскую сеть для проведения опросов по проблемам взяточничества и коррупции, список рассылки тематических дайджестов).
  • - Оказание консультационной, юридической, и иной поддержки в случаях возникновения конфликтных ситуаций при работе по тематике проекта.
  • - Проведение конкурса для журналистов по тематике проекта.

Эффективность политики противодействия коррупции в современную эпоху информационного общества напрямую связана с возрастающей ролью СМИ, освещающих проблемы борьбы с коррупцией и во многом формирующих представления об этом социальном явлении. В условиях информационно-коммуникативной революции плюрализм СМИ (электронных и печатных, традиционных и новых), множественность автономных и разнообразных источников информации, отражающих широкий спектр сложившихся в обществе политических, социальных, экономических, культурных и иных связей, превращают СМИ в наиболее эффективный инструмент общественного контроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, в том числе - в сфере противодействия коррупции.

В механизме противодействия коррупции СМИ решают следующие основные задачи: 1) информирование граждан об ответственности за участие в коррупционных схемах; 2) создание в обществе атмосферы неприятия и осуждения коррупции во всех проявлениях; 3) придание огласке всех случаев коррупции, в том числе создание открытых списков коррупционных дел, как это происходит в странах Западной Европы и США. С подобными инициативами выступал Минтруд России, предлагая создать реестр компаний, привлеченных к административной ответственности по статье о незаконном вознаграждении должностных лиц, с последующим ограничением их доступа к государственных закупкам, а также сформировать реестр госслужащих, уволенных в связи с утратой доверия; 4) открытая поддержка бизнеса в борьбе с коррупцией и расширение возможностей использования СМИ предпринимателями для отстаивания нарушенных прав и интересов; 5) открытая поддержка государственных решений по борьбе с коррупцией.

В системе современных СМИ наиболее эффективным инструментом общественного контроля являются независимые СМИ и Интернет, которые больше и чаще всех вскрывают факты коррупции, делая их достоянием общественности. Такой огласки боятся в равной степени и госслужащие, и политики, и нечестные бизнесмены. Данный институт гражданского общества может проводить общественные дискуссии по коррупционной проблематике, освещать антикоррупционные действия государства и общества, вести собственные антикоррупционные расследования, показывать и публиковать факты коррупции.

Для независимости СМИ крайне важна их свобода от прямого или косвенного контроля федеральных, региональных и местных властей. Необходимым условием этого является то, что печатные СМИ - как федеральные, так и региональные и местные (кроме чисто служебных вестников и армейской печати) - не должны находиться во владении, прямом или косвенном любых органов власти. Это способствует формированию конкурентной информационной среды и приобщению к ней различных социальных групп. Другим необходимым условием является прозрачность финансирования СМИ. Это позволит создать в данной сфере систему гражданского контроля. Дело в том, что СМИ подвержены коррупционному воздействию извне. Одной из форм коррупционного воздействия на СМИ является выплата «гонораров» за не публикацию материалов, которые разоблачают коррупционеров. В целях обеспечения независимости СМИ и защиты их от подобного коррупционного воздействия Правительство РФ в 2014 г. выделило 36 млрд руб.

Следует отметить издержки процесса коммерциализации СМИ, которые часто в погоне за сенсацией тиражируют известный набор стереотипов в восприятии коррупции и приучают к ним население. Действительно, основная масса граждан делает выводы о состоянии проблемы коррупции исходя из доминирующих стереотипов, сообщений СМИ, рассказов друзей, знакомых, а также из слухов и сплетен. Например, устойчивым стереотипом является мнение о том, что чем выше уровень власти, тем больше она коррумпирована, хотя это не всегда соответствует реальности. Тема коррупции может выпадать из перечня актуальных проблем граждан, что может являться, по мнению социологов, следствием информационного насыщения граждан материалами СМИ, посвященными этой теме. Следует отметить, что на протяжении последних пяти лет тема коррупции являлась одной из основных в центральных СМИ, что могло вызвать ощущение усталости у населения от сведений по данной теме .

Кроме того, распространение негативного мнения граждан относительно уровня коррумпированности органов государственной власти часто мешает объективно оценить работу в этой сфере. Так, по результатам мониторинга, большинство москвичей не устраивает то, какими методами Правительство Москвы ведет борьбу с коррупцией в столичном мегаполисе, а значительная часть опрошенных вообще ничего не знает о таких мерах. Более 80% жителей столицы, ответивших на вопросы мониторинга, либо не информированы по данной теме, либо их не устраивают меры, принимаемые в рамках борьбы с коррупцией. Предложение «карать строгими мерами - и сразу не давать опомниться» нашло поддержку у 17% россиян; идея не только посадить за решетку, но и конфисковать имущество у преступника и даже у его родственников - у 15%; проводить больше проверок среди власти и среди высокопоставленных лиц предлагали 12% . Кроме того, среди эффективных мер борьбы с коррупцией респонденты называют: ужесточить законодательство, повысить уровень жизни людей и степень их гражданской сознательности, увольнять нечистых на руку чиновников со всех постов и освещать такие случаи в СМИ.

В условиях революционных сдвигов в сфере коммуникационных технологий и распространения информации возрастает роль электронных СМИ, освещающих проблемы борьбы с коррупцией, прежде всего Интернета. Решением задач по информированию граждан и формированию у них культуры нулевой терпимости к коррупции в сети Интернет занимаются как независимые, так и официально зарегистрированные СМИ. Кроме того, на просторах российского Интернета появляются специализированные сайты, нацеленные на борьбу с коррупцией.

Известность получили проекты «Фонд борьбы с коррупцией» , основанный оппозиционным политическим деятелем А. Навальным. Проект Фонда «РосПил» нацелен на контроль расходования бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок госкомпаний. Проект полностью финансируется за счет добровольных пожертвований граждан, т.е. с применением краудфандинга (от англ, crowd - толпа, funding - финансирование), предполагающего коллективное сотрудничество людей (доноров), объединяющих свои ресурсы для поддержания проектов других людей или организаций (реципиентов). За время своей работы «РосПил» собрал более 10 млн руб. Авторы проекта утверждают, что сумма контрактов, по которым удалось пресечь нарушения закона за время работы проекта, превышает 59 млрд руб. Вместе с тем, объективность подобных оценок сомнительна, так как российские оппозиционные лидеры в своей «борьбе» с коррупционерами больше заинтересованы в зарабатывании популярности на громких разоблачениях. При этом репутация самих оппозиционеров зачастую страдает от скандалов с обнаружением коррупционеров в их рядах.

Другой аналогичный ресурс - Интернет-проект «За честные закупки» , реализуемый при поддержке Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сайт представляет собой открытую сеть для борьбы с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере государственных закупок и закупок госкомпаний. В разделе «wiki-тыринг» нарушения и ухищрения при закупках рассматриваются в разрезе положений Федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Создатели независимого интернет-ресурса «Все о коррупции в России» рассматривают информационную открытость как один из важнейших факторов борьбы с коррупцией. Редакция ставит своей целью всестороннее освещение коррупционной деятельности в нашей стране, проводит анализ современного, в том числе зарубежного опыта борьбы с коррупцией (см. Приложение 1).

Одним из специализированных СМИ, освещающим политику противодействия коррупции в России и за рубежом, является «Первое антикоррупционное СМИ» , учрежденное Межрегиональной общественной организацией содействия совершенствованию государственного управления и антикоррупционной политики «Содействие» (МОО «Содействие»). Первое антикоррупционное СМИ реализует следующие задачи: 1) защита прав и интересов граждан, организаций и государства, нарушенных противоправными или некомпетентными действиями должностных лиц; 2) проведение журналистских расследований и придание публичности фактов коррупции; 3) информационная поддержка предпринимателей и правоохранительных органов по вопросам предупреждения и пресечения коррупции; 4) выстраивание коммуникаций между представителями государства, бизнеса и общества;

5) привлечение экспертов из различных сфер для создания медиа площадки, способной стать действенным инструментом общественного контроля и формирования адекватного общественного мнения относительно коррупции; 6) контроль деятельности федеральных и региональных чиновников (в части реализации антикоррупционной политики) путем их оценки экспертным и гражданским сообществом.

Регулярные исследования публикаций о коррупции в СМИ проводит аналитический центр компании «Публичная библиотека» . Анализ проводится по федеральным и региональным печатным СМИ, интернет-изданиям из фондов интернет-библиотеки СМИ компании (более 12 тыс. изданий). Так, исследования public.ru за период с января по июнь 2014 г. позволили выявить постоянный рост среднего размера взятки . Начиная с 2008 г. средняя сумма взятки увеличилась в 16 раз (с 9000 до 145 тыс. руб.). В 2013 г. все преступления коррупционной направленности в России (их было зарегистрировано 38 600), причинили ущерб национальной экономике в сумме более чем 21 млрд руб.

Согласно рейтингу «антикоррупционной» открытости в 2014 г. по федеральным округам РФ лидирующие позиции по числу публикаций коррупционной тематики заняли Приволжский (12 606) и Центральный (12 216), Сибирский (7873), Уральский (7084), Северо-Западный (5393), Южный (5045), Дальневосточный (4793), Северо-Кавказский (4269) федеральные округа. Рейтинг «антикоррупционной» открытости по регионам Российской Федерации в 2014 г. выглядел следующим образом: Челябинская область - 2570, Республика Татарстан - 2105, Волгоградская область - 2054, Свердловская область - 1914, Кировская область - 1579, Московская область - 1564, Нижегородская область - 1492, Новосибирская область - 1411, Тверская область - 1407, Ярославская область - 1317, Астраханская область - 1263, Воронежская область -1234, Приморский край - 1192, Ставропольский край - 1188, Республика Дагестан - 1172, Иркутская область - 1145, Тюменская область - 1121, Пермский край - 1097, Красноярский край - 1079, Саратовская область - 1049, Самарская область - 1030".

Самым упоминаемым в СМИ регионом стала Челябинская область благодаря следующим участникам коррупционных скандалов: 1) сенатор Совета Федерации Челябинской области Константин Цыбко (получение взятки в 28 млн руб.); 2) экс-министр спорта Челябинской области Юрий Серебренников; 3) начальник управления спортом администрации Челябинска Евгения Иванова;

4) бывший глава Троицка Виктор Щекотов; 5) бывший вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов; 6) совладелец Челябинского трубопрокатного завода Андрей Комаров; 7) сотрудники Росимущества, УФМС, должностные лица медучреждений, правоохранительных органов и директора двух лицеев. Медиа-анализ Челябинского региона показал и серьезные результаты антикоррупционной работы, что говорит об информационной открытости региона, активном сотрудничестве региональной пресс-службы МВД России и СМИ.

0 случаях коррупции коснулись сотрудников Минтруда Татарстана, республиканского управления МЧС России, ФНС России и председателя общественной организации «Антикоррупционный комитет Республики Татарстан». Среди публикаций заслуживают внимания материалы о создании общественных советов при органах власти, конкурс видеороликов «Коррупция в объективе», а также введение обязательной проверки на детекторе лжи для кандидатов на вакансии заведующих казанскими детсадами.

В Волгоградской области, занявшей третье место в рейтинге, отмечены случаи, когда коррупционеры получали реальные уголовные сроки и штрафы: 1) Павел Крупнов, заместитель председателя правительства Волгоградской области (получение взятки в сумме 17 млн руб.) - семь лет лишения свободы в колонии строго режима; 2) Евгений Большаков, сотрудник регионального управления Росимущества - 9,5 лет колонии; 3) Сергей Капа-надзе, председатель комитета по строительству администрации

Волгограда - 7,5 лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в размере 700 тыс. руб.; 4) Вадим Черных, глава Ахтубин-ского сельского поселения Среднеахтубинского района - семь лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в размере 12 млн руб.

Предпринятое в рамках либерализации уголовного права по инициативе тогдашнего Президента РФ Д. Медведева увеличение штрафов вместо уголовного преследования за взятки, привело к значительному росту средней суммы взятки («компенсация» возросших рисков), а проблема уплаты коррупционерами назначенных судами штрафов с каждым годом становится масштабнее. Эта инициатива с треском провалилась, поскольку осужденные за взятки моментально превращались в банкротов, и переставали выплачивать присужденные им штрафы.