Фз о возрастном ограничении. Федеральный закон о защите детей от вредной информации (436-ФЗ)

В Российской Федерации с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436, который был принят 29 декабря 2010 г. В виду того, что информация является продуктом массового потребления, к ней предъявляется определенные требования, относящиеся как к её качеству, так и к содержанию. С целью создания правовых механизмов для ограждения и защиты детей от той информации, которая может причинить им физический или психический вред и был принят этот закон. Однако стоит отметить, что государство не может в полной мере ограничить ту информацию, которая доносится до ребенка и решающую роль здесь должны играть родители или опекуны, объясняющие ребенку что является хорошей информацией, а что нет. В данной статье разберемся, что представляет из себя закон о защите детей от вредной информации.

Стоит отметить, что законопроект о защите детей от информации не был создан сам по себе, до него были приняты несколько других Федеральных законов, которые содержат запреты пропаганды употребления некоторых веществ, распространение или употребление которых в России запрещено или ограничено. Также, стоит отметить, что до того, как в России был принят закон о защите детей от вредоносной информации, в некоторых регионах страны были приняты местные законы, которые также запрещали пропаганду среди детей употребления алкоголя, табачной продукции и т.д.

Закон о защите детей от информации не предусматривает какой-либо определенной ответственности за его нарушение. Его нарушение устанавливается в соответствие с законодательством РФ и, как правило, нарушитель привлекается только к административной ответственности.

Закон о защите детей 2012 для большинства населения нашей страны проявляется в информировании возрастной доступности того или иного вида информации. Например, на телевидении появились значки, указывающие на ограничение по возрасту передачи. В самом законе указываются практически все средства распространения информации в России, такие как радио, телевидение, печатные издания и Российские интернет-ресурсы.

Информация, распространяемая в нашей стране может быть условно поделена в соответствии с законом:

  1. На информацию, способную нанести вред здоровью детей или их развитию. При этом в этом же пункте, отдельно необходимо выделить ту информацию, которая запрещена к распространению или ограничена в соответствии с возрастными группами;
  2. На информацию, которую не регулирует федеральный закон о защите детей от информации № 436-ФЗ.

В Российской Федерации ограничивается информация, содержащая кадры с насилием, с элементами жестокости, а также с кадрами катастроф и сценами сексуального характера. В частности, информация может ограничиваться в соответствии с формой её распространения, например, она по разному может ограничиваться на телевидении, радио и в интернет ресурсах.

Закон о защите детей от негативной информации определяет запрещенную информацию, к которой необходимо отнести информацию порнографического содержания, информацию, побуждающую к употреблению алкогольной, табачной и наркотической продукции и т.п.

То, что информация запрещена к распространению среди детей, не означает того, что она не может быть размещена в тех местах, которые доступны для детей. При этом ее нахождение определяется организационными и административными правилами, которые ограничивают в той или иной степени доступ к ней детей. Например, можно отметить продажу табака, когда запрещена выкладка сигарет на полках или журналы сексуального характера, которые упакованы в индивидуальную упаковку, ограничивающую просмотр продукции.

Закон о защите детей от информации регламентирует несколько категорий информации, в соответствие с возрастными ограничениями для детей, они состоят из:

  • для детей до 6 лет;
  • для детей с 6 лет;
  • для детей до с 12 лет;
  • для детей до с 16 лет;
  • Недоступная для детей.

Оценку по категориям проводит сам производитель информации с привлечением экспертов. При этом при оценке информационных материалов, внимание уделяется таким свойствам, как содержание информации, ее тематика, жанр и художественное оформление информации. Также, учитываются особенности восприятия информации детьми определенной возрастной группы с исключением негативного влияния для их здоровья и развития.

Федеральный закон 436 об информационной защите подразумевает ряд мер, направленных на сохранение здоровья и развития детей. Положения ФЗ 436 не распространяются при этом на следующие виды информационной продукции:

  • научные, научно-технические и статистические данные;
  • недопустимые к ограничению в распространении категории информации согласно от 27 июля 2006;
  • сведения, имеющие историческую, художественную или культурную ценность для общества.

Действие ФЗ 436 также не распространяется на рекламу. Скачать Закон о защите информации можно

Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят 21 декабря 2010 года. Структурно он подразделяется на главы, учитывающие следующие вопросы:

  • общие положения Закона об информационной защите детей;
  • классификация информационной продукции;
  • требования к ее обороту;
  • проведение экспертизы;
  • государственный надзор и общественный контроль;
  • ответственность за нарушения.

Общие положения Федерального закона об информационной безопасности детей включают в себя основные понятия и принципы, используемые в документе. Учитываются нормы законодательства, а также полномочия федеральных и региональных органов власти. Отдельно приводится перечень видов информации, которая, по мнению законодателей, наносит вред здоровью и развитию детей.

Классификация информационной продукции подразделяется по следующим положениям:

  • информация для детей до 6 лет;
  • продукция для возраста от 6 до 12 лет;
  • информация для возрастной категории до 16 лет;
  • информационная продукция для подростков от 16 лет.

Требования к обороту информационной продукции предписывают обязательное наличие знака. К информации, предназначенной для теле- и радиовещания, предписываются дополнительные требования. В отдельном порядке регламентируется распространение сведений через информационно-телекоммуникационные сети. Дополнительные требования определяются также для оборота отдельных категорий продукции и для той информации, которая запрещена для детей.

В проведении экспертизы информационной продукции Федеральный закон 436 определяет общие требования к ее осуществлению. Предписывается понятие экспертного заключения, а также правовые последствия информационной экспертизы.

Статьи 20-21 ФЗ 436 определяют принципы государственного надзора, общественного контроля и ответственности за правонарушения в области защиты детей от вредной информации. Заключительные положения документа регулируют порядок его вступления в силу – закон начал действовать 1 сентября 2012 года.

С момента публикации в него были внесены некоторые поправки, нацеленные на устранение неточных формулировок и двоякого толкования законоположений. Последние изменения в Закон о защите детей от негативной информации были внесены в мае 2017.

Скачать закон об информационной безопасности детей

Скачать Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» можно по . Документ представлен в последней редакции, актуальной на июль 2017. Текст, включающий в себя последние изменения, будет актуален для правозащитников, заинтересованных в углубленном изучении законодательства. Также документ будет полезен и для граждан, знакомящихся со своими правами.

Последние изменения, внесенные в 436 закон

Последние изменения в Закон об информационной безопасности детей были введены 1 мая 2017 . Поправки были введены в следующие статьи:

  • в пункте 6 части 4 статьи 11 ФЗ 436 в формулировку добавлены слова «и аудиовизуальных сервисов »;
  • в статью 14 была введена часть 3 о необходимости наличия знака информационной продукции у аудиовизуального сервиса.

Отдельно следует рассмотреть положения Закона о защите детей от негативной информации, касающиеся полного и ограниченного ее распространения среди несовершеннолетних. Виды вредной для детского восприятия информации определяются статьей 5 ФЗ 436 . Согласно ее положениям полностью запрещается распространять среди несовершеннолетних информационную продукцию:

  • побуждающую детей к совершению действий в ущерб своему здоровью или жизни;
  • способную вызвать желание употребить алкогольные, табачные продукты, наркотики или психотропные вещества, или заняться проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;
  • оправдывающую насилие или жестокость, иное противоправное поведение;
  • отрицающую семейные ценности, неуважение к родным, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения;
  • содержащую нецензурную ругань или сцены порнографического характера.

Не допускается также распространять информацию о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий.

К информации, ограниченной для распространения среди несовершеннолетних, относится следующая продукция:

  • показывающая физическое или психическое насилие, преступление или иное антиобщественное деяние;
  • вызывающая ужас, страх или панику;
  • изображающая половые отношения между мужчиной и женщиной;
  • содержащая ругательные выражения, не относящиеся к нецензурным.

Последние изменения в статью 5 Федерального закона 436 о защите детей от негативной информации вносились 29 июня 2015 года. Они скорректировали редакцию пункта 2 части 2 – была исключена формулировка о пиве и напитках, изготавливаемых на его основе.

Добрый вечер, уважаемые родители и педагоги!

Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября этого года.

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий, родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

21 декабря 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» N 436-ФЗ (одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.) и был подписан бывшим президентом Дмитрием Медведевым.

Законом введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.

Как заявляют психологи, восприняв предосудительную информацию, маленький ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни или даже развившееся психическое расстройство. Понять, что тот, или иной продукт опасен, помогут так называемые знаки информационной продукции, представляющие собой графическое или текстовое обозначение классификации.

Закон делит несовершеннолетних на возрастные группы: до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет, и старше 16 лет.

Закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.

По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку «18+», родитель может попросить ребенка переключить канал».

Также документ запрещает показ опасных для психики ребенка программ с 4 до 23 часов по местному времени. А с 1 сентября 2012 года все интернет-кафе и клубы обяжут использовать программно-аппаратные средства блокировки опасной информации. Журналы же с «плохими картинками» станут продавать только в запечатанных упаковках.

Закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Но доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.

Согласно закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее

профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

В таких средствах массовой информации, как телевидение, радио и печатная продукция размещение информационных знаков можно проконтролировать.

С информацией, размещенной в телекоммуникационных сетях, дело обстоит значительно хуже. Массовое бесконтрольное размещение информации в Интернет невозможно проконтролировать и оценить возможный вред, который эта информация может нанести здоровью и развитию детей. В настоящее время практически любой человек может выложить в Интернет текстовую, аудио- или видеоинформацию. Участились случаи размещения в сети видеосъемок, снятых школьниками на мобильные телефоны или фотографий откровенно жестокого, циничного и аморального характера.

Мы, педагоги призываем вас, родителей, в это сложное время контролировать свободное время вашего ребенка. Конечно, не доводить до абсурда, поставив жизнь ребенка под тотальный контроль, а постараться сформировать доверительные отношения со своим ребенком, чаще беседовать с ним, в дружеской беседе можно узнать любую информацию: с кем ребенок дружит, чем интересуется, какие отношения в школе с друзьями, учителями.

Существует множество программ и фильтров, которые помогут контролировать открытие нежелательной информации и устанавливать время, которое можно проводить в Интернете. Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, помимо функций ограничения пребывания ребенка за компьютером, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений - создание фильтра web-сайтов. Все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие - нельзя. Как осуществляется подобный контроль? Самыми распространенными являются два варианта ограничений:

  1. Создание «белых» и «черных» списков web-сайтов. «Черные» списки должны регулярно обновляться, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. «Белые» списки - вид более жесткого контроля - ребенок может посещать только те web-сайты, которые ему разрешили родители. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется
  2. фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на web-странице, то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, и прочие вещи, запрещенные для ребенка.

Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к web-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска - это программы обмена мгновенными сообщениями (icq, skype и т.п.). Ребенок наивен, он можно нечаянно рассказать незнакомцу ваши личные данные. Злоумышленники хитры, они прикидываются ровесниками, невзначай задают каверзные вопросы. Напрашивается и вторая опасность - собеседники ребенка могут научить его, в лучшем случае, мелким пакостям, а о примерах серьезных бед лучше даже не вспоминать. Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, например, адрес, номер школы или телефона, то происходит блокировка отправки сообщения.

О том, какие программы устанавливать на своем компьютере каждый решает для себя сам. Рекомендовать какую-либо программу мы не можем.

Тем не менее, о том, что проблема родительского контроля давно стала общей, говорит то, что средства для ограничения доступа к приложениям, играм и сайтам были включены в состав операционной системы Windows.

Если Вы опытный пользователь и можете самостоятельно осуществлять манипуляции на компьютере, предлагаем следующее:

  1. Простейший способ ограничить доступ к определенным сайтам в Интернете - редактирование системного файла hosts
  2. Если на Вашем компьютере установлена операционная система Windows Vista или Windows 7, вы можете задействовать встроенные средства родительского контроля:
    Родительский контроль в Windows Vista и Windows 7

В конце своего выступления в качестве размышления над данной проблемой хочу предложить вам отрывок из телевизионной передачи.

Спасибо за внимание!


Одним из органов власти РФ (конкретно: Государственной думой) был предложен закон (номер 436-ФЗ), который должен оберегать детей от ресурсов, которые содержат неподходящий для них контент . Совет Федерации одобрил эту идею.

Главная причина создания этого закона – свободный интернет. С развитием технологий появились возможности выходить в сеть практически из любой точки земного шара. Но ведь в интернете почти что нет цензуры , ребенок может наткнуться на нежелательный для его развития контент.

Сведения, которые детям не следует получать (упомянуто в ст.5):

  1. Контент, который может побудить ребенка причинить вред своему здоровью вплоть до самоубийства (ч.2 п.1).
  2. Пропаганда наркотических веществ (ч.2 п.2).
  3. Побуждение к совершению насилия, жестокости над другим человеком и/или оправдание таковых действий (ч.2 п.3).
  4. Пропаганда нетрадиционной ориентации, в том числе сексуальные отношения (ч.2 п.4).
  5. Оправдание противозаконных действий (ч.2 п.5).
  6. Нецензурная лексика (ч.2 п.6).
  7. Порнография (ч.2 п.7).
  8. Сведения о несовершеннолетнем, который пострадал от противозаконных действий (ч.2 п.8).

Следующие сведения нельзя распространять среди несовершеннолетних (ч.3):

  • картинки и/или тексты, содержащие физическое и психическое насилие (п.1);
  • или смерть в любых ее проявлениях (п.2);
  • или межполовые интимные связи (п.3);
  • ругательства, которые не относятся к матерным словам (п.4).

Проведение мероприятий

Детей необходимо оберегать от нежелательного контента ради их блага. Чтобы помочь родителям, государство старается использовать свои полномочия для ограждения ребенка от вредной информации . Что конкретно делается для этого:

Нюансы проводимых мер

Интернет нередко называют огромной помойкой, и это неспроста. Огромные объемы бесполезного мусора, среди которого иногда можно отыскать что-то стоящее. Но для того, чтобы это совершить, придется пройти по миллионам абсолютно бессмысленных ссылок.

Именно из-за захламленности в ст.14 п.2 прописана такая особенность распространения: на сайте может быть указан знак информационной продукции (показатель возрастного ценза).

Перед радиоэфиром тоже следует объявлять возрастные ограничения (ст.13 ч.4).

Предупреждения

Основным предупреждением как раз и является знак информационной продукции. Он обязан использоваться всегда, кроме случаев , предусмотренных в ст.11 :


Другие особенности

Отличается ли защита детей от вредоносного контента от других видов защиты? Конечно, еще как:

  • Во-первых, этот вид защиты направлен только на определенную категорию граждан – несовершеннолетних (и косвенно на родителей).
  • Во-вторых, ребенок защищается от психологического насилия , но не от физического (возможно, косвенно, поскольку какая-нибудь информация может побудить ребенка к причинению вреда себе и/или окружающим).

Контроль сведений, наносящих моральный ущерб детям

Подобные сведения, наносящие ментальные вред, могут крайне пагубно отразиться на становлении и развитии человека. Разум ребенка мягкий и податливый, на него очень легко оказать влияние. По этой причине информация, поступающая в мозг, должна тщательно фильтроваться .

Экспертиза

О порядке данного процесса написано в ст.17 :

  1. Эксперт получает полномочия для проведение экспертизы от государственных органов.
  2. Эксперт получает аттестат аккредитации (чтобы заниматься своей деятельностью).

Экспертами могут стать граждане, имеющие высшее психологическое (или аналогичное) образование . Исключениями являются (ст.17):

  • Люди, совершившие преступление против личности.
  • Люди сами участвуют в производстве и распространении проверяемой информации.

ВАЖНО! Экспертиза должна быть полностью выполнена (сделан вывод, доказана или не доказана вредность контента) за тридцать дней. Необходимо наличие как минимум двух экспертов.

Существует два вида экспертиз (ст.17):

  1. Комиссионная (эксперты специализируются в одной и той же области).
  2. Комплексная (наоборот, в разных областях).

Результатом проделанных усилий является экспертное заключение , которое содержит в себе (ст.18):

  • дату и время;
  • сведения о самом эксперте;
  • материалы исследований;
  • вывод, который был сделан на основе экспертизы.

Проводимая экспертиза контролируется специальными государственными органами. Они же выдают экспертам аттестат аккредитации. Существует специальный сайт, на котором уполномоченный человек из Правительства РФ выкладывает информацию об экспертах (ст.17 ч.4):

  1. Местонахождение, место, где происходит сама экспертиза.
  2. ФИО (отчества может и не быть).
  3. Сведения о наличии аттестата аккредитации.
  4. Приказ о назначении эксперта.
  5. Тип информации, с которой он хорошо работает, разбирается в вопросе.

Порядок проведения экспертизы строго регламентирован.

Когда итоги подведены, власть делает нижеперечисленное (ст.19):

  • за 15 дней после окончания определяют, является ли информация противоречащей закону о защите детей;
  • если контент не соответствует требованиям, то он ограничивается или устраняется вообще.

Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции

В срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение:

  1. о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции;
  2. о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и об отказе в вынесении указанного в пункте 1 настоящей части предписания.

Государственный контроль

Такой вид контроля существует и замечательно помогает бороться с нежелательными ресурсами. Ст.20 гласит, что :

  1. Контроль осуществляется над телевидением, радиовещанием, интернетом и т.д.
  2. Контроль осуществляют федеральные органы.

Статья 20. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Общественный контроль

В ст.21 подробно написано про данный вид . Если вкратце, то:

  • общественный контроль осуществляется официальными некоммерческими организациями;
  • организации имеют право следить за оборотом информации.

Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

  1. Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
  2. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания «горячих линий».

Родительский контроль

Очень важный вид контроля. Для маленького ребенка мнение родителей превыше всего. Справедливо, ведь родители хотят сделать для своего ребенка все возможное, чтобы он вырос здоровым.

Существует множество программ/приложений для электронных устройств , которые осуществляют родительский контроль. Они закрывают ребенку доступ на некоторые ресурсы, если он еще не достиг определенного возраста.

Какую ответственность можно понести за нарушения?

Ст.22 посвящена этой теме. В ней рассказывается о том, что придется понести наказание, предписанное законодательством. В основном, это штрафы в сумме от 5 до 20 тысяч российских рублей .

Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СПРАВКА. Однако в Уголовном Кодексе РФ есть статья о распространении порнографических материалов с несовершеннолетними. И за это уже грозит немалый срок.

На что закон не распространяется?

Согласно ст. 1, данный закон не распространяется на контент, содержащий подобную информацию, если :

  1. Он создан в научных целях.
  2. Он создан в культурных целях (например, повествует о некоторых исторических фактах или событиях).