2 формы контроля за экономической концентрацией. Успехи современного естествознания

Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
1. С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:
1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр);
2) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
3) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;
5) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона, и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).
2. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий не применяется, если указанные в части 1 настоящей статьи действия осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, либо их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.



Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
1. В случае если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает три миллиарда рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает сто пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:
1) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании;
2) приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании;


7) получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества;
8) приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.
2. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в части 1 настоящей статьи сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, или их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации либо если сделки осуществляются с акциями (долями) финансовых организаций.

Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
1. В случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации:
1) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Это требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании;
2) приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Это требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании;
3) приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
4) приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций;
5) приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;
6) приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;
7) приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
8) приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа.
2. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в части 1 настоящей статьи сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, либо их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Статья 30. Сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган
1. Антимонопольный орган должен быть уведомлен:
1) коммерческой организацией о ее создании в результате слияния коммерческих организаций (за исключением слияния финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;
2) коммерческой организацией о присоединении к ней другой коммерческой организации (за исключением присоединения финансовой организации), если суммарная стоимость активов указанных организаций по последнему балансу или их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;
3) финансовой организацией о ее создании в результате слияния финансовых организаций, если стоимость ее активов по последнему балансу не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;
4) финансовой организацией о присоединении к ней другой финансовой организации, если стоимость активов по последнему балансу созданной в результате присоединения финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате присоединения кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;
5) лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество (за исключением акций (долей) и (или) активов финансовых организаций), об осуществлении сделок, иных действий, указанных в статье 28 настоящего Федерального закона, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц (группы лиц), указанных в статье 28 настоящего Федерального закона, за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает двести миллионов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает тридцать миллионов рублей либо если одно из таких лиц включено в реестр, - не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.
2. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование об уведомлении антимонопольного органа не применяется в случае осуществления сделок, иных действий с предварительного согласия антимонопольного органа.

Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
1. Сделки, иные действия, указанные в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 настоящего Федерального закона, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
1) сделки, иные действия, указанные в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
2. Федеральный антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, направляет заявителю одно из следующих уведомлений о:
1) получении такого перечня и размещении его на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети "Интернет", если такой перечень был представлен в форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом;
2) нарушении формы представления такого перечня и несоблюдении условий, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках, об иных действиях, осуществляемых с соблюдением условий, предусмотренных настоящей статьей, лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в статьях 28 и 29 настоящего Федерального закона сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, - не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.
4. Федеральным антимонопольным органом утверждается форма представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу.

Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
1. Коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
2. Сделки, указанные в статьях 28 и 29 настоящего Федерального закона и осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
3. Коммерческая организация, на которую возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
4. Сделки, иные действия, указанные в пункте 5 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и осуществленные с нарушением порядка уведомления антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки, иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
5. Неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для признания соответствующих сделок недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
6. Неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном статьей 33 настоящего Федерального закона, иное нарушение требований статей 27 - 32 настоящего Федерального закона наряду с последствиями, указанными в настоящей статье, влекут за собой ответственность в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Экономическая концентрация - это сделки и иные действия (создание, слияние, присоединение), осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Нужно подчеркнуть, что антимонопольное законодательство, в отличие от граж-данского, устанавливает косвенный контроль, под которым понимается возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые через третьих лиц.

Государственный антимонопольный контроль осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в лице ее соответствующих территориальных управлений. Он может быть либо предварительным, когда хозяйствующий субъект должен направить в ФАС России ходатайство о даче согласия на совершение определенных действий, либо последующим, когда достаточно

направить уведомление в 45-дневный срок с момента совершения определенных действий. Уведомления принимаются и рассматриваются бесплатно, за рассмотрение ходатайств взимается государственная пошлина (подп. 69 п. 1 ст. 3 3 3 33 НК РФ).

В любом случае нарушение требований антимонопольного контроля служит основанием для ликвидации созданных организаций или признания недействительными совершенных сделок в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

В соответствии со ст. 27 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль может осуществляться за созданием и некоторыми формами реорганизации (слиянием, присоединением) коммерческих структур, а также финансовых организаций.

Предварительное согласие антимонопольного органа требуется при создании коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации; при слиянии и присоединении коммерческих организаций. Законом названы три условия предварительного контроля, наличие хотя бы одного из них обязывает учредителей запросить согласие антимонопольного органа. Во-первых, суммарная стоимость активов свыше 3 мдрд. руб.; во-вторых, суммарная выручка за предшествующий календарный год свыше 6 млрд. руб.; в-третьих, одна из организаций включена в Реестр.

Если же суммарная балансовая стоимость активов или их суммарная выручка за предшествующий календарный год свыше 200 млн руб., учредителям достаточно направить в ФАС России соответствующее уведомление.

Особым случаем является создание коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом кредитной организации. Уведомительного контроля в данной ситуации не предусмотрено, однако если стоимость активов финансовой организации превышает 3 млрд. руб., для создания коммерческой организации требуется согласие ан-тимонопольного органа.

Закон о защите конкуренции во многих нормах проводит различие между кредитной организацией и остальными финансовыми организациями. В частности, это можно заметить применительно к правилам государственного контроля за экономической концентрацией. Так, создание коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, а также слияние и присоединение финансовых организаций регламентируются в зависимости от вида данной организации. Пороговым значением для определения вида антимонопольного контроля здесь является стоимость активов финансовой организации (или нескольких организаций, если речь идет о слиянии и присоединении).

Допустим, для страховщиков, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и кредитных потребительских кооперативов эта сумма составляет 200 млн руб., для регистраторов, страховых медицинских организаций и ломбардов - 50 млн руб., в отношении бирж, лизинговых компаний, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных, а также паевых инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением регистраторов) - 100 млн руб. Если стоимость активов превышает указанные суммы, требуется предварительное согласие антимонопольного органа, в противном случае достаточно уведомления, направленного в антимонопольный орган пост-фактум.

Несколько иные правила действуют в случае слияния и присоединения кредитных организаций. Пороговым значением для определения вида антимонопольного контроля выступает суммарная стоимость активов в размере 10 млрд руб. Если стоимость активов выше данной суммы, требуется предварительное согласие антимонопольного органа на проведение соответствующей реорганизации, если меньше - достаточно последующего уведомления о фактически состоявшейся реорганизации.

В соответствии со ст. 28 Закона о защите конкуренции антимонопольного контроля требуют некоторые сделки и действия хозяйствующих субъектов. В первую очередь, сделки по приобретению акций (долей), предоставляющих право распоряжаться более определенным количеством голосов данного хозяйствующего субъекта. В Законе о защите конкуренции ранжируются виды данных сделок в зависимости от того, какое количество голосов ранее принадлежало покупателю. Например, подлежит контролю приобретение голосующих акций (долей), предоставляющих право распоряжаться более чем 25% акций (/3 долей в уставном капитале ООО) при условии, что до этого приобретения лицо распоряжалось менее чем 25% голосующих акций (:/3 долей). Подобно этому регламентируется приобретение акций лицом, имеющим право распоряжаться от 25% до 50% голосующих акций, в результате чего оно получает право распоряжения более чем 50% голосующих акций (более чем 50% долей в уставном капитале ООО).

Во-вторых, контролю подлежат сделки, связанные с получением в собственность, пользование или владение основных производственных средств или нематериальных активов, если балансовая стоимость предмета сделки превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца. В-третьих, контролю подлежат сделки, направленные на приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринима-тельской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (договор доверительного управления имуществом, договор о совместной деятельности, договор поручения и проч.). Такой сделкой можно считать и договор хозяйственного

общества с управляющей компанией, которая заменяет его ис-

полнительный орган.

Основанием для предварительного антимонопольного контроля за перечисленными сделками служат следующие условия. Если суммарная балансовая стоимость активов сторон сделки превышает 3 млрд руб. или их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб. и при этом балансовая стоимость активов лица, чьи акции (доли) или имущество (права в отношении имущества) приобретаются, превышает 150 млн руб.; либо если один из участников сделки включен в Реестр.

Согласие антимонопольного органа не может рассматриваться как существенное условие соответствующего договора (допустим, в случае приобретения акций). Это объясняется тем, что отсутствие в каком-либо договоре существенного условия означает возможность признания договора незаключенным. В то же время Закон о защите конкуренции указывает на иные последствия отсутствия согласия антимонопольного органа, а именно: возможность признания договора недействительным.

Последующий контроль проводится, если суммарная балансовая стоимость активов участников сделки или их суммарная выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышают 200 млн руб. при этом балансовая стоимость активов лица, чьи акции (доли) или имущество (права в отно-шении имущества) приобретаются, превышает 30 млн руб.; либо если один из участников сделки включен в Реестр.

Похожим образом регламентирован антимонопольный контроль в отношении сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций. Однако установлены несколько иные условия предварительного и уведомительного контроля. Так, с предва-рительного согласия сделки с акциями (долями) совершаются при условии, что активы финансовой организации превышают определенную величину (см. пороговые значения для осуществления контроля на стр. 296, для кредитной организации эта величина составляет 3 млрд. руб.). Что касается сделок с иным имуществом, то здесь пороговое значение для определения вида антимонопольного контроля в отношении всех финансовых организаций составляет 10%.

Следует обратить внимание, что действующее законодательство устанавливает в определенном смысле льготный режим антимонопольного контроля для участников группы лиц. Так, все виды предварительного контроля могут быть заменены для участников группы лиц на соответствующие уведомления антимонопольного органа при одновременном соблюдении трех условий:

сделки и иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен

любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Еще одним необычным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) занимающих доминирующее положение коммерческих организаций, а также некоммерческих, если они занимаются деятельностью, приносящей доход. Подобная принудительная реорганизация возможна в случае систематического осуществления монополистической деятельности, т.е. если в течение 3 лет было выявлено более двух фактов совершения монополистических действий.

Принудительное разделение (выделение) допускается при: наличии: возможности обособления структурных подразделений коммерческой организации; отсутствии технологически обусловленной взаимосвязи структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); наличии у реорганизованных юридических лиц возможности самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Понятие "экономическая концентрация"

Под экономической концентрацией Закон о защите конкуренции понимает сделки и иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции <1> (ч. 21 ст. 4).

<1> При этом конкуренцию указанный Закон определяет как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Государственный контроль за экономической концентрацией, осуществляемый антимонопольными органами в соответствии с Законом о защите конкуренции, является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Важно отметить, что антимонопольный контроль не имеет целью запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности <1>.

<1> Под монополистической деятельностью Закон о защите конкуренции понимает злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Основания антимонопольного контроля

Основаниями осуществления контроля за экономической концентрацией являются:

1) сама сделка или иное действие, которые в соответствии с законодательством рассматриваются как объект антимонопольного контроля;

2) критерии контроля, в том числе:

Суммарная стоимость активов участников экономической концентрации <1> по бухгалтерским балансам;

<1> Под участниками экономической концентрации здесь понимаются лица, указанные в соответствующих статьях Закона о защите конкуренции. Например, для целей предварительного контроля за слиянием, присоединением, сделок по приобретению акций и (или) имущества и (или) прав подсчитываются активы (выручка) не только непосредственных участников этих действий (сделок), но и их группы лиц, а для целей последующего контроля за указанными действиями во внимание принимаются только активы непосредственных участников (сравните, например, ст. ст. 28 и 30 Закона о защите конкуренции).

Суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации товаров;

Стоимость активов лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество и (или) права в отношении которого приобретаются;

Включение одной из организаций - участников экономической концентрации в реестр хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.

Объекты антимонопольного контроля

Объектом антимонопольного контроля или обстоятельствами, которые могут привести к возникновению экономической концентрации, согласно Закону о защите конкуренции являются:

Слияние, присоединение, создание (в случае оплаты уставного капитала акциями (долями) и (или) имуществом другой организации) <1> коммерческих организаций (ст. 27 - при условии предварительного согласия антимонопольного органа; п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 30 - с последующим уведомлением антимонопольного органа);

<1> Из смысла Закона под имуществом в тексте п. 4 ч. 1 ст. 27 подразумеваются неденежные средства.

Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. 28 - при условии предварительного согласия антимонопольного органа; ст. 29 - при условии предварительного согласия антимонопольного органа в отношении финансовых организаций; п. 5 ч. 1 ст. 30 - с последующим уведомлением антимонопольного органа).

Следует отметить, что под сделками с имуществом Закон о защите конкуренции понимает получение хозяйствующим субъектом (группой лиц) в собственность, пользование, владение основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта. Соответствующие сделки подлежат антимонопольному контролю, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества (п. 7 ч. 1 ст. 28). В отношении финансовых организаций речь идет о приобретении их активов, размер которых превышает величину, установленную Правительством РФ.

Интерес представляет вопрос, что следует понимать под приобретением лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности? В Законе о защите конкуренции не приводится даже примерного перечня таких прав, только перечисляются возможные основания возникновения -договоры доверительного управления имуществом, о совместной деятельности, поручения (п. 8 ч. 1 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 29). Таким образом, право определять одним хозяйствующим субъектом условия осуществления предпринимательской деятельности другим устанавливается антимонопольными органами оценочно, исходя из совокупности обстоятельств, отдельно для каждого конкретного случая.

Основанием антимонопольного контроля также является получение лицом права осуществлять функции исполнительного органа хозяйствующего субъекта. При привлечении в качестве единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющего) необходимость согласования этого действия (уведомления о его совершении) с антимонопольными органами не вызывает сомнения, поскольку право осуществлять функции единоличного исполнительного органа возникает в этом случае именно в результате сделки -заключения гражданско-правового договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации. Возникает вопрос: требует ли антимонопольного контроля избрание (назначение) директора в качестве единоличного исполнительного органа хозяйствующего субъекта? Из буквального прочтения положений п. 8 ч. 1 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции этого не следует, поскольку антимонопольному контролю подвергается лишь право осуществлять лицом функции исполнительного органа, возникающее из одной или нескольких взаимосвязанных сделок.

Предварительный контроль

Антимонопольный контроль может осуществляться в форме предварительного и последующего. Предварительный контроль осуществляется до слияния, присоединения, создания, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля, и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве, в соответствии с Законом о защите конкуренции. Наличие согласия антимонопольного органа является в этом случае необходимым условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий.

Последующий контроль

Последующий контроль заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов об уже свершившихся фактах. Уведомление должно быть направлено в 45-дневный срок с момента совершения соответствующих действий.

Закон о защите конкуренции предусматривает также право (но не обязанность) хозяйствующих субъектов до совершения сделок и иных действий, для которых законом предусматривается не предварительный, а последующий контроль, запросить согласие антимонопольных органов на совершение соответствующих сделок и иных действий (ч. 9 ст. 33 Закона).

Критерии антимонопольного контроля

Критериями для осуществления предварительного или последующего контроля являются объемные показатели суммарной стоимости активов и выручки участников экономической концентрации, а также включение одного из них в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются слияние, присоединение коммерческих организаций, а также их создание <1>, если суммарная стоимость активов участников экономической концентрации (их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка этих участников (их групп лиц) от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает 6 млрд. руб. либо если одна из организаций - участников экономической концентрации включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке товара более 35%. Следует отметить альтернативность перечисленных условий, обозначенную в тексте Закона союзами "или", "либо". Это означает, что наличие одного из этих условий является достаточным для осуществления предварительного контроля.

<1> В случае оплаты уставного капитала акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации.

Дополнительным основанием для осуществления предварительного контроля за сделками с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, помимо перечисленных, также является стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются. Эта стоимость должна превышать 150 млн. руб. (ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции).

Последующий контроль, заключающийся в уведомлении антимонопольных органов об уже совершенных сделках (действиях), осуществляется, если суммарная стоимость активов по последним балансам участников экономической концентрации или суммарная выручка от реализации ими товаров за предшествующий календарный год превышает 200 млн. руб. Для осуществления контроля за сделками по приобретению акций (имущества), прав хозяйствующего субъекта применяются дополнительные основания контроля: суммарная стоимость балансовых активов лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество либо права в отношении которого приобретаются, должна превышать 30 млн. руб. либо одно из таких лиц должно быть включено в реестр (п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции).

Следует заметить, что приведенные выше цифровые показатели не касаются финансовых организаций, в отношении которых величина стоимости активов по балансу, превышение которой влечет за собой осуществление мер государственного контроля за экономической концентрацией, устанавливается Правительством РФ. При участии в сделке (действиях) кредитной организации объемный (цифровой) критерий для антимонопольного контроля определяется Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (ст. 29, п. п. 3 - 4 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции).

Контроль за приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества

Рассматривая тему антимонопольного контроля за экономической концентрацией, особое внимание следует уделить государственному регулированию приобретения лицом (группой лиц) акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества. Под приобретением акций (долей) хозяйственных обществ Закон о защите конкуренции понимает не только покупку, но и получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, а также других сделок или по иным основаниям (ч. 16 ст. 4 Закона). Определяя долю участия применительно к акционерным обществам, законодатель устанавливает процент от голосующих акций, т.е. от совокупности обыкновенных и привилегированных акций, владельцы которых в соответствии с Законом об АО получают право голоса (п. 5 ст. 32 Закона).

Следует отметить две существенные новации, которые ввел Закон о защите конкуренции, вступивший в силу 26 октября 2006 г.

Во-первых, в Законе осуществляется раздельное регулирование приобретения акций акционерного общества и долей участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Такая позиция законодателя определяется правильным пониманием, что в акционерном обществе, как наивысшей форме объединения капиталов, контроль за концентрацией должен быть более жестким, чем в обществе с ограниченной ответственностью. Согласно Закону о защите конкуренции контроль за приобретением голосующих акций акционерного общества осуществляется, начиная с получения приобретателем (группой лиц) права распоряжаться более чем 25% указанных акций. В отношении общества с ограниченной ответственностью нижняя граница в его уставном капитале, влекущая применение мер антимонопольного контроля, установлена в размере одной трети уставного капитала.

Во-вторых, Закон о защите конкуренции впервые установил определенные "пороговые" значения владения акциями (долями) в уставном капитале хозяйственного общества, при достижении которых сделка по приобретению голосующих акций (долей участия) должна быть подвергнута антимонопольному контролю. Для акционерного общества такие "пороговые" значения установлены в размере - 25, 50, 75% голосующих акций общества; для общества с ограниченной ответственностью - в размере 1/3, 50%, 2/3 уставного капитала общества. Приобретение более 75% голосующих акций или уставного капитала хозяйственного общества законодатель рассматривает как полный контроль и поэтому не предусматривает последующего согласования при увеличении у приобретателя процента акций (долей) свыше 75. Таким образом, приобретение акций (долей участия) в размере от "блокирующего" до "контрольного" пакета не требует согласования с антимонопольными органами, так же как переход на "единую акцию" при наличии 75% участия в уставном капитале хозяйственного общества.

Процедура осуществления хозяйствующим субъектом действий в рамках государственного регулирования экономической концентрации, включая перечень лиц, представляющих ходатайства и уведомления, сроки их предоставления, документы и сведения об участвующих в сделках (действиях) лицах, установлены в самом Законе о защите конкуренции. Утверждает форму предоставления предусмотренных Законом сведений федеральный антимонопольный орган (ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Какие действия и в какие сроки должен предпринять антимонопольный орган при получении ходатайства или уведомления?

Действия антимонопольного органа

Ходатайство, подаваемое при предварительном контроле, подлежит рассмотрению в течение 30 дней с даты получения.

По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает одно из нижеперечисленных решений:

Об удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции;

О продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения не более чем на два месяца;

О продлении срока рассмотрения ходатайства о даче согласия на слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создание коммерческой организации в случаях, указанных в ст. 27 Закона о защите конкуренции, в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными лицами, участвующими в таком слиянии, присоединении или создании, антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства, и определении срока выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев. Примерный перечень условий (требований) к заявителю, после выполнения которых он может подать повторно документы в антимонопольные органы, предусмотрен ч. 5 ст. 33 Закона о защите конкуренции <1>;

<1> В доктрине подобные требования антимонопольных органов получили наименование структурных.

Об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки (иного действия) и одновременной выдаче заявителю предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления им заявленных в ходатайстве сделок, иных действий <1>;

<1> Эти требования антимонопольных органов в доктрине именуются поведенческими.

Об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя, а также доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия, и если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.

Решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделок, иных действий прекращает свое действие, если такие сделки, иные действия не осуществлены в течение года с даты принятия этого решения.

При последующем уведомлении антимонопольного органа о совершенных сделках (иных действиях) антимонопольный орган может выдать предписание на осуществление действий, направленных на обеспечение конкуренции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Правовые последствия нарушения антимонопольного законодательства

Каковы правовые последствия нарушения требований антимонопольного законодательства при осуществлении экономической концентрации? Из Закона о защите конкуренции (ст. 34) следует возможность применения следующих мер гражданско-правовой ответственности:

Коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения;

Сделки, осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа или с нарушением порядка его последующего уведомления, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Таким образом, сделки, совершенные с нарушением установленных Законом о защите конкуренции требований, являются оспоримыми, поскольку, во-первых, сделки, совершенные с нарушением порядка согласования (уведомления) антимонопольного органа, могут быть признаны недействительными только в судебном порядке, во-вторых, по иску антимонопольного органа, а не любого заинтересованного лица, и в-третьих, не в любом случае, а только если они приводят к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования хозяйствующих субъектов. То есть при признании недействительной сделки по иску антимонопольного органа суд должен установить отрицательные последствия для конкуренции на конкретном рынке.

Помимо гражданско-правовых мер, нарушение требований, установленных Законом о защите конкуренции в связи с государственным контролем за экономической концентрацией, влечет за собой административную ответственность хозяйствующего субъекта и должностных лиц (ст. 19.8 КоАП РФ), а также уголовную ответственность виновных лиц (ст. 178 УК РФ).

Описание Доминирующее положение по законодательству РФ: 1. разрешено 2. запрещено Процедура контроля экономической концентрации завершается: 1. Вынесением штрафа 2. Применением уголовной ответственности 3. Принятием решения о разрешении совершения сделки 4. Подачей антимонопольным органом заявления в суд о ликвидации организации Контролю экономической концентрации подлежат: 1. Сделки с недвижимостью 2. Договоры размещения публичного заказа 3. Сделки по слиянию компаний 4. Договоры поставки Субъектами злоупотреблений доминирующим положением могут являться: 1. Только коммерческие организации 2. Только хозяйствующие субъекты 3. Только органы исполнительной власти и хозяйствующие субъекты 4. Только федеральные органы исполнительной власти и хозяйствующие субъекты Не является абсолютно запрещенным видом злоупотреблений доминирующим положением: 1. изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 2. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 3. создание дискриминационных условий; 4. нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Согласно ст.13 Закона о конкуренции могут быть признаны допустимыми действия: 1. Ограничивающие конкуренцию 2. Устраняющие конкуренцию 3. Налагающие на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей данных действий 4. Не допускающие конкуренцию Могут быть допустимыми запрещенные ст. 11 соглашения, которые приводят к: 1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок 2. ограничению конкуренции 3. созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 4. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) Лицо, в отношении которого установлен факт совершения административного правонарушения по ст. 14.32 КоАП РФ: 1. Может быть освобождено от административной ответственности по усмотрению и в случаях, установленных антимонопольным органом; 2. Не может быть освобождено от административной ответственности, поскольку данное правонарушение не может быть признано малозначительным; 3. Может быть освобождено от административной ответственности в случаях, установленных ст. 14.32 КоАП РФ; 4. Может быть освобождено от административной ответственности по усмотрению антимонопольного органа, если незаконное соглашение не устраняет, а лишь ограничивает конкуренцию. запрещаются: 1. Только горизонтальные соглашения 2. Только вертикальные соглашения 3. Нет правильного ответа Административная ответственность по ст.14.32. наступает для: 1. юридических лиц 2. Должностных лиц (руководителей юридических лиц) 3. юридических лиц и должностных лиц (руководителей юридических лиц) Оспаривание (обжалование) в суде решений и предписаний антимонопольного органа: 1. Приостанавливает срок их обязательного исполнения 2. Не приостанавливает срок их обязательного исполнения 3. Приостанавливает срок их обязательного исполнения по усмотрению суда Основанием возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является: 1. Поступление информации о нарушении в антимонопольный орган 2. Приказ руководителя антимонопольного органа 3. Распоряжение Президента РФ 4. Распоряжение Правительства РФ В состав Комиссий, рассматривающих дела о нарушении антимонопольного законодательства не могут входить: 1. Сотрудники антимонопольного органа 2. Сотрудники Банка России 3. Сотрудники федерального органа по контролю на рынке ценных бумаг 4. Сотрудники федерального органа бюджетного надзора Предупреждение нарушений антимонопольного законодательства не обеспечивается в рамках процедур: 1. Контроля экономической концентрации 2. Контроля предоставления государственных и муниципальных преференций 3. Рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства За неисполнение предписаний антимонопольного органа установлена: 1. Административная ответственность 2. Гражданская ответственность 3. Ответственность не установлена, но применяются иные меры властного воздействия 4. Уголовная ответственность Обязанность предоставления информации в антимонопольный орган не распространяется на: 1. Должностных лиц органов власти 2. Индивидуальных предпринимателей 3. Некоммерческие организации 4. Нет правильного ответа Уголовное дело по ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» возбуждается и расследуется: 1. Центральным аппаратом антимонопольного органа 2. Центральным аппаратом и территориальными управлениями антимонопольного органа 3. Комиссиями антимонопольного органа 4. СК МВД Антимонопольный орган не вправе выдавать обязательные для исполнения предписания: 1. Федеральному органу в сфере рынков ценных бумаг 2. Кредитным учреждениям 3. Главам администраций субъектов Российской Федерации 4. Пенсионному фонду РФ К актам недобросовестной конкуренции не относятся: 1. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 2. Установление и поддержание монопольно высокой цены товара; 3. Незаконное использование товарного знака; 4. Промышленный шпионаж За непредставление информации в антимонопольный орган наступает: 1. Административная ответственность; 2. Уголовная ответственность; 3. Непосредственно ответственность не предусмотрена, но антимонопольный орган может выдать обязательное к исполнению предписание. Не может занимать доминирующее положение хозяйствующий субъект: 1. Доля которого на рынке менее 35% 2. Доля которого на рынке менее 8% 3. Доля которого на рынке менее доли любого другого конкурента 4. Менее 3% 5. Нет правильного ответа Правительство Российской Федерации определяет условия признания доминирующего положения: 1. финансовой организации 2. некоммерческой организации 3. министерств и ведомств 4. адвокатской организации Условия признания за хозяйствующим субъектом доминирующего положения устанавливаются: 1. Законом о защите конкуренции 2. Законом о защите конкуренции и иными федеральными законами 3. Законом о защите конкуренции, иными федеральными законами и законами субъектов РФ 4. Законом о защите конкуренции и Гражданским кодексом РФ Злоупотребление доминирующим положением причиняет вред: 1. конкурентам 2. потребителям товара 3. конкурентам и потребителям товара Потенциальным субъектом нарушения в виде установления монопольно-высокой цены товара является: 1. участник ценового картельного соглашения 2. субъект естественной монополии 3. обладатель исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. К формам злоупотребления доминирующим положением относятся: 1. Нарушение порядка ценообразования 2. Нарушение правил регистрации товарного знака Для юридических лиц административная ответственность за антиконкурентные соглашения, предусмотренная ст.14.32 КоАП РФ, устанавливается в виде: 1. Штрафа, определяемого в натуральных показателях 2. Штрафа, определяемого в процентах от выручки нарушителя 3. Штрафа, определяемого в процентах от дохода нарушителя 4. Штрафа, определяемого в процентах от прибыли нарушителя Административная ответственность не установлена за следующие виды монополистической деятельности: 1. Ограничивающие конкуренцию соглашения 2. Ограничивающие конкуренцию согласованные действия 3. Координация экономической деятельности 4. Злоупотребление доминирующим положением 5. Нет правильного ответа Система допустимости ограничивающих конкуренцию соглашений: 1. Включает специальные правила для вертикальных соглашений; 2. Не включает специальные правила для вертикальных соглашений; 3. Включает специальные правила для горизонтальных соглашений; 4. Исключает запреты вертикальные соглашения. Оспаривание (обжалование) в суде решений и предписаний антимонопольного органа: 1. Приостанавливает срок их обязательного исполнения 2. Не приостанавливает срок их обязательного исполнения 3. Приостанавливает срок их обязательного исполнения по усмотрению суда Основанием возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является: 1. Поступление информации о нарушении в антимонопольный орган 2. Приказ руководителя антимонопольного органа 3. Распоряжение Президента РФ 4. Распоряжение Правительства РФ В состав Комиссий, рассматривающих дела о нарушении антимонопольного законодательства не могут входить: 1. Сотрудники антимонопольного органа 2. Сотрудники Банка России 3. Сотрудники федерального органа по контролю на рынке ценных бумаг 4. Сотрудники федерального органа бюджетного надзора Пресечение нарушений антимонопольного законодательства обеспечивается в рамках процедур: 1. Контроля экономической концентрации 2. Контроля предоставления государственных и муниципальных преференций 3. Рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 4. Применения мер административной ответственности За неисполнение предписаний антимонопольного органа установлена: 1. Административная ответственность 2. Гражданская ответственность 3. Ответственность не установлена, но применяются иные меры властного воздействия 4. Уголовная ответственность К мерам административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не относятся: 1. Административный штраф 2. Предписание 3. Дисквалификация Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ст.14.31. КоАП РФ является: 1. Принятие решения Комиссией антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства 2. Поступление информации, свидетельствующих о признаках нарушения ст.14.31. КоАП РФ 3. Приказ руководителя ФАС России Предоставление государственных и муниципальных преференций осуществляется: 1. С предварительного согласия антимонопольного органа 2. В уведомительном порядке 3. Не подлежит предварительному или уведомительному согласованию, но ФАС вправе выявлять нарушения по собственной инициативе в рамках плановых проверок органов власти К нарушениям антимонопольного законодательства не относятся: 1. Нарушение органом местного самоуправления порядка заключения договора аренды муниципального имущества; 2. Злоупотребление доминирующим положением; 3. Заключение соглашения о повышении, снижении или поддержании цен на торгах; 4. Установление органом власти для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; 5. Нет правильного ответа. Антимонопольный орган не вправе выдавать обязательные для исполнения предписания: 1. Центральному банку Российской Федерации 2. Кредитным учреждениям 3. Главам администраций субъектов Российской Федерации.

  • Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права
  • Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации
  • 11.Сфера действия конкурентного (антимонопольного) законодательства рф.
  • 12.Место антимонопольного законодательства рф в системе российской законодательства. Соотношение антимонопольного законодательства с гражданским и административным законодательством.
  • 13.Значение постановлений высших судебных органов в применении конкурентного (антимонопольного) законодательства рф.
  • 14.Понятие и общая характеристика субъектов конкурентного права. Виды субъектов конкурентного права.
  • 15.Хозяйствующий субъект и его правовой статус. Общая характеристика хозяйствующих субъектов
  • 1) По характеру компетенции:
  • 2) По форме организации предпринимательской деятельности:
  • 3) По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности.
  • 6) По наличию иностранных инвестиций:
  • 16.Группа лиц. Основания и порядок образования группы лиц в конкурентном праве.
  • 17.Органы государственной и муниципальной власти как участники отношений в сфере конкуренции.
  • 18.Антимонопольный орган как субъект конкурентного права Правовой статус антимонопольного органа
  • Полномочия антимонопольного органа
  • Права фас:
  • 19.Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
  • Признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
  • 20.Критерии установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
  • 21.Особенности установления доминирующего положения субъектов естественных монополий и лиц, доля которых на товарном рынке превышает более 35 процентов.
  • 22.Особенность установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, доля которых на товарном рынке не превышает 35%.
  • 23.Особенности установления доминирующего положения на товарном рынке финансовой организации
  • 24.Коллективное доминирование хозяйствующих субъектов на товарном рынке
  • 25.Порядок и правовые последствия установления доминирующего положения на товарном рынке
  • 1. Заносится в реестр хоз сбъектов, занимающих долю боле 35% или признанных доминирующих.
  • 25.Порядок и правовые последствия установления доминирующего положения на товарном рынке
  • 26.Общая характеристика запрета злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • 27.Монопольно высокая и монопольная низкая цена как форма злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • 28.Отказ (уклонение) от заключения договора и навязывание невыгодных условий хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение.
  • 29.Создание дискриминационных условий, как форма злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • 30.Характеристика иных форм злоупотребления доминирующим положением Виды злоупотреблений доминирующим положением в России
  • 31.Критерии допустимости действий хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарном рынке.
  • Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
  • 33.Общая характеристика антиконкурентных соглашений: основания классификации и виды
  • Виды согласованных действий:
  • Понятие соглашений хозяйствующих субъектов
  • Виды соглашений:
  • 34.Картель как наиболее опасная форма антиконкурентного соглашения
  • 35.Вертикальные соглашения: особенности квалификации и критерии допустимости. Запреты в отношении вертикальных соглашений.
  • 36.Иные соглашения, ограничивающие конкуренцию на товарном рынке
  • 37.Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
  • 38.Критерии допустимости соглашений и согласованных действий
  • 39. Особенности контроля ограничивающих конкуренцию соглашений
  • 40.Понятие и признаки недобросовестной конкуренции
  • Признаки недобросовестной конкуренции:
  • 41. Формы недобросовестной конкуренции
  • Распространение ложных, неточных или искаженных сведений
  • Введение в заблуждение
  • Некорректное сравнение
  • Незаконное использование интеллектуальной собственности
  • Незаконное использование информации (промышленный шпионаж)
  • 42.Распостранение ложных, неточных или искаженных сведений как форма недобросовестной конкуренции
  • 45.Введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности как форма недобросовестной конкуренции.
  • 47.Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением исключительных прав
  • 48.Ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной и муниципальной власти.
  • Субъекты запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие):
  • В целях недопущения ограничения или устранения конкуренции запрещается:
  • 49.Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия с участием органов государственной и муниципальной власти
  • 50.Государственные и муниципальные преференции: порядок предоставления и правовые последствия нарушения установленного порядка предоставления преференций.
  • 51.Понятие торгов и случаи обязательного проведения торгов в соответствии с законодательством рф.
  • 52.Антимонопольные требования, предъявляемые к торгам и запросам котировок цен на товары.
  • Требования к торгам, предъявляемые антимонопольным законодательством рф
  • 54.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
  • 55.Особенности закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.
  • 56.Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
  • 57.Правовые последствия нарушения антимонопольных требований к торгам.
  • Цель контроля экономической концентрации:
  • Задача контроля экономической концентрации:
  • Виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке:
  • Порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений антимонопольным органом
  • Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства принимается антимонопольным органом в случае:
  • 61.Особенности контроля экономической концентрации сделок с акциями финансовых организаций.
  • 62.Особенности контроля, за сделками и инвестициями субъекта естественной монополии.
  • 63.Уведомительный контроль сделок (действий) экономической концентрации.
  • Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией
  • 64.Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и уведомлений о совершении сделок (иных действий), подлежащих государственному контролю.
  • 65.Правовые последствия нарушения порядка получения, предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий) экономической концентрации или его уведомления.
  • 66.Полномочия антимонопольного органа в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства.
  • 69.Порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства:
  • Место рассмотрения антимонопольным органом дела:
  • Предписание антимонопольного органа
  • Свойства предписания антимонопольного органа:
  • 71.Предписания о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
  • 73.Понятие ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 74.Гражданско-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 75.Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 76.Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 77.Международные договоры в рамках Евразийского экономического союза в сфере защиты конкуренции.
  • 78.Законодательство о конкуренции стран Евразийского экономического союза: основные сходства и различия.
  • 79.Общие принципы и правила конкуренции, контролируемые Евразийской экономической комиссией. Критерии отнесения рынка к трансграничному.
  • III. Контроль за соблюдением общих правил конкуренции
  • 81.Порядок проведения Евразийской экономической комиссией расследований и рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции.
  • 82.Ответственность за нарушение общих правил конкуренции. Штрафные санкции за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, налагаемые Комиссией
  • Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией

    Под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (п. 21 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Экономическая концентрация может оказывать на состояние конкуренции как позитивное влияние (например, объединение активов ряда мелких предпринимателей в целях создания нового производства товара, в силу чего появляется новый хозяйствующий субъект), так и негативное влияние (например, объединение активов крупных предпринимателей, за счет чего они получают возможность доминирования на рынке).

    В целях предупреждения негативного влияния на состояние конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией согласно правилам, установленным в гл. 7 Закона о защите конкуренции. Основная идея этого вида контроля заключается в том, что антимонопольный орган, оценивая состояние конкуренции на рынке до и после совершения действий, направленных на экономическую концентрацию, в случае угрозы наступления негативных последствий может воспрепятствовать совершению таких действий либо ограничить субъектов, объединяющих свои активы, в их последующей деятельности.

    Государственному контролю подлежат сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

    Объектом антимонопольного государственного контроля за экономической концентрацией выступают действия (в том числе сделки) определенного вида, отвечающие установленным в антимонопольном законодательстве количественным признакам.

    Вместе с тем ФАС России склонно в некоторых случаях расширительно толковать устанавливаемые гл. 7 Закона о защите конкуренции признаки действий (сделок), совешение которых подлежит государственному контролю. По мнению ФАС России , в случае приобретения в собственность имущества в порядке приватизации по процедурам Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" покупатель обязан предоставить документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести имущество, подлежащее приватизации независимо от того, попадают ли условия сделки под критерии, установленные гл. 7 Закона о защите конкуренции. При этом отмечается, что действующим законодательством не установлена процедура предоставления указанного уведомления в антимонопольные органы, в том числе не установлен срок направления уведомления и требования к его содержанию.

    Виды контролируемых действий:

    Присоединение и слияние коммерческих организаций;

    Создание коммерческих организаций, в том числе в результате выделения или разделения;

    Приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью с получением права распоряжаться более чем 1/3, 50% или 2/3 долей в уставном капитале данного общества;

    Получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;

    Приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа;

    Приобретение более чем 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

    Кроме этого, в силу п. 1 ст. 32.1 Закона об АО акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.

    Учитывая изложенное, если акционер на основании акционерного соглашения получит право совместно с акциями других акционеров распоряжаться более чем 25, 50, 75% голосующих акций акционерного общества и возможность самостоятельно осуществлять права, воплощенные в этих акциях, то приобретение этих прав требует предварительного согласия антимонопольного органа либо уведомления антимонопольного органа после совершения сделки . Указанный вывод применим и в отношении договора об осуществлении прав участников общества, возможность заключения которого следует из п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

    Поскольку антимонопольному контролю подлежат только те действия (сделки), которые способны оказать воздействие на состояние конкуренции, важным является определение экономических количественных параметров, при превышении которых действие (сделка) попадает под ограничительные требования антимонопольного законодательства.

    Эти количественные параметры закреплены в ст. 27–29 Закона о защите конкуренции и связаны:

    С суммарной балансовой стоимостью активов;

    Суммарной выручкой от реализации товаров;

    Включением участников сделки в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

    Законодатель предполагает, что указанные количественные параметры могут оказывать различное влияние на состояние

    конкуренции, в связи с чем выделяет две группы параметров с точки зрения их количественной объемности и вводит соответствующие этому формы осуществляемого антимонопольным органом контроля (предварительный и последующий).

    Предварительный контроль выражается в необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа в отношении действий (сделок), предусмотренных ст. 27–29 Закона о защите конкуренции. Для получения такого согласия лица, указанные в ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции, представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на осуществление сделок, иных действий.

    По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает следующее решение:

    1) об удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции;

    2) о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации, если установлено, что заявленные в ходатайстве сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц);

    3) о продлении срока рассмотрения ходатайства о даче согласия на слияние коммерческих организаций и (или) некоммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации и (или) некоммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций и (или) некоммерческих организаций, создание коммерческой организации, либо на осуществление сделки, предусмотренной ст. 28 и 29 Закона о защите конкуренции, в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными участвующими в таких слиянии, присоединении, создании, осуществлении сделки лицами антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении этого ходатайства, и определением срока выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев. Такие условия являются неотъемлемой частью решения о продлении срока рассмотрения этого ходатайства;

    4) о продлении срока рассмотрения ходатайства в случае, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, подлежат предварительному согласованию в соответствии с Законом № 57-ФЗ до дня принятия решения в отношении такой сделки, такого иного действия в соответствии с указанным законом;

    5) об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия и об одновременной выдаче заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц, и (или) хозяйствующему субъекту, акции (доли), имущество, активы которого или права в отношении которого приобретаются, и (или) создаваемому лицу предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления указанными лицами заявленных в ходатайстве сделки, иного действия;

    6) об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, либо если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству;

    7) об отказе в удовлетворении ходатайства, если в отношении сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве, в соответствии с Законом № 57-ФЗ принято решение об отказе в их предварительном согласовании.

    Решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление действий (сделок) прекращает свое действие, если такие действия (сделки) не осуществлены в течение года с даты принятия указанного решения.

    Последующий контроль выражается в необходимости уведомления антимонопольного органа об осуществлении в случае, указанном в ст. 31 Закона о защите конкуренции, в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона о защите конкуренции.

    Из общего правила об обязательности осуществления государственного контроля за экономической концентрацией есть ряд исключений.

    Во-первых, указанные в ст. 27–29 Закона о защите конкуренции действия (сделки) могут осуществляться лицами, входящими в одну группу лиц, без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении, при условии, что перечень лиц, входящих в одну группу (с указанием соответствующих оснований) был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления действий (сделок) и остался неизменным на момент осуществления последних. Антимонопольный орган должен быть уведомлен не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких действий (сделок) (ст. 31 Закона о защите конкуренции).

    Во-вторых, устанавливаемое ст. 27–29 Закона о защите конкуренции требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа не применяется, если осуществление действий (сделок) предусмотрено актами Президента РФ или актами Правительства РФ. Однако это правило, закрепленное в ч. 2 ст. 27, ч. 2 ст. 28 и ч. 2 ст. 29 Закона о защите конкуренции, не исключает необходимости уведомления антимонопольного органа о действиях (сделках), попадающих под количественные критерии, указанные в ст. 30 Закона о защите конкуренции.

    Норма ч. 2 ст. 30 Закона о защите конкуренции, устанавливающая освобождение от обязанности по уведомлению антимонопольного органа о совершенных действиях (сделках) в случае осуществления действий (сделок) с предварительного согласия антимонопольного органа, в рассматриваемом случае применению не подлежит, поскольку предусматриваемые актами Президента РФ или актами Правительства РФ действия (сделки) выведены из-под требования о получении предварительного согласия.

    В-третьих, действия (сделки), предусмотренные ст. 27–29 Закона о защите конкуренции, могут быть признаны допустимыми в силу ст. 13 Закона о защите конкуренции, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (сделок), а также если их результатом является или может являться: а) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; б) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

    Несоблюдение требований о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий (сделок) или порядка представления уведомлений об осуществлении действий (сделок) влечет устанавливаемые в ст. 34 Закона о защите конкуренции последствия: а) созданные коммерческие организации (в том числе в результате слияния или присоединения) ликвидируются либо реорганизуются в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа; б) сделки признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа; в) виновные лица привлекаются к административной ответственности.