Чем грозит постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних – меры воздействия на родителей детей и административное наказание от КДН. Как опротестовать решение комиссии по делам несовершеннолетних? Обжалование предписания комиссии по делам несов

1. Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять решение о проведении закрытого заседания.
2. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.
3. Материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также материалы о правонарушениях, влекущих административную ответственность и совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает в присутствии несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
4. Материалы об исключении обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, из образовательных учреждений, материалы о расторжении трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает в присутствии несовершеннолетнего, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также представителя образовательного учреждения или представителя работодателя.
5. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может рассмотреть в их отсутствие при условии, что указанные лица получили приглашение на заседание комиссии и ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в комиссию не поступало.
6. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе удалить его из зала заседания.
7. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
8. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
1) наименование и персональный состав комиссии;
2) дата и место заседания комиссии;
3) содержание рассматриваемых материалов;
4) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения лица, в отношении которого рассматриваются материалы, место его жительства, место учебы или место работы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
5) сведения о явке приглашенных на заседание комиссии лиц, причинах неявки несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также других лиц, чье присутствие на заседании комиссии обязательно;
6) выводы комиссии о возможности рассмотрения материалов в случае неявки на заседание приглашенных лиц;
7) сведения о разъяснении лицам, участвующим в заседании комиссии, их прав и обязанностей;
8) объяснения участвующих в заседании комиссии лиц;
9) сведения о документах и вещественных доказательствах, исследованных при рассмотрении материалов;
10) заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения;
11) сведения об оглашении решения, принятого на заседании комиссии;
12) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого комиссией решения.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем комиссии.
Участвующим в заседании комиссии лицам разъясняются их права на ознакомление с протоколом заседания и подачу замечаний по его содержанию.
9. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотренным материалам принимается в форме постановления или представления простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
В случае равенства голосов мнение председательствующего на заседании комиссии является решающим.
10. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций, информации работодателей.
В постановлении должны быть указаны:
1) персональный состав комиссии;
2) дата и место рассмотрения материалов;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрены материалы;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;
5) мотивированное решение комиссии по рассмотренным материалам;
6) срок и порядок обжалования постановления.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательно для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
11. Представление вносится комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов, а также в целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий.
В представлении излагаются сведения о конкретных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних, лицах, нарушивших права и законные интересы несовершеннолетних, а также о выявленных комиссией причинах и условиях, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или антиобщественных действий.
Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций обязаны в течение месяца рассмотреть полученное представление и о принятых мерах по его исполнению сообщить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Куриловой Ю.Ю. пропущен срок оспаривания постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что на заседание комиссии при решении вопроса о постановке семьи на учет, ее не приглашали, постановление ей не вручали, о вынесенном постановлении ей стало известно летом 2011 года, после чего данное постановление обжаловалось ею в прокуратуру. Данные обстоятельства следуют из пояснений Куриловой Ю.Ю., подтверждаются сообщением прокуратуры Тракторозаводского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением прокуратуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5,6). Указанную причину пропуска срока, установленного для оспаривания вынесенного постановления, суд признает уважительной и считает, что срок для оспаривания постановления подлежит восстановлению.

Юридический Форум

Месяц спустя, 12 февраля, состоялось заседание КДН, о котором накануне оповестили жену по телефону. Там выяснилось, что врач скорой помощи поставила диагноз “острое медикаментозное отравление” (как? на каком основании? – непонятно). Наши аргументы во внимание приняты не были, и, за нарушение ст. 5.35 КоАП РФ, жена получила предупреждение.

Считаю, что комиссии по делам несовершеннолетних, вынесено необоснованно завышенное наказание моей дочери в части постановки ее на учет в полицию, что повлияет на последующие характеристики из школы и во все последующие года будет сказываться в моменты поступления как в учебные заведения, так и на работу. Думаю, что наказание неадекватно завысило совершенное правонарушение.

Как опротестовать решение комиссии по делам несовершеннолетних

  • наименование судебной инстанции;
  • личная информация о гражданине, который подает иск — Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон;
  • информация об ответчике;
  • оглавление;
  • суть иска — указать основания обращения, требования (изменение или отмена решения), вставить ссылки на законодательные нормы;
  • описать перечень прилагаемых документов;
  • дата подачи иска;
  • роспись истца.

Обжалование постановления комиссии по делам несовершеннолетних

Виновные привлекаются к ответственности по ст. 19.3, если распоряжения или требования сотрудника милиции, либо военнослужащего были основаны на предписаниях закона и отданы или предъявлены при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка. Поэтому, если указанные в ст. 19.3 действия имели место не при исполнении этими лицами обязанностей по охране общественного порядка, а в связи с выполнением какой-либо другой законной деятельности, состава данного правонарушения не будет.

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства , а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Дело № не определено

Поскольку диспозицией ст. 20.22 КОАП РФ предусматривается ответственность родителей за действия несовершеннолетнего, то при рассмотрении дела комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав правомерно предметом обсуждения являлись действия как несовершеннолетней ФИО3, так и ее матери – ФИО1

Как обжаловать постановку на учет несовершеннолетнего

Чтобы обжалование постановление комиссии по делам несовершеннолетних получило юридическую силу, необходимо подать соответствующий запрос представителям этой службы. Заявление составляется на имя председателя, в нем излагается суть претензии. Этот документ обязательно регистрируется у секретаря или направляется заказным письмом с уведомлением. Комиссия обязана дать ответ на такой запрос. Если ваше прошение не удовлетворено, подается заявление в суд об отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних.

Обжалование постановления комиссии по делам несовершеннолетних

  1. Задержание ребенка и оформление протокола.
  2. Передача документации на рассмотрении в КДН.
  3. Вынесение постановления , в котором будет указано, ставят ли на профучет ребенка, его родителей, или нет. Срок вынесения решения – 10 дней. За это время специалисты могут пригласить пообщаться подростка и родителей. Постановление не может быть субъективным мнением одного работника комиссии.
  4. Направление постановление начальнику отделения полиции вашего города или района . Именно он должен подтвердить постановку на учет — или отклонить.
  5. Утверждение постановления в ПДН . Данное подразделение располагается на базе полицейского участка. Если было решено поставить ребенка на учет, то специалист ПДН оформляет на него карту. В документы вносится вся подробная информация о подростке и его родителей.

Вопросы и ответы

Комиссия рассматривает материалы, собранные в отношении правонарушения / неисполнения обязательства школьного обучения, выслушивает показания несовершеннолетнего и его представителя (родителя) и принимает решение о применение средств влияния. Все обсуждение правонарушения протоколируется секретарем комиссии, протокол подписывают председатель или заместитель председателя комиссии и секретарь. В ходе обсуждения дела в интересах несовершеннолетнего сам несовершеннолетний или его представитель могут временно покинуть помещение. Заседание комиссии является закрытым - участвуют в нем только члены комиссии, податель заявления, сам несовершеннолетний и его представитель, а также прочие приглашенные лица. Посторонние лица на заседание не допускаются, поскольку это не соответствует интересам ребенка и не позволяет обеспечить конфиденциальность информации.

Глава 22

Постановление народного судьи по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 — 40.24, 44, 46.1, 49, 49.1, 104.1, 137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 164.1, 165 — 165.3, 165.6, 166.1 и 167, 171.1 — 171.3 настоящего Кодекса, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.

Основные бланки процессуальных документов, используемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнении административной юрисдикции бланк 1

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. ___ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от «____» ______________ 200__г. № ______ в отношении несовершеннолетнего (родителя) ______________________ ___________________________________________________________________________________

Нарушения, допускаемые КДНиЗП, и их роль в жизни семьи

В г. Добрянка Пермского края в школе №5 существует давний конфликт между руководством школы, группой родителей и матерью одной из учащихся. Всё началось с ссор между детьми, переросло в ссоры между родителями, помимо этого мать имела неосторожность несколько раз привлечь директора к ответственности за правонарушения в школе.

Методические рекомендации по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Срок давности может прерываться, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления и находится в розыске. Исчисление срока возобновляется со дня обнаружения лица либо его вещей, доходов, на которые может быть обращено административное взыскание.

Как определяется территориальная подсудность дел по жалобам на постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, вынесенные в отношении несовершеннолетних

Какие требования предъявляются к жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении? Вправе ли судья оставить жалобу без движения по аналогии с нормами ст. ст. 323, 341 ГПК? Возможен ли возврат жалобы лицу, ее подавшему, по причине отсутствия в ней каких-либо сведений?

За совершение правонарушения несовершеннолетнего ребенка могут поставить на учет в КДН и привлечь к административной ответственности его родителей.

Расскажем о профилактических мерах, которые помогут избежать дальнейших негативных последствий в жизни нарушителей, и выясним, как можно избежать постановки на учет.

За что ребенка могут поставить на учет в КДН – все причины

Несовершеннолетнего россиянина могут направить на учет в комиссию в различных случаях.

Например, основанием для постановки на учет подростка может служить:

  1. Распитие спиртных напитков.
  2. Употребление наркотических или психотропных веществ.
  3. Привлечение к уголовной ответственности ранее. При этом ребенок может находиться под домашним арестом, иметь подписку о невыезде. За ним просто необходим контроль.
  4. Освобождение из учреждения закрытого типа, там, где подросток отбывал наказание.
  5. Вынесение судебного решения о том, что ребенку требуется находиться под присмотром специалистов КДН в воспитательных целях.
  6. Условное наказание.
  7. Амнистия.
  8. Побег из образовательного учреждения – интерната, детского дома.
  9. Совершение преступления, наказание за которое не может быть в полной мере осуществлено в силу возрастных ограничений ребенка.

Напомним, что дети отвечают за свои поступки и действия с 14 и с 16-летнего возраста. Именно с таких лет ребенка могут поставить на учет.

Контролировать детей могут не только из-за их проступков, но и действий их родителей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Детей могут поставить на учет, если родители:

  1. Были лишены родительских прав , но потом вернули их через суд и стараются исправиться.
  2. Не исполняли - или не исполняют - своих обязанностей, как родители.
  3. Злоупотребляли алкоголем.
  4. Принимали наркотические или психотропные препараты, вещества .
  5. Привлекали детей к совершению преступлений.

Постановка на учет не может быть беспричинной. Если вы или ваш ребенок попал в вышеуказанные списки, то подростка могут поставить на учет в КДН.

Порядок постановки детей на учет в комиссии по делам несовершеннолетних

Постановка на учет – процесс непростой. Он определяется особым порядком и происходит таким образом:

  1. Задержание ребенка и оформление протокола.
  2. Передача документации на рассмотрении в КДН.
  3. Вынесение постановления , в котором будет указано, ставят ли на профучет ребенка, его родителей, или нет. Срок вынесения решения – 10 дней. За это время специалисты могут пригласить пообщаться подростка и родителей. Постановление не может быть субъективным мнением одного работника комиссии.
  4. Направление постановление начальнику отделения полиции вашего города или района . Именно он должен подтвердить постановку на учет - или отклонить.
  5. Утверждение постановления в ПДН . Данное подразделение располагается на базе полицейского участка. Если было решено поставить ребенка на учет, то специалист ПДН оформляет на него карту. В документы вносится вся подробная информация о подростке и его родителей.

После этого считается, что несовершеннолетний стоит на учете. С ним проводится воспитательная, профилактическая работа.

Меры воздействия на родителей и детей имеет ли право КДН выносить решение о наказании, и каком?

В комиссию входят лица, специалисты, которым разрешено воздействовать на детей.

Это могут быть руководители школ, психологи, работники органов опеки и попечительства, полицейские, представители местной власти и даже помощник прокурора, в обязанности которого входит надзор за делом, где фигурируют подростки.

Меры воздействия на детей и их родителей могут быть осуществлены именно этими лицами. Не стоит забывать, что специалисты ведут документацию - и о применяемых мерах отчитываются.

Главными методами воздействия являются:

  1. Устная беседа с ребенком, семьей.
  2. Письменные запросы , в которых будет зафиксировано поведение ребенка. Например, специалист может направить запрос тренеру в секцию, которую посещает подросток, и узнать, как он ведет себя со сверстниками, как занимается.
  3. Рейд по месту жительства ребенка. Работники имеют право приехать домой, посмотреть, в каких условиях проживает ребенок, пообщаться с родителями и сделать заключение. Особенно часто данная мера применяется к неполным, малообеспеченным семьям или к тем, где родители не исполняют своих обязанностей по поводу воспитания детей, ухода за ними.
  4. Выявление важных факторов и оформление решений . Например, специалист КДН может вынести решение, хватает ли семье денежных средств, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым для учебы, досуга, да и в целом жизни.
  5. Направление ребенка в закрытое учебное учреждение с целью получения им профессионального образования. Специалист может направить подростка в СУВУЗТ, где он сможет получить образование, а также будет находиться под присмотром взрослых. Данная мера может быть принята в отношении подростков, которые не могут находиться в семьях, с родителями, лишенными родительских прав или попросту не исполняющими своих обязанностей.
  6. Направление ребенка в Центр временной изоляции , созданный специально для работы с трудными подростками. Это - самая жесткая мера, но ее могут применять уже с 14 лет. Для направления ребенка в данное учреждение необходимо судебное решение.

В ЦВИНП могут направить, если несовершеннолетний:

  1. Сбежал из учреждения, в которое его направили ранее по решению КДН.
  2. Не следит за своими действиями и может навредить окружающим.
  3. Бродяжничает.
  4. Не имеет родителей и постоянного места жительства. Не путайте с постоянной пропиской, у ребенка должен быть дом!
  5. Скрывает свою личность - или личность нарушителя не установлена.

Для направления в данное учреждение нужны весомые причины . Специалисты КДН, как правило, передают документы инспекторам ПДН, которые в свою очередь собирают документацию в судебные органы.

То есть, работники КДН не выносят данное решение о наказании, а лишь рекомендуют, как поступить в сложившейся ситуации.

Только суд может вынести решение, правильно ли будет направить ребенка в такое учреждение и на какое время.

Чем грозит ребенку и родителям постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних?

Последствия постановки на учет в КДН для ребенка существуют.

Не скажем, что они значительны и серьезны, но все-таки - есть.

Перечислим, что грозит ребенку:

  1. Проблемы с поступлением в вузы государственных структур . Например, поступающие в институты МВД, ФСБ или правоохранительных органов должны иметь исключительное прошлое, без профилактических учетов и т.п. Так как ребенок числился на учете, то его вряд ли возьмут учиться в такое образовательное учреждение.
  2. Внутришкольный контроль. Внимание к детям будет уделяться повышенное. Если произойдет какой-либо инцидент, то, прежде всего, проверяться будет трудный ребенок. Например, это может касаться обычного повреждения имущества – в школе разбили окно. Даже если ребенок там не был замечен, а его сверстники уверяют обратное, все равно будет определяться, смог ли его совершить несовершеннолетний, стоящий на учете.
  3. Повышенное внимание к родителям. Если ребенок стоит на учете не по своей вине, то надзор будет осуществляться не только по отношению к нему, но и обязательно к его родителям.
  4. Трудности в трудоустройстве. Ребенку, который стоял когда-то на учете в КДН и ПДН могут отказать, например, в работе охранного предприятия или другой, где требуется ношение оружия, водительское удостоверение. Рассматриваться данный отказ будет с учетом нахождения в прошлом ребенка в наркологическом, психиатрическом диспансере.
  5. Психологическое, эмоциональное воздействие со стороны сверстников . На ребенка могут тыкать пальцем, не общаться с ним, избегать. Зачастую дети, стоящие на учете в КДН, находят общий язык с такими же правонарушителями.

Лучше избегать постановки на учет, чтобы потом не возникало данных последствий!

Можно ли избежать постановки ребенка на учет в КДН – рекомендации родителям

Родители, которым не безразлична судьба своего чада, должны всячески убедить специалиста не ставить ребенка на учет.

Можно добиться этого, опираясь на характеристики , взятые от классного руководителя, тренера по секции, куда ходит ребенок, и даже соседей.

Стоит сначала побеседовать с работником комиссии - вдруг проступок подростка не такой уж и серьезный, и можно «отделаться» беседой с ним.

В том случае, когда постановка на учет неизбежна, родители должны:

  1. Прийти в назначенный день на комиссию.
  2. Предоставить характеристики, грамоты, награды, которые имеет ребенок, чтобы сформировать положительное мнение о нем у специалистов комиссии.
  3. Сформировать у работников КДН положительное мнение и о себе, как родителе, заверить и убедить специалистов в том, что нарушение, совершенное ребенком, больше не повториться и вы поможете ему исправиться.

На учет можно попасть только после повторных или серьезных нарушений , поэтому на единичном случае могут не заострять внимания. Обычно с ребенком и родителями проводят беседу.

Помните, о некоторых важных нюансах:

  1. Если на КДН вынесли решение, с которым вы не согласны, то в течение 10 дней вы можете обжаловать его через судебную инстанцию.
  2. Снять ребенка с учета можно через полгода. Для этого следует написать письменное обращение в свободной форме, где указать, что ребенок исправился и не нуждается в контроле со стороны специалистов.
  3. Члены комиссии могут и сами снять ребенка с учета, если он больше не нарушит закон.
  4. Совершеннолетние граждане снимаются с учета автоматически.
  5. Те, кто отбыл наказание условно, по истечении указанного срока снимаются с учета.

    НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ, ОПРОТЕСТОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ)

    С.Л. БАНЩИКОВА, А.В. АГЕЕВА

    Банщикова С.Л., соискатель степени кандидата юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, руководитель методического отдела Омского экономического института, Россия, Омск.

    Агеева А.В., соискатель степени кандидата юридических наук, старший преподаватель, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Омского экономического института, Россия, Омск.

    Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении является одной из гарантий соблюдения прав граждан. Данное право предоставлено ряду лиц, определенных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года (далее - КоАП РФ), в том числе лицу, в отношении которого вынесено постановление. В случае вынесения постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением родительских обязанностей, это право предоставлено, среди прочих лиц, родителю, усыновителю, опекуну (попечителю), приемному родителю, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Анализ результатов деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП, комиссия) Омска и Омской области показывает, что постановления комиссий, вынесенные по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, когда объективную сторону правонарушения составляет противоправное деяние родителей - исполнение ненадлежащим образом или неисполнение родительских обязанностей, а также по ч. 3 ст. 6.10, ст. 20.22 КоАП РФ, когда деяния несовершеннолетних могут являться результатом ненадлежащего воспитания детей их родителями, обжалуются крайне редко. Например, за период с 2010 по 2012 год включительно ни одно постановление комиссии Ленинского административного округа (далее - ЛАО) города Омска, вынесенное по указанным делам, не обжаловалось. Такая ситуация существует в большинстве округов города и муниципальных районов области.
    Таким образом, характерной чертой стадии пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, являются редкие случаи обжалования подобных постановлений.
    Основой сложившейся на практике ситуации, на наш взгляд, является качественная доказательственная база, подготовленная комиссией для рассмотрения дела, а также всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в точном соответствии с законом, что дает основание лицу, привлекаемому к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, соглашаться с вынесенным решением.
    Практика деятельности комиссий Омской области складывается таким образом, что в деле об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, кроме протокола о правонарушении, находятся следующие документы: определение о передаче дела в комиссию; объяснение лица, в отношении которого составлен протокол; объяснения двух свидетелей; бытовая характеристика, представленная участковым уполномоченным; акт обследования жилищно-бытовых условий семьи; обзорная справка на правонарушителя, предоставленная инспектором отдела по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) отдела полиции; характеризующий материал, представленный органами и учреждениями системы профилактики, осуществляющими проведение индивидуальной профилактической работы с членами семьи; копия паспорта родителя (лица, его заменяющего); копия свидетельства о рождении ребенка; данные комиссии о делах об административных правонарушениях, которые рассматривались ранее в отношении данного лица; извещение о явке лица, в отношении которого составлен протокол, на заседание комиссии; протокол заседания комиссии; постановление комиссии о начале (продолжении) индивидуальной профилактической работы с семьей; постановление комиссии о назначении административного наказания (о прекращении производства по делу).
    Обязанности родителей (лиц, их заменяющих), за неисполнение которых предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, включают в себя также обязанность по обеспечению получения детьми общего образования (п. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации 1995 года ), уровни которого предусмотрены п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 03.02.2014) . Дело об административном правонарушении, связанном с неисполнением данной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних, содержит, кроме прочих, документ, содержащий информацию об отсутствии ребенка на занятиях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, представленный администрацией такой организации; объяснения свидетелей, которыми чаще всего выступают социальный педагог школы, заместитель директора, классный руководитель обучающегося.
    По указанным перечням документов можно судить о доказательственной базе, на основании которой комиссия принимает решение о том, что родитель (иной законный представитель) не исполняет родительские обязанности или исполняет их ненадлежащим образом.
    В то же время существует практика опротестования постановлений КДНиЗП о назначении административного наказания лицам, не исполняющим родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей. Например, за 2011 год на 10 993 постановления комиссий города Омска и Омской области о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних принесено 198 протестов прокуратуры. За 2012 год на 10 846 постановлений - 99 протестов; за первый квартал 2013 года на 2819 постановлений - 39 протестов. Таким образом, количество опротестованных постановлений комиссий по Омской области составляет в среднем около 1,5%. На наш взгляд, этот показатель, так же как и состав дела об административном правонарушении, рассматриваемого комиссией, говорит о качественной работе членов КДНиЗП.
    Постановления комиссий, как правило, опротестовываются по формальным признакам, но есть и иные основания.
    Основанием принесения протеста может являться различное толкование нормы ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. К примеру, прокурором ЛАО города Омска был принесен протест на постановление комиссии ЛАО города Омска о назначении административного наказания - предупреждения - матери несовершеннолетнего Р.
    Мать тринадцатилетнего Р., осуществляя свои родительские обязанности по содержанию ребенка, не контролировала сына, не интересовалась его успехами в школе, в результате чего ребенок (по причине пропусков занятий в образовательном учреждении) не был аттестован по нескольким дисциплинам. Комиссией было вынесено постановление о предупреждении матери Р. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ; объективная сторона состава была определена как неисполнение обязанностей по обучению ребенка. Прокурор, сделав вывод о том, что для объективной стороны данного состава необходима совокупность ряда противоправных действий (бездействия) - невыполнение обязанности по содержанию, обучению, воспитанию, защите прав и интересов, - принес протест. Решением суда протест не был удовлетворен.
    Другой пример касается разъяснений прокуратуры Челябинской области относительно отсутствия у членов КДНиЗП права составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Членам комиссий Челябинской области было разъяснено, что составлять протокол в подобных ситуациях может только член комиссии, имеющий юридическое образование, а именно - сотрудник органов внутренних дел. Решением суда протест также не был удовлетворен.
    Данная ситуация находит подтверждение и в статистике: из 39 опротестованных постановлений комиссий города Омска и Омской области за первый квартал 2013 года по решению суда отменено 16; из 99 опротестованных постановлений комиссий в 2012 году отменено 61 постановление; в 2011 году опротестовано 198, отменено 131 постановление.
    Остановимся на особенностях исполнения постановлений комиссий по делам об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением родительских обязанностей. КоАП РФ в ч. 1 ст. 31.9 устанавливает двухгодичный (со дня вступления в законную силу) срок обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению, такой же срок устанавливает п. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) "Об исполнительном производстве" . По истечении установленного ст. 30.3 КоАП РФ десятидневного срока на обжалование постановления начинается шестидесятидневный срок для добровольной уплаты штрафа (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ), после истечения которого - десятидневный срок для направления лицом, определенным в ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, постановления о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения (в случае, когда отсутствуют документ об уплате административного штрафа, информация о его уплате в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах).
    Особенностью исполнения постановления является механизм привлечения родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних к административной ответственности за неуплату административного штрафа.
    Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ решение о привлечении к административной ответственности родителя или лица, его заменяющего, не уплатившего административный штраф, принимает комиссия, вынесшая постановление о наложении административного штрафа за неисполнение обязанностей в отношении несовершеннолетних. В то же время привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предполагает в качестве обязательной первоначальной стадии возбуждение производства по делу об административном правонарушении, что может быть сделано путем составления протокола об административном правонарушении, который согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ правомочны составлять: должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении. Можно предположить, что для составления протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ любой член комиссии, либо только ответственный секретарь, либо председатель комиссии должны быть уполномочены на такое действие. Кроме того, следует учесть, что подп. 12 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ предусматривает полномочия по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, должностных лиц органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа. В нашем случае речь идет о КДНиЗП. Но до сих пор не решен вопрос, считать ли членов комиссии должностными лицами и, как следствие, наделяет ли их законодатель в подп. 12 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ правом составлять протокол в случае неуплаты административного штрафа родителем (лицом, его заменяющим) несовершеннолетнего.
    В то же время начальнику отделения по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, старшему инспектору и инспектору ПДН п. 3.5 приложения к Приказу МВД России от 05.05.2012 N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" предоставлены полномочия составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
    Сегодня законодатель, закрепляя право прокурора возбуждать дела о любых административных правонарушениях (ст. 25.11 КоАП РФ), тем самым создает ситуацию, когда только прокурор и инспекторы ПДН уполномочены составить протокол (прокурор также может вынести постановление о возбуждении дела) по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в случае неуплаты административного штрафа родителем (лицом, его заменяющим) несовершеннолетнего.
    На практике сегодня законодательно закреплен и реализуется следующий механизм: комиссия, не получив от лица, привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, документа, подтверждающего уплату суммы административного штрафа (а также при отсутствии информации в информационной системе о платежах), в течение десяти суток передает постановление о наложении штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения.
    Существуют мнения о том, что в сложившейся ситуации, когда комиссии правомочны выносить постановление о наложении административного штрафа, разумно наделить их правом возбуждения дела об административном правонарушении, связанном с неуплатой административного штрафа родителем (лицом, его заменяющим) несовершеннолетнего. Подобную попытку предприняли в Челябинской области, но данная практика не получила распространения и была прекращена в связи с большой загруженностью членов комиссий.
    На наш взгляд, комиссии не должны заниматься административно-юрисдикционной деятельностью и, как следствие, не следует наделять их и подобными полномочиями, предоставляя возможность обеспечивать осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, и осуществлять иные полномочия в пределах своей компетенции, определенной в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" .
    Полагаем, что право составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, следует предоставить не всем членам комиссии, а инспекторам ПДН, являющимся членами КДНиЗП, закрепив это право в ст. 28.3 КоАП РФ.
    Таким образом, выделяя особенности обжалования, опротестования и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних, хочется еще раз отметить качественную подготовку материалов дела, связанного с неисполнением родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних, к рассмотрению ответственным секретарем комиссии, основательную доказательственную базу таких дел и, как следствие, редкие случаи обжалования и опротестования постановлений комиссий о назначении административных наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
    Основываясь на требованиях законодателя к порядку привлечения лица, не уплатившего административный штраф, к ответственности, считаем целесообразным закрепить в КоАП РФ право на составление протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за начальником отделения по организации деятельности ПДН, старшим инспектором, инспектором ПДН, являющимися членами КДНиЗП.

    Список литературы

    1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юристъ, 2002.
    2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 7-е изд. / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2011.
    3. Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России: утв. Федеральной службой судебных приставов 04.06.2012. Доступ из СПС "Гарант".
    4. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД России от 05.05.2012 N 403. Доступ из СПС "Гарант".
    5. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в ред. от 12.03.2014). Доступ из СПС "Гарант".
    6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 03.02.2014). Доступ из СПС "Гарант".
    7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ. Доступ из СПС "Гарант".
    8. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 25.11.2013). Доступ из СПС "Гарант".

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.