Признаки парламентаризма. Понятие и сущность парламентаризма

Для системы российского типа парламентаризма важнейшим и первостепенным является не принцип разделения властей, как для системы парламентаризма западного типа, а принцип преемственности. Почему? Обратимся к истории парламентских отношений.

27 апреля 1906 года в пять часов вечера в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце собрались свыше 500 представителей, избранных по всем городам и всей необъятной Российской Империи. Собрание по поручению императора Николая II открыл статс-секретарь, действительный статский советник Фриш. Он торжество зачитал текст «Обещания...», то есть присяги: «работать по мере сил и разумения» и «хранить верность Государю Императору». Так начал свою работу российский парламент, вошедший в историю под названием Государственной Думы. С этого момента ведет свое летоисчисление современный российский парламентаризм.

Именно – современный, то есть согласно западноевропейским представлениям о парламенте как высшем законодательном и представительном органе государственной власти. Мы специально подчеркиваем это обстоятельство, потому что, вопреки бытующему как на Западе, так и в кругах «западников» нашей страны мнению, парламентская деятельность и уж тем более народное представительство во власти через избранных населением посланцев насчитывает на Руси не одно столетие, а может быть, и тысячелетие. Достаточно вспомнить собрания дружинников в Киевской Руси, новгородские и псковские народные вече, Земские соборы. Все они, как и многие другие аналогичные, но с поправкой на национальные и местные особенности, органы народного волеизъявления, представляли собой естественные прототипы современного парламентаризма.

Не имеют под собой достаточно разумных оснований и попытки некоторых политизированных специалистов представить дело так, что с прекращением работы весной

1917 года IV Государственной Думы и с разгоном в январе 1918 года большевиками Учредительного собрания в нашей стране наступил «перерыв» в реализации парламентской деятельности, и только возрождённая в декабре 1993 года – январе 1994 года Государственная Дума первого созыва, которую некоторые называют также V Государственной Думой, прервала семидесятилетний «антракт» и восстановила российский парламентаризм. Ничего подобного.

Советы, по имени которых после октября 1917 года была названа наша страна – Союз Советских Социалистических Республик, прекративший свое существование в декабре

1991 года, – получавшие на разных исторических этапах разные названия, также являются полноправными и полноценными, кстати, всецело признанными мировой парламентской практикой, представительными законодательными органами власти. Опыт деятельности Советов всех уровней, сыгравших огромную роль в строительстве и укреплении государственности и правопорядка на территории бывшего СССР, не только нельзя отвергать из-за сиюминутной политической конъюнктуры. Наоборот, наряду с историей I-IV Государственных Дум начала

ХХ века, Земских соборов ХVI–XVII веков, земского движения середины – конца XIX века изучать самым тщательным и добросовестным образом. От такого изучения, а может быть, и использования высших достижений советской модели парламентаризма не будет никакого вреда, но опять-таки, наоборот, только польза.

Соблюдение принципа преемственности и бережного отношения к историческим реалиям российского парламентаризма и народного представительства как раз и составляет основу авторской позиции, тот, хочется надеяться, фундаментальный подход, которым издавна руководствуются отечественные государствоведение и политико-правовая мысль. Этот принцип, этот подход не чужд и зарубежной теории и практике парламентаризма.

Термин «парламент» происходит от английского «parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу «parler» – «говорить». Впрочем, в дореволюционной Франции парламентом назывался провинциальный суд, и лишь впоследствии этот термин стал эквивалентом английского.

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть короля ограничило собрание крупнейших феодалов (лордов, то есть господ), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств (сельских территориальных единиц). Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.

То есть, как видим, и для западного типа парламентаризма принцип преемственности отнюдь не пустой звук. Он также имеет существенное значение для становления и особенно для развития парламентаризма, в мировой практике.

Другой основополагающий принцип парламентской деятельности, без которого она невозможна по определению, – это принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В теории государства и права общепринятым считается обозначать терминами «соединение» и «разделение» властей принципы организации и механизм реализации государственной власти.

Очевидно, что по своей сути государственная власть едина, всякое ее дробление на составные части чревато развалом всей властной системы. Как это произошло с распадом СССР. Вынули

из-под КПСС статью 6 Конституции СССР, сделали ее только политической партией, а властной структурой – нет, и государство рухнуло. Так же произошло и с Российской империей, когда ее лишили принципа самодержавной власти.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей проводится в жизнь во всех демократических странах. Его эффективность очевидна. Во-первых, реализация этого принципа ведет к разделению труда между органами государства, отсюда результативность их деятельности. Каждый орган специализируется на «своей» работе. Создаются условия роста профессионализма госслужащих. Во-вторых, решается сложнейшая проблема-создание непрерывно действующего конституционного взаимоконтроля высших органов государства. Это предупреждает сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. В-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Принцип разделения властей – равноправная организация власти в демократическом государстве, при которой взаимодействуют, взаимодополняют друг друга три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Третий основополагающий принцип парламентаризма – это ответственность Правительства перед парламентом. В данном случае здесь вопрос нужно ставить шире – ответственность исполнительной власти в лице не только Правительства, но и Правительства перед парламентом, а также высшей судебной власти. Эта ответственность закреплена в статьях 102 и 103 Конституции Российской Федерации. Здесь мы пока ограничимся простым обозначением признаков этого принципа, а далее в лекции рассмотрим их подробнее уже через призму роли парламента как участника механизма сдержек и противовесов во властных отношениях.

Парламентский принцип ответственности реализуется через исключительные полномочия Совета Федерации, которые определены в ст. 102 Конституции. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ меду субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента; отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов; назначение на должность Генерального прокурора, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Эти полномочия находятся в исключительном ведении Совета Федерации. Счетная палата образуется для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета из числа депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.

И вторая часть реализуется через исключительные полномочия Государственной Думы. Они определены в ст. 103 Конституции России: согласие Президента на назначение Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Четвертый основополагающий принцип – наличие политически ответственных парламентских партий – закреплен и подробно прописан в Федеральном законе

«О политических партиях» (2001 г.).

Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler - говорить) - является высшим представительным органом государства и избирается населением. В отличие от других выборных представительных органов (учредительного собрания, конституционной ассамблеи) парламент действует на постоянной основе. Деятельность парламента, его взаимодействие с другими высшими органами государственной власти называется парламентаризмом. Парламентаризм - система государственного руководства обществом, которая характеризуется четким распределением законодательных и исполнительных функций при условии привилегированного положения законодательного органа - парламента - в отношении других государственных органов.

Как высший представительный орган власти парламент впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства; реального значение приобрел после буржуазных революций 17-18 вв. В современных условиях парламент как собственное наименование для обозначения представительной учреждения применяется в большинстве развитых стран.

Парламентом официально называют высшие представительные органы почти во всех англоязычных странах. В США и странах Латинской Америки он называется конгрессом, во Франции - национальным собранием. В некоторых странах название "парламент" заменено своими национальными правовыми терминами. Так, в Дании парламент - это фолькетинг, в Исландии - альтинг, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг, в Израиле - кнессет, в некоторых странах Востока - меджлис, в России - Федеральное собрание, а в Украине - Верховная Рада.

Основными элементами внутренней организации палат парламента являются: 1) партийные объединения членов палат; 2) руководящие органы палат; 3) парламентские комиссии (комитеты). Во многих странах существует регламент деятельности партийных объединений членов палат, устанавливается партийный минимум. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и партийным (от фракционной большинства). В руководящие органы палат входят, кроме председателей, их заместители, секретари и наблюдатели. Руководящие органы палат формируются обычно на пропорциональной основе.

Для выполнения своих полномочий парламент образует функций-но-отраслевые комитеты и комиссии, где рассматриваются основные вопросы жизнедеятельности общества, разрабатываются соответствующие законопроекты.

Парламентские комитеты делятся на две категории: временные и постоянные. Временные комитеты, созданные для рассмотрения какой-либо дела, могут еще иметь название специальных комиссий. Партийный состав комитетов пропорциональный партийном составляющие палат. При этом председатели комитетов работают постоянно, а члены комитетов - на временной основе. Председателей комитетов выбирают, или же члены комитетов становятся главами, или их назначают председателя палат, исходя из правил старшинства. Основная работа комитетов и комиссий связана с законотворческой деятельностью правительства.

По структуре парламенты бывают однопалатное и двухпалатные. Государства с федеративной форме государственного устройства строят парламент на двопалатній основе.

Двухпалатность возникла сначала как достижение компромисса между различными социальными силами в борьбе за власть. В современных условиях двухпалатность нужна для того, чтобы обеспечить равновесие в парламенте с целью усовершенствовать законодательную деятельность, представлять интересы субъектов федерации в федеральных государствах и интересы административных единиц - в унитарных, а также чтобы сохранить исторические традиции своей страны. Впервые двухпалатность узаконено в Конституции США 1787 г.

В современной Европе двенадцать стран имеют однопалатный парламент. Среди стран Восточной Европы двухпалатность утверждено в России, Польше, Румынии и Хорватии.

Двухпалатный парламент делится на верхнюю и нижнюю палаты. Для верхних палат универсальной названием "сенат". Это название, которое впервые было употреблено в Конституции США, заимствовано из истории Древнего Рима. Однако в некоторых странах, в частности в Великобритании и Японии, верхние палаты называют соответственно палатой лордов и палатой советников.

Для нижних палат широко применяемой названием "палата депутатов". Ряд нынешних конституций фиксируют и другие названия палат: Национальное собрание (Франция), палата общин (Великобритания, Канада), сейм (Польша). Различие между верхней и нижней палатами заключается в способе формирования их.

Верхние палаты формируются прямыми выборами, непрямыми выборами, назначению и смешанным способом.

В большинстве стран верхние палаты формируются прямыми выборами. Представительство в них зависит не от общо-территориального принципа, а от наличия субъектов федерации, от которых избирается равное количество парламентариев. Так, в США выбирают по два сенатора от штата, а в Венесуэле, Мексике и Бразилии - по три.

Прямые выборы верхних и нижних палат немного отличаются. Если депутаты нижней палаты избираются по пропорциональной, то депутаты верхней - по мажоритарной или смешанной системе (существует и прецедент формирования верхней палаты по социально-корпоративным принципом). Так, в Бельгии пассивным избирательным правом наделен действующих и бывших правительственных и других государственных лиц, ученых, представителей учреждений высшего образования, руководителей предприятий, профсоюзов и экономических ассоциаций.

В некоторых странах существуют косвенные, или многостепенные выборы. Так, сенат парламента Франции избирается специальными коллегиями, которые образуются в департаментах. В состав каждой коллегии входят депутаты нижней палаты парламента от департамента, генеральные советники (члены департаментського органа самоуправления) и делегаты от муниципальных органов. Непрямыми выборами полностью формируются верхние палаты парламентов таких стран, как Нидерланды, Австрия и, частично, Франция, Бельгия и Швейцария.

Формирования верхних палат путем назначения также имеет различные варианты. Например, члены бундестага назначаются правительствами земель из своего состава, а в Канаде сенаторов назначает генерал-губернатор по рекомендации премьер-министра.

В Великобритании существует несколько способов невиборного формирования палаты лордов: передача феодальных титулов (наследственные лорды); назначения королевой отставных политиков, которые не имеют права передавать свой титул в наследство; назначения королевой из состава высшей судебной инстанции (апелляционный суд) судебных лордов; назначения королевой духовных лордов - высших духовных иерархов.

Смешанная система формирования верхней палаты предусматривает сочетание указанных выше способов. Так, в Ирландии кроме избранных сенаторов премьер-министр назначает еще одиннадцать сенаторов, а в Италии президент назначает пять сенаторов. Кроме того, сенатором можно быть по собственным правом (в Италии - это бывший президент страны).

Нижние палаты в - двухпалатного парламентах и однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов.

Верхние палаты отличаются от нижних за сроком полномочий (легислатурой). Легіслатура верхних палат более длительная. В конгрессе США члены нижней палаты избираются на два года, а верхней - на шесть; в парламенте Австрии соответственно - на три и шесть; Нидерландов и Японии - на четыре и шесть; Франции - на пять и девять лет. В некоторых странах, в частности в Бельгии, Испании, Италии и Ирландии, установлен одинаковый срок полномочий обеих палат. Более длительный срок полномочий верхних палат ставит их в меньшую зависимость от выборов, и это обеспечивает большую стабильность и кваліфі-кованість в работе депутатов. Кроме этого, верхние палаты частично обновляются. Так, в США каждые два года обновляется треть сенаторов, в Японии и Австрии каждые три года - половина состава палаты.

Количественный состав парламента зависит от норм представительства, то есть от средней численности избирателей, которых представляет депутат. В федеративных государствах количественный состав верхних палат парламента определяется количеством субъектов федерации на принципах равного представительства.

Нижние палаты парламентов имеют значительное численное превосходство над верхними. В Испании максимальная численность нижней палаты - 400, в США - 435, в Польше - 460, в Японии - 512, во Франции -577, в Италии, Великобритании и ФРГ - в соответствии 630, 650 и 665 депутатов.

Верхние палаты имеют небольшой количественный состав (в Германии - 41, Швейцарии - 46, США - 100 депутатов).

По профессиональным составом в парламентах зарубежных стран преобладают юристы. Есть среди депутатов и государственные чиновники, функционеры политических партий, менеджеры, предприниматели, а также представители образования и науки.

Хотя парламентская деятельность рассматривается как почетная служба, а не получение материальных благ, все же она во всех парламентах мира является оплачиваемым. Размеры оплаты определяются по определенным стандартам. Во многих странах таким стандартом является заработная плата высших категорий государственных служащих.

В Италии, Норвегии, ФРГ и Японии кроме фиксированной зарплаты прилагаются суточные, которые уплачиваются в основном только тогда, когда депутат присутствовал на заседании палаты или ее органов.

В некоторых странах зависимость между парламентским активностью депутата и размерами его зарплаты приобретает жестких форм. Так, во Франции, согласно регламенту нижней палаты, депутат, который не принимал участия в трети голосований на публичных (пленарных) заседаниях сессии, лишается части денежного вознаграждения; если же это количество составляет половину голосований, то отчисления удваивается. Однако в большинстве стран депутаты получают вознаграждение независимо от конкретного результата их деятельности.

В индустриальных странах для депутатов установлены специальные парламентские пенсии (при этом предел пенсионного возраста значительно ниже, чем для пенсии на общих основаниях). Каждый депутат, который заседал в парламенте в течение определенного периода (например, 10 лет), имеет право на такую пенсию. Получение парламентской пенсии не лишает депутата права на общую пенсию. Однако в Великобритании право на пенсию имеют только те депутаты, которые отказались во время парламентской деятельности от других постоянных источников финансирования.

Связь между депутатами и избирателями реализуется через форму мандата, который бывает императивным (повелительным) и свободным. Императивный мандат предусматривает, что депутат якобы обязательно выполнит свою программу и позвітує о ней перед избирателями. На практике такая процедура, как правило, никогда не выполняется. При императивном мандате избиратели имеют право на отзыв депутата. Но даже в случае полной зависимости от своих избирателей депутат имеет право переходить в другую партию, сохраняя за собой мандат.

Свободный мандат дает депутату право определять свою деятельность в парламенте, независимо от интересов избирателей округа, а решать те вопросы, которые относятся к компетенции высшего представительного органа. Однако отсутствие императивного мандата отнюдь не означает, что депутаты не имеют никакой связи с округом. Они встречаются с избирателями, выслушивают их жалобы, на основании которых формулируют свои запросы в парламенте или инициируют так называемые петиции - обращение к органам исполнительной власти по поводу проблем избирательного округа. Такая деятельность депутатов поддерживается местными организациями.

40. Парламентаризм: понятие, история, основные черты.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к др. гос. органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.

П. как система сложился гораздо позднее появления первого парламента (13 в.). Родиной П. по праву считается Великобритания. В ней уже в первой половине 18 столетия при Вальполе не могло бы существовать министерство, не пользующееся доверием палаты лордов, а в 1872 г. правительство Норта (North) принуждено было нижней палатой выйти в отставку. Первые короли ганноверской династии вновь делают ряд попыток отстоять независимость кабинета от палаты общин, и лишь с началом "викторианской эры" (1836 г.) связана, по общему мнению, дата водворения строго парламентского режима. Тем не менее, правило, что министры должны рекрутироваться исключительно из числа членов верхней и нижней палаты, предполагающее, как следствие, их политическую ответственность перед парламентом, и доныне не только неизвестно английскому законодательству, но прямо противоречит "акту о престолонаследии", утверждающему, что король правит страной с помощью членов своего тайного совета. Во Франции П. окончательно утвердился лишь в 70-х годах 19 в. В 19 в. происходит становление П. также в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии, Австро-Венгрии, Нидерландах, Бельгии, хотя в большинстве из указанных стран его окончательная победа состоялась уже после 1945 г. После Второй мировой войны в ряде стран происходит ревизия П. с целью придать ему большую устойчивость. В Германии вводится институт «конструктивного вотума недоверия» правительству, предполагающий отставку старого кабинета только после утверждения главы нового. Наиболее сильной реформе П. подвергся во Франции в 1958 г., где по новой Конституции установлена т.н. система «рационализированного П.», фактически создавшая полупрезидентскую модель республики. Для этой системы было жесткое ограничение основных прерогатив парламента, включая ограничение его главного - законодательного полномочия. К настоящему моменту парламентарный режим существует примерно в 1/4 стран мира, в т.ч. в Индии, Японии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Эстонии, Латвии, Израиле.

В России первый опыт П. приходится на 1906-1917 гг. и связан с работой Государственной Думы. Пришедшие к власти большевики рассматривали П. исключительно как элемент «буржуазной демократии», поэтому начисто отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. Возрождение идей П. происходит только с избранием Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 г. При этом П. рассматривался уже не как собственно парламентарная форма правления, а как система, при которой действует независимая и демократическая законодательная власть. После короткого периода «советского» П. в 1990-1993 гг. в стране был установлен жесткий президентский режим.

41. Законодательный процесс и его стадии.

Законодательный процесс в ЗС состоит из следующих стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях, принятие и утверждение закона, его опубликование.

1) Законодательная инициатива. Законопроект должен вносится определенными лицами или органами, по установленным правилам. Различают следующие виды законодательной инициативы: правительственная (или главы государства), парламентская, народная и специальная. Правительственная инициатива, как правило, применяется в странах с парламентской ФП или в полупрезидентских республиках. Но и в президентских республиках президент использует законодательную инициативу в своих посланиях парламенту, которые затем облекаются в форму законопроектов внесенных одним из депутатов («билли администрации в США). Парламентская инициатива признается во всех государствах (различия – индивидуальные или групповые; законопроект или депутатские предложения). Народная инициатива заключается в предоставлении такого права определенному числу избирателей, предусмотрена не во всех КЗС и используется редко (Швейцария – 50 тыс., Австрия – 100 тыс.). Специальная инициатива – это право вносить законопроекты предоставленное отдельным органам (Швейцария – кантональные органы, Италия – областные советы и Национальный экономический совет).

2) Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях. Называется чтениями. 1 чтение – принятие к рассмотрению и оглашение названия (может быть отклонен). 2 чтение – предварительное рассмотрение, обсуждение принципиальных положений, вопрос о необходимости направления в комиссии. Изменения, дополнения или отклонение законопроекта. 3 чтение – постатейное обсуждение законопроекта.

3) Принятие законопроекта палатой. После 3 чтения при наличие кворума проводится голосование (в некоторых странах 3 чтение считается принятием законопроекта палатой). За простой законопроект должно быть подано большинство голосов присутствующих депутатов, а за конституционный – квалифицированное большинство.(Финляндия – требование квалифицированного большинства на все финансовые законопроекты).

4) Преодоление разногласий между палатами. В двухпалатных парламентах после принятия законопроекта одной из палат, он передается в другую, где обычно рассматривается в обычном порядке. Эта палата может: принять предложенный законопроект полностью, внести в него поправки, дополнения или вообще отвергнуть. Если права нижней палаты шире, чем верхней, возражения или поправки последней, преодолеваются повторным голосованием в нижней палате (абсолютным (Испания), квалифицированным (Польша, Япония) или простым (Великобритания – не ранее, чем через год) большинством). В тех странах, где палаты обладают равными правами используется 2 метода: метод челнока (последовательная передача из палаты в палату до тех пор, пока не будет достигнут компромисс или отвергнут законопроект) и метод согласительной комиссии (согласованный текст и передача его в палаты).

5) Утверждение и опубликование закона. Принятый парламентом законопроект направляется на подпись главе государства. В парламентских монархиях и республиках главы государств имеют право вето, но на практике им почти не пользуются (резервное оружие исполнительной власти). Право вето бывает абсолютным (неподписанный НПА считается не принятым) или относительным (неподписанный НПА возвращается в парламент и может быть повторно принят – квалифицированное большинство, абсолютное большинство, большинство от всего парламента). Опубликование закона в официальном издании – промульгирование. Срок вступления от 1 до 28 дней в разных странах, или иной в силу закона.

«Российский парламентаризм» - Права парламентария вне палаты. Обязанности парламентария вне палаты. Принятый федеральный закон. Основные признаки парламентаризма. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Формирование Государственной Думы. Контрольная функция. Принятие закона и передача в СФ. Компетенция Совета палаты (СФ). Законодательный (законотворческий) процесс.

«Парламентский урок» - 2010 г. – «Я.Закон. 2008 г. – «Выборы депутата». Цель Парламентского урока - формирование гражданского общества. 2011 г. – «Закон и законодатели». Парламентский урок. Парламентский урок: итог. Формы Парламентского урока. Нельзя создать репутацию на том, что вы только собираетесь сделать. (Генри Форд).

«Русский парламент» - Система беспарламентской демократии. Период становления Советов. Период практического строительства. Возможность роспуска Думы. Период действия Конституции РСФСР. Время СССР. Политическая система России. Становление парламентаризма в России. Состояние парламентаризма. Сценарии развития парламентаризма.

«Власть в РФ» - Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС. Модели региональной исполнительной власти. Система исполнительной власти. Законодательная власть. Основные функции и полномочия главы субъекта РФ. Модель. Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Нет высшего должностного лица.

«История власти в России» - Государственное и региональное управление. Введение. Общинное самоуправление. Восстановление системы промышленных министерств. Альбом наглядных пособий дает. Судебная власть Российской Федерации. Вооруженное противостояние. Присоединение к Москве Новгорода Великого. Система государственного и местного самоуправления.

«Современный парламентаризм» - Деятельность Собрания депутатов. Председатель. Депутатами. Принятие законов регионального уровня. Современный парламентаризм. Элементы парламентаризма. Современная Российская государственность. Значимость региональных парламентов. Роль законадательных (представительных) органов. Комиссия по социальным вопросам.

Всего в теме 17 презентаций

Парламент как институт государственной власти рассматривается политической социологией как основа парламентаризма - особого элемента системы политического руководства. При этом парламент должен обладать определенными признаками и качественными характеристиками, без которых парламентаризм как система не может состояться. К числу таких признаков (принципов) традиционно относят:

Представительность;

Главенство закона;

Относительную самостоятельность парламента;

Разделение и сбалансированность полномочий всех ветвей власти, наличие системы взаимных сдержек и противовесов;

Достаточно высокий уровень законодательной компетенции;

Способность реально обеспечивать права и свободы граждан.

Именно поэтому парламентаризм можно и должно рассматривать как специфический социально-политический правовой институт реализации интересов социальных слоев и групп общества. Парламенты и парламентарии задают тон в политике, им принадлежат многие политико-властные инициативы. Полнота реализации сформулированных выше принципов позволяет говорить о наличии или отсутствии необходимых, а по многим позициям достаточных, условий парламентаризма и парламентской демократии как формы государства, опирающегося на принцип народного суверенитета.

В современной России вышеизложенные фундаментальные принципы парламентаризма никем не оспариваются. С большей или меньшей полнотой и определенностью они реализуются в системе российского государства. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. практически ни один из этих принципов не подвергался сомнению. Не отрицаются они и в настоящее время. Дело в другом.

Парламентаризм - гораздо более сложная и многогранная система организации государственной власти, чем простое ее разделение или представительность. Это и определенная шкала социальных ценностей, включающая как общественные, так и личностные приоритеты, и господство в жизни общества закона, принципа верховенства права, наконец, наличие гражданского общества, характеризующегося высокой политико-правовой культурой и ответственностью граждан. Только при наличии совокупности всех этих предпосылок и условий можно говорить об утверждении в стране парламентаризма.

Кроме того, система парламентаризма предполагает приоритетную роль парламента в структуре социального управления. Простое наличие представительного и законодательного органа еще не означает утверждения парламентаризма как особого социального и политического института современного цивилизованного общества. Парламентаризм - сложное, комплексное и всеобъемлющее явление, институт, который представляет общество не только в целом, но и во всем его многообразии.


В контексте сказанного существенное значение приобретает характеристика того, как реализованы в Конституции Российской Федерации принципы парламентаризма. Как отмечено ранее, ни один принцип парламентаризма при разработке Конституции 1993 г. не отвергался ни одной из политических сил. Спор вызывала проблема реализации принципа разделения власти. Главное, на что обращали и продолжают обращать внимание оппоненты ныне действующей Конституции, несбалансированное разделение власти. При этом имеются в виду два момента. Первый заключается в том, что Президент России оказался как бы вне рамок разделения власти. Он возвышается над всеми ветвями власти, подавляет их чрезвычайной обширностью своих полномочий. Тем самым, утверждает депутат Государственной Думы С.Ю. Глазьев, положение представительной власти сведено «до чего-то вроде политического клуба по обсуждению законодательных инициатив»; ее влияние на формирование государственной политики «крайне незначительное».

Однако такая характеристика статуса и компетенции Президента РФ разделяется не всеми. Многие политики придерживаются мнения о неприемлемости для реформируемой России парламентской и предпочтительности президентской формы правления.

Социально-политическая сущность сложившегося ныне положения состоит в другом. Добившись конституционного закрепления обширных президентских полномочий и сделав упор на усиление исполнительной власти с ее мощным бюрократическим аппаратом, новая политическая элита фактически реализовала идею президентской формы правления, получившей название «президентско-парламентской» или «полупрезидентской». В стране формируется так называемая управляемая демократия с мягким авторитарным режимом, причем формируется вполне легитимно, в условиях многопартийности, открытого политического противоборства и идейного плюрализма.

Несмотря на эти разночтения, в России идет активный процесс формирования парламентаризма. Мы ушли от советского парламента в форме конвента к профессиональному парламентаризму; от соединения законодательной и исполнительной власти - к их разделению; от интеграции политики и управления - к их дифференциации; от аморфного собрания депутатов Верховного Совета СССР - к четко структурированной по депутатским фракциям Государственной Думе; от работающего по системе кратковременных сессий с формальным участием депутатов в законотворческом процессе - к постоянно действующему на профессиональной основе парламенту; от формально двухпалатного - к фактически двухпалатному парламенту; от решающей роли чиновников в разработке законов - к государственной службе в парламенте.

Парламент и парламентаризм в современной России пока далеки от совершенства. Их формирование идет трудно и не без противоречий в сложных, разновекторно развивающихся кризисных условиях. Становлению парламентаризма препятствуют неутихающее соперничество между различными ветвями власти и элитными группами (такого мнения придерживались 57,9% из 475 опрошенных в марте 1999 г. в качестве экспертов депутатов и государственных служащих, работающих в органах государственной власти федерального и регионального уровней), отсутствие в стране прочных традиций парламентаризма (53,5%), недостаточность конституционных полномочий парламента (30,5%), неразвитость политических партий и движений (30%). В деятельности самого парламента политические функции нередко доминируют над законодательными, превращая его в арену бурных идейно-политических дискуссий и столкновений. Начинает действовать закон бумеранга: результат действий оказывается прямо противоположным декларируемым намерениям. Инициативы парламента воспринимаются с недоверием и наталкиваются на серьезное противодействие со стороны общества. В массовом сознании складывается стереотипное восприятие парламентариев не как конструктивной, а как разрушительной и очень обременительной государственной надстройки, являющейся дополнительным источником социальной напряженности.

В этом состоит главная трудность становления нынешней российской системы парламентаризма - парламентаризма демократического и профессионального, способного противостоять авторитарным тенденциям и развивать умения находить взвешенные решения в рамках установленных законом «правил игры», сокращать расстояние между властью и обществом, помогать массам усвоить долговременную пользу социального сотрудничества, разумности поиска компромисса и консенсуса по всем социальным проблемам.

Таким образом, исходя из сказанного можно заключить, что парламент - это:

а) особый социальный институт реализации законодательно-представительных полномочий государства, главная задача которого - конструирование единого, органически сплоченного и рационально управляемого правового пространства. Он создается обществом, служит интересам общества, находится под его контролем и призван противостоять тоталитаристским и авторитарным тенденциям, направлять усилия аппарата управления на удовлетворение интересов людей;

б) особый вид социально-политической практики . Парламентская деятельность - это разновидность труда в системе органов государственной власти, которая заключается «в практическом осуществлении государственных функций» по созданию политических, правовых, духовно-нравственных условий для реализации рациональных интересов, законных прав и свобод граждан, для их безопасности и достойной жизни. Истинно демократически построенная парламентская власть создает законы в интересах человека. «Закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько направление для свободного и разумного существа в его собственных интересах».

Парламентская деятельность - это не только ответственное проявление человеческой трудовой активности, а особая публичная политическая деятельность, требующая высокой общей культуры и специальных знаний, особого таланта и способностей, особого статуса, четкого определения прав и полномочий в системе реализации компетенции представительного и законодательного органов государственной власти;

в) особый вид социально значимой правовой деятельности, которую осуществляет особый социальный слой избранных народом или назначенных по особой процедуре должностных лиц , со своими корпоративными интересами и запросами, своим образом жизни и менталитетом. Депутатский корпус - это социальное сообщество специальным образом отобранных, профессионально подготовленных и наделенных соответствующими полномочиями и правами представителей общества для успешного осуществления законодательных функций. Отсюда и характерные черты такого сообщества: обладание реальной властью и реальной возможностью реализовать свои знания, способности и интересы; организованность и возможность соприкасаться с людьми самого высокого социального статуса; более фундаментальный по сравнению с остальной массой населения уровень образованности и возможность непрерывного профессионального роста; наличие свободного доступа к информации; высокая динамичность усвоения своей специфической социальной роли в рамках корпоративного интереса; высокая оплата труда и обладание государственными привилегиями; не только обширные права и полномочия, но и повышенная ответственность перед государством и обществом в целом;

в) особый срез политических отношений , складывающихся в процессе осуществления особых функций политической деятельности по обеспечению связей государства и общества. Парламентская деятельность представляет собой не только социально-политический, но и правовой институт, который обеспечивает диалектическую связь и сбалансированность, с одной стороны, по цепи «гражданское общество - гражданин - государство», а с другой - по линии «государство - гражданин - гражданское общество». Отсюда понятно, что оптимизация парламентаризма как системы с точки зрения его правового, кадрового и нравственного упрочения, повышения профессионализма и демократического обновления депутатского корпуса является одним из ведущих направлений становления новой российской государственности;

г) специально выстроенная система правовых, организационных и процессуальных институтов , определяющих не только порядок формирования палат парламента, но и их место в системе реализации целей и задач государства. Эта система не ограничивается рамками правового регулирования функций, полномочий, прав, обязанностей и ответственности парламентариев на уровне отдельной личности, а предназначена для исполнения функций и полномочий государства, причем от имени и по поручению различных групп общества.