Методы борьбы с коррупцией в китае. Противодействие коррупции в кнр Закон кнр о противодействии коррупции

Президент России Дмитрий Медведев, как сообщает его пресс-служба, подписал федеральный закон "О противодействии коррупции", принятый Государственной думой 19 декабря 2008г. и одобренный Советом Федерации 22 декабря 2008г.

Закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Под понятием "коррупция" в документе понимается злоупотребление служебным положением, дача (получение) взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо иное незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. При этом "противодействие коррупции" - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции (профилактики коррупции), уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления (борьба с коррупцией), и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

По решению президента РФ могут быть сформированы координирующие органы по реализации государственной политики в области противодействия коррупции. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность по борьбе с коррупцией органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов. Также они реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. При этом Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции. В законе прописываются меры по профилактике коррупции. К таким мерам относятся антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предъявление специальных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего указанные должности, непредставление им сведений или представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (супруга или супруги) и несовершеннолетних детей. Устанавливается, что государственный и муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры и другие госорганы обо всех случаях обращений лично к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" подписан федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Принятые поправки уточняют статус судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты РФ и служащих Центрального банка РФ в связи с принятием федерального закона "О противодействии коррупции".

Кроме того, уточняются требования к судьям, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий, председателю, заместителю председателя и аудиторам Счетной палаты РФ, служащим Банка России.

В частности, устанавливается, что судьей может быть гражданин РФ, не имеющий или не имевший судимости либо уголовного преследования, дело в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. При этом гражданин не должен состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. При этом норма о представлении сведений о доходах и имуществе претендента на вакантную должность судьи и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах и имуществе его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, вступит в силу с 1 марта 2009г. С 1 января 2010г. запланировано вступление в силу положения об обязанности судей предоставлять сведения о своих доходах и доходах супруга и несовершеннолетних детей.

Также устанавливается, что гражданам, занимавшим должности, перечень которых утверждается советом директоров, после увольнения из Банка России запрещается занимать в течение двух лет в кредитных организациях должности руководителей, если отдельные функции надзора или контроля за этими кредитными организациями непосредственно входили в их служебные обязанности, без согласия совета директоров.

  • 6. Правовая безграмотность как одна из причин коррупции
  • 7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 ук рф)
  • 9. Откат как один из видов коррупции
  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае

    В законодательстве Китая предусмотрено два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой приведения в исполнение до двух лет. В случае с отсрочкой, приговоренный на смерть может ее избежать, если в течении этих двух лет будет примерно себя вести и не удостоится никаких нареканий в свою сторону. Но наказания в любом случае ему избежать не удастся: казнь будет просто заменена тюремным заключением. Существуют статистические данные, по которым лишь 6% уличенных в коррупции лиц действительно наказывают.

    Антикоррупционная борьба ведется в Китае с 80-х гг. Борьба с коррупцией в Поднебесной ведется по разным направлениям: издаются различные директивы и резолюции по данному вопросу. Наряду с уже существующими централизованными структурами по борьбе с коррупцией, таких как Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля, в декабре 2007 года руководство КНР создало Государственное Управление по предупреждению (противодействию) коррупции, главой которого назначили министра контроля Ма Вэнь. К функциям нового ведомства, подчиненного госсовету КНР, относятся и выявления коррупционеров, и разработка целых комплексов антикоррупционных мер, и даже ведение собственных расследований.

    Одним из видов борьбы с «казнокрадством» в Китае является ротация кадров во всех органах власти, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям. Монтескье утверждал, что как «известно уже по опыту времен, всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблять ею» и мировая история этому подтверждение. Вот и Китай борется с коррупционерами, формируя у них моральные и нравственные принципы, а также повышая чувство долга и ответственности. Например, Ху Цзиньтао разработал «моральный кодекс из восьми принципов» поведения для граждан Китая. На юге Китая в партийной школе, где проходят подготовку госслужащие, появились специальные занятия, названные «антикоррупционное тай-чи», которые помогают бороться с соблазнами взять взятку с помощью медитации, восточных единоборств и силовых упражнений. Задействована даже игровая технология под названием «Неподкупный борец», в которой пользователи уничтожают коррумпированных чиновников,и снят фильм «Роковое решение», просмотр которого является обязательным для всех государственных чиновников. А в Пекине работает «горячая телефонная линия», по которой любой житель Поднебесной может анонимно сообщить о злоупотреблениях конкретного лица своим служебным положением.

    Всего с 2000 года в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения

    И конечно, нельзя оставить без особого внимания, одну из основных мер по противодействию коррупции – смертную казнь. Начиная с 1982 года, в соответствии с Уголовным Кодексом, взяточничество являлось преступлением и каралось либо пожизненным заключением, либо казнью. Со временем изменилась только технология самой казни – вместо расстрелов ввелись более «гуманные» смертные инъекции – а само существование казни осталось.

    Но несмотря на столь сильную решимость правительства в борьбе с коррупцией, по оценкам китайских экспертов, экономика КНР ежегодно теряет 13-17% ВВП и 20% государственных финансов попадает в руки нечестных чиновников. Да и цифры, обсуждаемые народом Китая, никого не оставят равнодушными:

    На январь 2010 года по данным дисциплинарной комиссии компартии Китая за границу сбежало более 4 тыс. партийных чиновников, которые прихватили с собой 7,1 млрд. $ (50 млрд юаней).

      КНР ПРОТИВ КОРРУПЦИИ: СТРАТЕГИЯ, ПРАКТИКА, КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

      К.Л. ШМЕЛЕВА

      Как следует из воззвания 4 Пленума Центрального комитета Коммунистической Партии Китая (КПК), борьба за выживание является делом жизни для коммунистической партии, у которой самый главный враг - коррупция. Если она победит, то коммунистический режим в Китае может прекратить свое существование...
      Изучив китайскую политико-социальную систему борьбы с коррупцией, можно прийти к выводу, что тут решающую роль играет коммунистическая партия. Стратегия китайцев в борьбе с коррупцией в своей основе направлена на ужесточение наказания и укрепление политического и социального положения государства.
      Это способствовало тому, что КНР удалось достичь существенных положительных результатов в направлении борьбы с коррупцией. Подтверждение тому - данные "Transparency international", отметившей небольшой уровень коррумпированности Китайской Народной Республики.
      Да и данные официальной статистики свидетельствуют о том, что за последнее время количество преступлений коррупционной направленности постоянно снижается.
      Ежегодно около 20000 государственных служащих обвиняются в коррупции, при этом китайские правоохранительные власти предъявляют обвинения в подобных преступлениях должностным лицам даже из самых высших эшелонов власти. Китайцы действуют по двум основополагающим принципам: "В правилах не бывает исключений" - наказывая, таким образом, самых именитых должностных лиц, и "Пусть будет примером для остальных" - устраивая наглядные смертные казни "икон" политического пьедестала.
      Очень интересен и поучителен пример смертной казни министра КНР по продовольствию и лекарствам Чжень Сяоюя. Перед приведением приговора в исполнение министр обратился ко всем чиновникам страны с письмом раскаяния, в котором он утверждает, что "из корыстных побуждений не стоит стремиться к большой власти", советует любому чиновнику "не гнаться за высокими постами и воспитывать в себе чувство ответственности", поскольку он "сам являет наглядный пример того, к чему может привести безответное обращение с властью".
      Рассмотрим основные стратегические направления Китайской антикоррупционной кампании.
      Антикоррупционный план КНР включает в себя целый ряд системных мер. Это прежде всего юридические меры, в частности подготовка ряда специальных законов, в том числе и отдельного закона о противодействии коррупции. За этим следует создание экономических институтов, которые должны блокировать коррупционные проявления путем образования экономической мотивации у должностных лиц к тому, чтобы не совершать коррупционные преступления. Третье направление - выработка правосознания, формирования у граждан антикоррупционной модели поведения, стереотипа к правильному, законопослушному поведению.
      Касаясь правовых вопросов борьбы с коррупцией в КНР, отметим, что в настоящее время существует два вида обозначения коррупции и соответственно два уровня ее восприятия:
      1) уголовно-правовое обозначение. Коррупция-взяточничество. Обозначается терминами "тань"у" (хищение, казнокрадство) и "хуэйлу" (взяточничество, подкуп). Чаще всего коррупцию таким образом обозначают в нормативных документах. Именно так она обозначена в Уголовном кодексе КНР, где она рассматривается как уголовно наказуемое деяние.
      2) политико-нравственное обозначение. Коррупция-разложение. Обозначается словом "фубай" (разложение, загнивание). Считается, что этот термин пришел в китайский политический лексикон из работ классиков марксизма-ленинизма, где он служил для обозначения явлений, присущих западным капиталистическим режимам. Сейчас это понятие распространяется практически на все антиобщественные и корыстные действия чиновников всех уровней, которые используют свое служебное положение для приобретения чрезмерных и неоправданных привилегий, выгод и льгот, присвоения или вымогательства товарно-материальных ценностей, получения лично или через посредника материальных ценностей, выгод имущественного характера и т.д.
      Сложившееся положение дел в вопросе борьбы с коррупцией и необходимость принятия еще более действенных мер по ее пресечению побудили руководство КНР к созданию в декабре 2007 г. национального всекитайского органа - Государственного управления по предупреждению коррупции, главой которого была назначена министр контроля Ма Вэнь. Данное ведомство наделено широчайшими полномочиями не только по выявлению коррупции, но и по разработке целого комплекса антикоррупционных мер.
      Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Так, по итогам XVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. Завершена также масштабная перегруппировка руководящего состава на местах, вплоть до провинциального звена, укрепившая кадровую основу для проведения политики нынешнего руководства. В результате Центральный комитет КПК и Политбюро обновлены соответственно на 51,5% и 36% в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня - кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%. Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией был усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра. Особо следует подчеркнуть, что была произведена смена руководителей комиссий по проверке дисциплины в провинциях, которые ранее возглавлялись в большинстве случаев ставленниками секретарей провинциальных и городских комитетов партии. Теперь во главе местных комиссий поставлены члены Центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК из Пекина, которые не имеют в этих провинциях ни родственных, ни служебных, ни каких-либо иных связей.
      Результативности борьбы с коррупцией также способствуют непрекращающиеся усилия государства по совершенствованию руководящих функций партии, которые направлены на повышение эффективности механизмов работы ее органов и системы принятия решений. В частности, уточнены функции парторганов всех уровней, что концентрирует их на решении главных политических и социально-экономических задач, сократив текущее администрирование.
      Ощутимые результаты в борьбе с коррупцией также приносит проводимая социальная политика, которая позволила сократить разрыв между богатыми и бедными частями населения КНР. В том числе продолжен динамичный процесс укрепления среднего класса, насчитывающего, по разным оценкам, от 50 до 80 миллионов человек. Это создало объективные предпосылки для использования внутреннего потребительского спроса в качестве более важного фактора экономического роста, чем ранее.
      Помимо вышеперечисленного партийное руководство Китая в борьбе с коррупцией использует и ряд других мер, это:
      - развитие демократии и институциональной инновации;
      - усиление воспитания, ужесточение контроля, предотвращение и устранение разложения в самих его истоках;
      - совершенствование системы руководства и рабочего механизма борьбы против разложения;
      - формирование "равнодействующих сил" предупреждения разложения и наказания за него;
      - необходимость наладить работу по воспитанию кадров и по контролю за их деятельностью;
      - повышенное внимание к расследованию крупных и важнейших преступных дел и строгому наказанию коррупционеров;
      - выявление и исправление "пагубных отклонений, наносящих ущерб интересам народных масс";
      - упор на обновление системы и механизма борьбы с коррупцией.
      Особого внимания заслуживают выделенные на пятом совещании в Госсовете КНР по вопросам борьбы с коррупцией и явлениями разложения 9 февраля 2007 г. премьером Вэнь Цзябао направления, которые были представлены в качестве важнейших оперативных задач на ближайшую перспективу по формированию некоррумпированного правительства:
      - углубление реформирования механизма и укрепление структурного строительства с целью коренной ликвидации проблемы злоупотребления полномочиями;
      - продолжение углубленного развертывания специальной операции по борьбе с коммерческим подкупом;
      - категорическое пресечение нездоровых явлений, связанных со строительством высококлассных общественных и служебных зданий с нарушением правил;
      - ужесточение формирования стиля работы правительства;
      - суровые наказания, включая смертную казнь;
      - формирование у государственных служащих моральных и нравственных принципов, а также повышения чувства долга и ответственности.
      Учитывая то, что основной упор по противодействию коррупции сделан одновременно не только на судебную, но и на законодательную власть, правительство КНР не оставляет свои стремления в усовершенствовании законодательства. Здесь важно обратить внимание на следующие моменты:
      1) Китай ратифицировал "Конвенцию ООН против коррупции";
      2) активно работает Верховная народная прокуратура КНР в части координации деятельности по совершенствованию уголовного законодательства других антикоррупционных законов;
      3) КНР разработана новая редакция Закона "О борьбе с отмыванием денег", согласно которому на основании расширенной трактовки определения "отмывание денег" карается теперь и "отмывание" денег, полученных коррупционным путем.
      Положительные результаты КНР в борьбе с коррупцией во многом объясняются тем, что правительством КНР был на практике реализован достаточно мощный механизм антикоррупционных мер. Это связано с тем, что, по мнению Правительства КНР, антикоррупционные меры, которые по своей значимости приравнены к задачам по дальнейшей модернизации и реформированию страны.
      Отмечая бесспорные положительные результаты в борьбе с коррупцией в КНР следует подчеркнуть, что в стратегии антикоррупционной политики преобладают меры по ограничению только сегодняшних возможностей коррупционеров.
      Вопросы на перспективу, проблемы прогнозирования, моделирования коррупции будущего подчас ждут своей очереди. С практической точки зрения это вполне объяснимо, но в научном плане всегда предпочтителен более масштабный по времени подход к решению проблемы.

      Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

    П. В. Трощинский*

    Нормативно-правовое регулирование борьбы современного китайского государства с коррупцией

    Аннотация. Статья посвящена комплексному изучению правовых основ противодействия коррупции в Китае. Рассматриваются положения действующих актов правотворчества в исследуемой сфере: Конституции КНР, Уголовного кодекса КНР, законов и подзаконных актов, партийных и ведомственных документов. Делаются выводы о возможном использовании опыта китайского государства в борьбе с коррупцией, в особенности в части возвращения в уголовный закон РФ институтов конфискации имущества и уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления. Отмечается неготовность российского общества к применению высшей меры наказания за коррупцию (по примеру КНР), серьезному повышению оплаты труда государственных служащих (по примеру Сингапура). Отрицательной стороной китайского опыта признается всесторонняя за-регламентированность деятельности чиновника в части осуществляемых им расходов, что приводит к повышению уровня бюрократизма в системе органов государственной власти. Большое внимание в исследовании уделено роли правящей коммунистической партии в деле искоренения коррупционных явлений в китайском обществе. Констатируется необходимость изучения правотворческого опыта КНР в сфере противодействия коррупции для его применения российским законодателем с учетом национальной специфики отечественной правовой культуры и правоприменительной практики.

    Ключевые слова: Китай, коррупция, правовая система, смертная казнь, уголовная ответственность, сравнительное правоведение, антикоррупционное законодательство, правотворчество, китайская специфика, Коммунистическая партия Китая.

    001: 10.17803/1994-1471.2016.63.2.169-177

    Борьба с коррупцией на всем протяжении истории китайской государственности являлась одним из главных направлений проводимых в стране преобразований. Особую угрозу для стабильного развития Китая коррупция стала представлять в последнее время, когда ее масштаб чрезвычайно возрос. Коррупционные явления проникли во все уровни власти, что крайне негативно сказывается на авторитете государства и правящей партии в глазах населения. Возрастает количество руководящих кадров, замешанных в делах о коррупции.

    К ответственности за нее привлекают высокопоставленных членов Политбюро и чиновников государства (Бо Силай, Чжоу Юнкан и др.).

    Так, за 2014 г. в отношении 1 575 государственных служащих начато партийное расследование по обвинениям в коррупции, среди них 229 человек - руководители уровня уезда и управлений, 34 - уровня канцелярий и департаментов. Более 500 коррупционеров скрылись за пределами КНР, за рубежом оказалось свыше 1 млрд юаней преступных доходов1. Органами прокуратуры принято к рассмотрению 41 487

    1 Жэньминь жибао (Народная газета). 08.01.2015. С. 11 (на кит. яз.).

    © Трощинский П. В., 2016

    * Трощинский Павел Владимирович, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии наук (ИДВ РАН)

    117997, Россия, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 32

    дел в отношении 55 101 коррупционера, что составило рост по сравнению с 2013 г. на 7,4 %. Среди этого количество дел по коррупционным суммам, превышающим 1 млн юаней, составляет 3 664, что больше по сравнению с 2013 г. на 42 %. Число коррупционеров уездного уровня и выше составило 4 040 человек, что на 40,7 % выше по сравнению с 2013 г.2

    В рамках кампании по «борьбе с тиграми и мухами»3 с конца 2012 г. по апрель 2015 г. в масштабах страны по подозрению в коррупции было арестовано 103 крупных чиновника, среди которых 33 человека - высокопоставленные сотрудники вооруженных сил КНР, 14 - цент-ральных партийных органов, 6 - руководители государственных корпораций, 50 - руководство в регионах. В период с 06.12.2012 (арест первого после ноябрьского XVIII съезда КПК крупного коррупционера Ли Чуньчэна (бывшего мэра г. Чэнду, заместителя секретаря ЦК КПК провинции Сычуань)) по 27.04.2015 (дата обнародования официальной статистики) в среднем каждые 8,5 суток в Китае предъявлялись обвинения в коррупции одному крупному чиновнику4. По сообщению Верховной народной прокуратуры КНР в период с январь по март 2015 г. возбуждено 7 556 уголовных дел о коррупции в отношении 9 636 человек. Среди них 907 руководителей уровня уезда и управлений, 156 - канцелярий и департаментов5.

    Учитывая значительный масштаб коррупции в китайском обществе, один из руководителей КНР Цзян Цзэминь еще осенью 1997 г. заявил, что «борьба с коррупцией является серьезным политическим сражением, от которого зависит

    существование либо гибель партии и государства»6. В докладе на XVII съезде КПК 15.10.2007 предыдущий Председатель КНР, Ху Цзиньтао, подчеркнул, что «...партия и коррупция являются абсолютно несовместимыми, как огонь и вода. Решительная борьба с коррупцией и эффективное предупреждение ее возникновения определяют симпатии и антипатии народа, являются залогом жизнеспособности самой партии, основными политическими задачами, которым партия должна уделять постоянное внимание»7.

    Отметим, что коррупция характерна для всего азиатского общества. В борьбе с ней некоторые страны этого региона добились значительных результатов. Так, практически искоренена коррупция в Сингапуре. Большие успехи достигнуты в Гонконге, в Китайской Республике на Тайване и др. Да и самому континентальному Китаю известны периоды, когда уровень коррупции был чрезвычайно низок. После образования КНР (1949 г.) и до начала проведения политики реформ и открытости (декабрь 1978 г.) в период правления Мао Цзэ-дуна о коррупции в обществе практически не было слышно. В основе искоренения коррупции в эти годы лежали суровость и неотвратимость уголовного наказания. Авторитарность правления вкупе с жесткой ответственностью, вплоть до частых приговоров к смертной казни, действовали устрашающе на потенциальных преступников. И это при том, что китайское государство на протяжении долгого времени существовало без основополагающих зако-нов8. Так, первая Конституция КНР появилась

    Жэньминь жибао (Народная газета). 13.03.2015. С. 14 (на кит. яз.).

    Сформулированная действующим Председателем КНР Си Цзиньпинем на XVIII съезде КПК в ноябре 2012 г. программа ifÎl-SÎT («Бить вместе и тигров, и мух»), предполагающая борьбу с корруп-

    цией как на самом верхнем, так и на низовом уровне, приобрела широкую популярность в обществе. Синь цзиньбао (Новая столичная газета). 29.04.2015. С. А17 (на кит. яз.). Фачжи жибао (Газета Законность). 28.04.2015. С. 1 (на кит. яз.).

    URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64568/65445/4526290.html (дата обращения: 18 мая 2015 г.) (на кит. яз).

    Верховенство Закона и борьба с коррупцией / под ред. Мо Цзихуна. Пекин, 2015. С. 117 (уникальное монографическое исследование, подготовленное коллективом авторов Института права Академии общественных наук Китая, составленное на трех языках: китайском, английском и русском. Ш/а^К ШШ (Rule of Law and Anti-corruption). MgfêîM. : ФИШ^А^ШИ " 2015o 196 c.).

    Подробнее: Трощинский П. В. Основные этапы формирования правовой системы Китайской Народной Республики // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012.

    № 4. С. 69-79.

    лишь в 1954 г., спустя 5 лет после образования нового Китая. Первый Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс были приняты лишь в 1979 г. - через 30 лет после создания КНР. В правовой системе современного Китая до настоящего времени нет гражданского, административного, налогового кодексов, нет и единого кодифицированного акта правотворчества в рассматриваемой сфере по примеру российского Федерального закона «О противодействии коррупции». Отметим, что проект Закона КНР «О противодействии взяточничеству и коррупции» (Ф^ЛЙ^МКЙ^МЙШ уже прошел всенародное обсуждение, Закон готовился к принятию в 2015 г.

    Все вышесказанное свидетельствует об уникальной специфике правовой системы КНР9, заставляет российского исследователя более осторожно и вдумчиво оценивать действующую в Китае модель правового регулирования общественных отношений, анализировать законодательство в сфере борьбы с коррупцией с учетом китайской самобытности.

    Правотворческий опыт КНР в сфере противодействия коррупции важен для отечественной юридической науки. Нам есть чему поучиться у нашего соседа. В то же время недопустимо бездумное привнесение зарубежных правовых моделей на российскую почву без учета национальных особенностей. Даже успешный опыт некоторых азиатских государств вряд ли применим в России. Известно, что в Сингапуре с коррупцией практически покончено. Но знает ли российское научное сообщество, какими методами достигнута победа? С одной стороны, это высокий уровень оплаты труда государственных чиновников. Так, премьер-министр Сингапура получает несколько миллионов долларов в год, не считая того, что находится на полном содержании налогоплательщиков. Разве такой уровень дохода чиновника приемлем для настоящего демократического государства? Ведь это не что иное, как «коррупция в законе», когда высшие должностные лица

    страны своими решениями устанавливают себе безусловно огромные зарплаты. С другой стороны, суровая уголовная ответственность за коррупцию, включая смертную казнь. Готово ли современное российское общество к возвращению смертной казни за коррупционные преступления?

    В КНР, кроме высшей меры наказания за коррупционные преступления, в качестве дополнительного наказания активно используется конфискация имущества. К сожалению, российский законодатель в период реформ отказался от этой полезной в борьбе с коррупцией меры. Кроме того, в Китае продолжает действовать и заимствованный из советского права институт уголовной ответственности юридических лиц, который также широко применяется за коррупционные преступления10. В современной России многие эксперты выступают за его восстановление в УК РФ. Особое внимание уделяется необходимости установления уголовной ответственности юридических лиц (организаций) за коррупционные преступления. Отечественный ученый А. В. Федоров признает ее целесообразность, «например по отношению к коррупционным правонарушениям юридических лиц, предусмотрев для них как административную, так и уголовную ответственность, в частности за подкуп иностранных должностных лиц, а также подкуп в особо крупном размере»11

    Приступая к исследованию положений некоторых действующих нормативных правовых актов КНР в сфере противодействия коррупции, отметим, что специфика китайского законодательства предполагает включение в перечень источников права и принимаемых КПК партийных документов. С точки зрения общей теории права это недопустимо. Однако именно в этом и состоит китайская специфика.

    Кроме того, отечественным исследователям необходимо учитывать особый порядок расследования коррупционных дел в КНР. Так, информацию о возможной причастности чи-

    Подробнее: Трощинский П. В. Особенности социалистической правовой системы с китайской специфи-

    кой // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 6. С. 125-135. Федоров А. Китайское законодательство об уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления // Человек и закон. 2015. № 4. С. 25-35.

    Федоров А. В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Журнал российского права. 2015. № 1. С. 60.

    новника к коррупции на первом этапе проверяет Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины

    и ее территориальные органы. Обусловлено это тем, что подавляющее большинство государственных служащих являются членами КПК (общее количество свыше 82 млн человек). Глава органа - Ван Цишань - признается экспертным сообществом одной из влиятельнейших фигур китайского истеблишмента, «серым кардиналом», в сейфе у которого лежат папки с компроматом на всех видных партийных и государственных деятелей страны. Уже на этапе партийного расследования в отношении лица не только заводится дело оперативной проверки, но, что существенно, это лицо временно отстраняется от занимаемой должности, а информация о его возможной причастности к коррупции обнародуется в средствах массовой информации. Когда оперативными работниками Центральной комиссии собрано достаточно изобличающих материалов, они передаются в следственные органы для возбуждения уголовного дела и последующего судебного разбирательства. Подчеркнем: еще до возбуждения уголовного дела по факту коррупции лицо серьезно ограничивается в правах, информация о его возможной причастности к коррупции становится публичной.

    Действующий порядок расследования коррупционных преступлений в Китае противоречит базовому принципу уголовного процесса - презумпции невиновности. Однако это мало волнует китайского правоохранителя. Уже сам факт поступления оперативной информации о подкупе чиновника является основанием к ограничению его личных прав и свобод, публичному обвинению через средства массовой информации в коррупции до возбуждения уголовного дела, вступления в окончательную законную силу приговора суда. Хотя, что и говорить, сама презумпция невиновности была закреплена в УПК КНР лишь в 1996 г.

    Во главе всей системы антикоррупционного законодательства стоит Конституция КНР 1982 г. В ней закрепляется: «Все государственные органы и вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны соблюдать Конституцию и законы. За любое нарушение Конституции и законов необходимо привлекать к ответственности» (ч. 4 ст. 5); «никакие

    организации или частные лица не должны пользоваться привилегиями, выходящими за рамки Конституции и законов» (ч. 5 ст. 5). Согласно ст. 41 китайские граждане вправе «. обращаться в соответствующие государственные органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или государственным служащим».

    Следующим важным актом правотворчества, напрямую регулирующим вопросы борьбы с коррупцией, выступает УК КНР. Согласно ему за коррупционные преступления лицо подлежит суровой уголовной ответственности, вплоть до приговора к смертной казни (главы

    8 и 9 Особенной части). Начиная с февраля 2011 г. китайский законодатель проводит политику либерализации института высшей меры наказания, снизив число составов преступлений, ее предусматривающих, с 68 до 55 (на 19,1 %). В 2015 г. к принятию готовятся очередные поправки в УК КНР, которые своим вступлением в силу отменят высшую меру наказания по

    9 составам преступлений. Общее количество составов преступлений, предусматривающих смертную казнь, планируется снизить с 55 до 46. Смертная казнь отменяется преимущественно по экономическим преступлениям. Однако, что касается коррупции, законодатель твердо стоит на позиции сохранения высшей меры наказания за ее совершение. Вместе с тем зачастую приговоры к смертной казни по коррупционным статьям в последнее время выносятся с формулировкой «с отсрочкой исполнения на два года». Впоследствии приговор переквалифицируется на пожизненное лишение свободы, затем на лишение свободы сроком на 20 лет.

    Подчеркнем, что государственные служащие могут быть приговорены к смертной казни в случае получения взятки на сумму 100 тыс. юаней (примерно 800 тыс. рублей) или совершения ими хищения государственных средств на ту же сумму (ч. 1 ст. 383 УК КНР). Уголовная ответственность наступает за сумму взятки от 5 000 юаней - от 1 года до 7 лет лишения свободы, при отягчающих обстоятельствах - от 7 до 10 лет (ч. 3 ст. 383 УК КНР).

    В сфере борьбы с коррупцией в правовой системе КНР приняты и успешно действуют различные разрозненные законы, к основным из которых следует отнести:

    1. Закон КНР «О государственных служащих» (Ф^ЛЙ^М^ШШ) (принят 27.04.2005, с изменениями от 29.12.2007). Глава 9 предусматривает ответственность за коррупционные деяния. При этом особо отмечается: чиновник освобождается от ответственности при исполнении указания вышестоящего руководства. Однако если он исполнял очевидно незаконный приказ, то также подлежит ответственности (ст. 54).

    2. Закон КНР «О туризме» (Ф^ЛЙ^ПЯ ШШШ) (принят 25.04.2013). Устанавливает запрет на туристический характер командировки чиновника за рубеж (командировки должны носить только рабочий характер). Это борьба со скрытой формой взятки, когда чиновник за счет взяткодателя якобы в служебных целях выезжает за рубеж и отдыхает по программе «все включено».

    3. Закон КНР «О правительственных закупках» (Ф^ЛЙ^ПЯЮ^ШШ) (принят 29.06.2002, с изменениями от 31.08.2014). Один из важнейших документов, регулирующих наиболее коррумпированную сферу деятельности чиновников.

    4. Закон КНР «Об административном контроле» (Ф^ЛЙ^ПЯ^ЮШШ) (принят 09.05.1997, с изменениями от 25.06.2010). Устанавливает порядок контроля и проверок в отношении работников административных органов. Носит ревизионный характер.

    5. Иные законы - Закон КНР «О судьях» (Ф^ЛЙ^ПЯШШШ) (1995 г.); Закон КНР «О прокурорах» (Ф^ЛЙ^ПЯШ^ШШ) (1995 г.); Закон КНР «О регулировании и контроле за банковской деятельностью» (Ф^ЛЙ ЛМШтМтеШШ) (2003 г.) и др.

    Несомненный интерес с точки зрения компаративистской науки представляют положения нормативных актов и партийных документов, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией в Китае. Именно в них содержатся практические рекомендации и требования к государственному служащему (партийному работнику), за нарушение которых он может быть подвергнут уголовному преследованию, снятию с должности, партийному и дисциплинарному взысканию. В рамках борьбы с кор-

    рупцией в КНР приняты около сотни различных ведомственных актов, инструкций, положений, направленных на борьбу с «расточительством» в системе органов государственной власти. Некоторые из них носят закрытый характер.

    Регулированию подвергаются практически все стороны жизни чиновника: от того, на какой машине он вправе передвигаться, до стоимости мебели в рабочем кабинете, которая полагается служащему того или иного ранга. Вплоть до количества бумаги, подлежащей использованию при распечатывании документов. Кажется, что для реализации этих многочисленных инструкций и правил требуется целый штат сотрудников, следящих за расходами государственного аппарата. Такое положение дел приводит к огромному объему документарной работы, бюрократизму и неповоротливости системы. Для организации административным органом КНР мероприятия по приему гостей либо командировки своего работника требуется прохождение множества процедур и согласований, утверждение целой кучи отчетных документов. В основе сложившейся ситуации лежит желание китайского нормотвор-ца зарегулировать все стороны деятельности аппарата, исключить возможность получать «откаты» и другие бонусы при осуществлении закупок, получении подрядов и др.

    Приведем несколько положений из действующих актов нормотворчества, наглядно подтверждающих зарегламентированность деятельности государственного аппарата и его работников в современном Китае. Для примера возьмем известную «политику борьбы с тремя расточительствами» в сфере пользования служебным автотранспортом, в сфере служебных командировок и в сфере деловых приемов12 .

    I. В сфере регулирования пользования служебным автотранспортом основу составляют принятые еще в 90-х гг. прошлого века нормативные документы, продолжающие действовать и до настоящего времени. К основным из них следует отнести: постановление «О комплектации и эксплуатации автомобильного транспорта партийными и государственными органами»

    ЙШЙ) (05.09.1994, принято совместно Канце-

    12 См.: Трощинский П. В. Уголовный процесс // Политическая система и право КНР в процессе реформ (1978-2005) / рук. авт. кол. Л. М. Гудошников. М., 2007. С. 309.

    лярией ЦК КПК и Канцелярией Государственного совета КНР); извещение «О запрете на дорогостоящий ремонт обычных автомобилей»

    (27.06.1996, принято совместно Канцелярией ЦК КПК и Канцелярией Министерства контроля КНР); извещение «О критериях выбора комплектации и эксплуатации автомобильного транспорта партийными и государственными органами»

    ЫШЙЖ^П) (03.03.1999, приняты совместно Канцелярией ЦК КПК и Канцелярией Государственного совета КНР) и др.

    Так, согласно пункту 2 извещения «О критериях выбора комплектации и эксплуатации автомобильного транспорта партийными и государственными органами» чиновникам в ранге министра и главы провинции предоставляется служебный автомобиль объемом двигателя не более 3 л, стоимостью до 450 тыс. юаней. Для их заместителей объем двигателя тот же, а стоимость - до 350 тыс. юаней. Для остальных руководителей полагается машина объемом двигателя не более 2 л, стоимость не может превышать 250 тыс. юаней (пункт 3 извещения).

    Серьезные злоупотребления в сфере использования чиновниками служебных автомобилей вызывали в обществе крайнее недовольство. «В связи с этим правительство Китая сделало упорядочение использования служебных автомобилей одним из важнейших направлений работы по борьбе с коррупцией и установлению неподкупности среди чиновников, стремясь тем самым системным образом разрешить проблему чрезмерного использования служебных автомобилей». КПК было принято решение об ужесточении требований к предоставлению государственному аппарату автомобилей.

    В январе 2011 г. Канцелярией ЦК КПК и Канцелярией Государственного совета КНР было обнародовано совместное извещение «О правилах комплектации и эксплуатации служебных автомобилей партийными и государственными органами» (^ЩДД ^ЙЙЙ). Согласно закрепленным в нем положениям:

    1) на 20 чиновников партии и административного органа должно приходиться не более 1 служебного автомобиля;

    2) закупаемые служебные автомобили должны быть произведены в Китае. Приоритет при закупках отдается инновационным маркам производства собственного региона;

    3) объем двигателя служебного автомобиля не должен превышать 1,8 л, стоимость - 180 тыс. юаней;

    4) срок эксплуатации служебного автомобиля должен составлять не менее 8 лет. Даже по истечении этого срока замена на новый автомобиль должна производиться только по причине износа с использованием системы трейд-ин.

    В феврале 2012 г. Министерство промышленности и информатизации КНР впервые обнародовало список из 412 моделей машин для служебного использования в партийных и государственных органах. Подавляющее большинство из них - китайские бренды13. Перечень подлежащих закупке автомобилей был разработан в соответствии с принятой 14.11.2011 «Подробной инструкцией разработки каталога выбора служебных автомобилей партийными и государственными органами» (^ЩДД^Л^ Ш^^Ш^МЭ^^аШМ) (объем двигателя не более 1,8 л, стоимость не свыше 180 тыс. юаней).

    II. В сфере регулирования расходов на служебные командировки действует целый ряд ограничений, касающихся всех без исключения чиновников. В рассматриваемой сфере действуют:

    1) Правила управления расходами при командировках партийных и государственных органов (Ф^па

    (31.12.2013, приняты Министерством финансов КНР);

    2) Правила управления расходами при проведении обучения партийных и государственных органов (Ф^ттшшштт

    (29.12.2013, приняты совместно Министерством финансов, ЦК КПК и Управлением государственных служащих);

    3) извещение «О решительном пресечении выездного туризма за государственный

    13 Кампания борьбы с тремя расточительствами: Подробнее: Жэньминь жибао

    (Народная газета). 19.07.2013. С. 1 (на кит. яз.).

    счет» (20.02.2009, приняты совместно Канцелярией КПК и Канцелярией Государственного совета) ШШШП) и др.

    В Правилах управления расходами при командировках партийных и государственных органов приведена таблица, в которой указан вид транспорта и класс билета для различной категории чиновников (ч. 1 ст. 7). Так, бизнес-класс в самолете предусмотрен только для чиновника в ранге министра, все остальные государственные служащие обязаны передвигаться в экономическом классе. В статье делается оговорка, согласно которой при наличии служебной необходимости при командировке чиновника в ранге министра в бизнес-классе за государственный счет его может сопровождать еще один пассажир. Все остальные, желающие лететь бизнес-классом, должны нести расходы за свой счет (ч. 2 и ч. 3 ст. 7).

    В достаточно жесткие рамки поставлены государственные служащие при командировании на обучающие программы в рамках повышения квалификации. Расходы на одно лицо не должны превышать 450 юаней (ст. 9 Правил управления расходами при проведении обучения партийных и государственных органов), из них:

    Проживание - 180 юаней,

    Питание - 110 юаней,

    Расходы на месте и на обучение - 100 юаней,

    Расходы на учебные материалы, проезд, иное - 60 юаней.

    Категорический запрет власти страны установили и на зарубежные командировки чиновников, которые в некоторых случаях носят туристический характер. Согласно извещению «О решительном пресечении выездного туризма

    за государственный счет» специальные ревизионные и контролирующие органы обязаны тщательно исследовать причины поездок чиновника за рубеж, строго проверять программу его пребывания, мест посещения и характера поездки. В случае обнаружения признаков туристического характера поездки наказанию подлежит не только сам государственный служащий, но и организация, которая обеспечивала поездку на тендерных условиях, вплоть до отзыва лицензии на право осуществления такой деятельности.

    III. В сфере регулирования приемов делегаций, проведения банкетов, деловых обедов и ужинов также принят целый ряд интересных актов нормотворчества. Так, согласно положению «Об управлении приемами государственных служащих в партийных и административных органах внутри страны» ^ШдаМШЙ^ШП) (01.12.2013, принято совместно Канцелярией КПК и Канцелярией Государственного совета КНР) запрещается включать в служебные расходы траты, осуществленные в период отпуска, посещения родственников, путешествий и др. (ч. 2 ст. 6). Запрещается расстилать ковер при встрече чиновника в аэропорту, на железнодорожном вокзале, в порту. Нормотворец призывает ограничить число работников, принимающих участие во встрече и проводах чиновника (ч. 1 ст. 8). Все это связано с необходимостью прекращения порочной практики отрыва служащих от работы. При наличии рабочей необходимости организации питания для прибывшей делегации количеством до 10 человек питанием за государственный счет должно обеспечиваться не более 3 чиновников принимающей делегацию стороны. Если количество гостей свыше 10, то из расчета 1/3 (ч.10).

    Должность / Транспортное средство Поезд Судно Самолет Иное

    Министр и должности в ранге министра Купе в поезде / бизнес-класс в скоростном поезде / первый класс в ином поезде Первый класс Первый класс Оплата по предъявлению транспортных документов

    Руководитель департамента (управления) Купе в поезде / первый класс в скоростном поезде / первый класс в ином поезде Второй класс Экономический класс Оплата по предъявлению транспортных документов

    Иные должностные лица Плацкарт в поезде / второй класс в скоростном поезде / второй класс в ином поезде Третий класс Экономический класс Оплата по предъявлению транспортных документов

    В соответствии с Мнением об экономии и борьбы с расточительством в еде партийных и государственных органов (^^М^У^^Й МЙпнпГЖЩЙЖЖ) (18.03.2014, принято совместно Канцелярией ЦК КПК и Канцелярией Государственного совета) в партийных и государственных организациях должен осуществляться строгий контроль за сферой питания в части искоренения привычки работников оставлять на столах недоеденную еду. Случаи уничтожения больших остатков еды после проведения банкетов, других мероприятий рассматриваются как злоупотребления и подлежат расследованию. Виновные лица привлекаются к юридической ответственности.

    В рамках настоящей статьи нет возможности дать характеристику даже самым основным нормативным правовым актам, принятым в сфере борьбы с коррупцией. Остаются открытыми вопросы проведения торгов и тендеров, борьбы с расточительством в сфере строительства зданий и сооружений для работы партийно-государственного аппарата, проблемы в сфере страхования членов партии и государственных служащих, запреты на закупки подарков к национальным праздникам и др. Все эти аспекты антикоррупционной борьбы подлежат

    отдельному комплексному изучению.

    Особого внимания заслуживает обнародованный ЦК КПК План работы на 2013-2017 гг. по строительству здоровой карающей и предупреждающей коррупцию системы. В нем достаточно полно расписан план мероприятий по искоренению коррупции в КНР. Принятый правящей партией документ закладывает основу правотворческой работы китайского законодателя в ближайшие годы в рамках проводимой политики по борьбе с «разложением» государственного аппарата. В правовой системе страны должны появиться новые, более прогрессивные нормативные документы, знание положений которых представляется весьма важным для российской юридической науки. Понимание положительных и отрицательных сторон китайского опыта по борьбе с коррупцией, несомненно, может способствовать совершенствованию принимаемых отечественным законодателем нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере. В настоящее время требуется интенсификация исследований китайского права в различных его аспектах, включая антикоррупционную проблематику, для повышения уровня законотворческой работы органов власти РФ.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1 . ВанЛэй. Злоупотребление служебными автомобилями // Китай. - 2011. - № 5. - С. 22. 2. Верховенство Закона и борьба с коррупцией / под ред. Мо Цзихуна. - Пекин, 2015. - С. 117.

    3 . Трощинский П. В. Основные этапы формирования правовой системы Китайской Народной Республи-

    ки // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2012. - № 4. - С. 69-79.

    4 . Трощинский П. В. Особенности социалистической правовой системы с китайской спецификой // Жур-

    нал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2012. - № 6. - С. 125-135.

    5 . Трощинский П. В. Уголовный процесс // Политическая система и право КНР в процессе реформ (1978-

    2005) / рук. авт. кол. Л. М. Гудошников. - М., 2007. - С. 309.

    6 . Федоров А. Китайское законодательство об уголовной ответственности юридических лиц за корруп-

    ционные преступления // Человек и закон. - 2015. - № 4. - С. 25-35. 7. Федоров А. В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Журнал российского права. - 2015. - № 1. - С. 60.

    LAWS AND REGULATIONS OF COMBATTING CORRUPTION IN THE MODERN CHINESE STATE

    TROSCHINSKYI Pavel Vladimirovich - PhD in Law, a leading researcher at the Institute of the Far East

    of the Russian Academy of Sciences (RAS IFES)

    117997, Russia, Moscow, Nakhimovsky Avenue, 32

    Review. The article is devoted to the comprehensive study of the legal framework for combating corruption in China. The author considers the provisions of the existing acts of the law-making process in the field of study in question: China"s Constitution, the Criminal Code of the PRC, the existing laws and regulations, departmental and party documents. The author makes a conclusion about a possible use of the Chinese government"s experience in their combatting corruption, in particular restoring institutions of seizure of proerty and criminal liability of legal persons for corruption offenses in the criminal law of the Russian Federation. The unwillingness of Russian society to apply capital punishment for corruption (on the model of China), a serious increase of salary for public servants (on the model of Singapore). The downside of the Chinese experience is believed to be a comprehensive due process of official"s activities regarding the costs undertaken by them, which leads to increased levels of bureaucracy in the system of public authorities. Much attention is paid to the study of the role of the ruling of the Communist Party in the liquidation of corruption in the Chinese society. The author states the need to examine the experience of China"s law-making process in the field of anti-corruption in order to be applied by the Russian legislators, taking into account national peculiarities of national legal culture and enforcement practice.

    Keywords: China, corruption, legal system, capital punishment, criminal responsibility, comparative legal studies, anti-corruption legislation, law-making process, Chinese peculiarities, Communist Party of China.

    REFERENCES (TRANSLITERATION)

    1 . Van Lehj. Zloupotreblenie sluzhebnymi avtomobilyami // Kitaj. - 2011. - № 5. - S. 22.

    2. Verhovenstvo Zakona i bor"ba s korrupciej / pod red. Mo Czihuna. - Pekin, 2015. - S. 117.

    3 . Troshchinskij P. V. Osnovnye ehtapy formirovaniya pravovoj sistemy Kitajskoj Narodnoj Respubliki // ZHurnal

    zarubezhnogo zakonodatel"stva i sravnitel"nogo pravovedeniya. - 2012. - № 4. - S. 69-79.

    4 . Troshchinskij P. V. Osobennosti socialisticheskoj pravovoj sistemy s kitajskoj specifikoj // ZHurnal zarubezhnogo

    zakonodatel"stva i sravnitel"nogo pravovedeniya. - 2012. - № 6. - S. 125-135.

    5 . Troshchinskij P. V. Ugolovnyj process // Politicheskaya sistema i pravo KNR v processe reform (1978-2005) /

    ruk. avt. kol. L. M. Gudoshnikov. - M., 2007. - S. 309.

    6 . Fedorov A. Kitajskoe zakonodatel"stvo ob ugolovnoj otvetstvennosti yuridicheskih lic za korrupcionnye

    prestupleniya // CHelovek i zakon. - 2015. - № 4. - S. 25-35.

    7. Fedorov A. V. Ugolovnaya otvetstvennost" yuridicheskih lic za korrupcionnye prestupleniya // ZHurnal

    rossijskogo prava. - 2015. - № 1. - S. 60.