Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом: проблемы изучения

Терроризм и экстремизм представляет угрозу национальной безопасности любого государства, его национальным интересам. В связи с этим устранение террористической угрозы и распространение экстремизма рассматривается в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Расследование преступлений террористической и экстремистской направленности, является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации, который наряду с иными органами власти, также призван бороться с экстремизмом и терроризмом и с их проявлениями.

Экстремизмом (от латинского extremus – крайний) принято считать приверженность к крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм создает угрозу, прежде всего основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность. Экстремизм как правило, в своей основе, имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве половой, социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой и отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Из-за указанной идеологии экстремизма, очень затруднительно бороться с его проявлениями в многонациональных и многоконфессиональных странах, каковыми являются Российская Федерация и Республика Казахстан, что порождает в них наибольшую актуальность упреждения и пресечения его проявлений. Экстремистские действия всегда связаны с непринятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. То есть это такие действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые и косвенные призывы к насилию.

Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в виде совершения общественно-опасных деяний, запрещенных законом. Действия всегда носят публичный характер, затрагивают общественно – значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Однако, убеждения человека, пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности, не содержат признаков экстремистской деятельности. То есть, как только лицо выразит свои крайние убеждения на публике, в общественном месте, либо разместит их на страницах телекоммуникационной сети Интернет, эти действия могут быть признаны преступными.

Уголовное законодательство Российской Федерации содержит ряд специальных норм за действия экстремистской направленности. Ст. 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а ровно принадлежности к какой-либо социальной группе; ст. 282.1 УК РФ – Организация экстремистского сообщества; ст. 282.2 УК РФ – организация деятельности экстремистской организации. А также имеется ряд статей, содержащих квалифицированные признаки за совершения преступлений по мотивам расовой политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. В п. «е» ст. 63 Уголовного кодекса РФ закреплено, совершение любого преступления по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды или ненависти, является обстоятельством, отягчающим наказание.

В качестве примера необходимо ответить, что когда то или иное лицо у себя на личной странице сайта (ВКонтакте, одноклассники, Фейсбук, Твиттер и т.д.) телекоммуникационной сети Интернет выкладывает лозунги, атрибутику, литературу, цитаты, аудио и видеозаписи, которые признаны экстремистскими, т.е. непосредственно направлены на побуждение ненависти либо вражды между людьми по расовому, национальному, религиозному, половому и иному признаку, то такие действия лица будут являться преступными, либо при определенных условиях подпадать под административное правонарушение. Даже действия лица по понравившейся ему экстремистской информации (лозунга, атрибутики, литературы, цитаты, аудио и видеозаписи) на странице социальной сети (оставлению «Лайка»), могут быть признаны преступными.

Самым опасным проявлением экстремизма является терроризм. Терроризм (лат. terror – страх, ужас) – это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и иными формами противоправынх насильственных действий. Для достижения указанной идеологии и целей, террористы (участники или сторонники индивидуального террора) совершают поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, штаб-квартир политических партий и т.п., эти действия еще называют террористическими актами. В современных условия террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов. Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество или на власть. Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к «адресату» террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством средств массовой информации, всемирной сети «Интернет». Это все как раз и направлено на запугивание общества, с целью формирования общественного мнения, которое в свою очередь сильно влияет на власть и государственный аппарат.

Наибольшую угрозу, связанную с экстремизмом и терроризмом, представляет то, что к указанной деятельности привлекается все больше молодых представителей общества, в том числе и несовершеннолетние. По имеющимся данным правоохранительных органов, в среднем 80 процентов участников группировок экстремистской направленности, составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. В националистические группировки, а также в террористические, вовлекаются подростки всё более раннего возраста, ведь именно они, неправильно поняв идеи справедливости, религиозных течений, либо иных базовых истин, быстро приобщаются к экстремистским убеждениям, а также могут перейти к радикальным действиям. Используя наличие социальных проблем, экстремисты и террористы пытаются придать экстремизму и терроризму форму социального протеста, с целью привлечь в свои ряды новых сторонников.Выражения социального протеста по поводу тяжелых материальных условий, социальной несправедливости, наряду с проявлениями преступности, в сознании молодых людей находят религиозное оправдание.

Наибольшую актуальность приобрели на современном этапе вопросы, связанные с влиянием внешнего фактора на процессы распространения экстремизма в России. Идеология экстремизма и терроризма подвергает, разрушает наши традиционные нравственные ценности, общественный уклад, историю. Не секрет, что государства Востока и Запада имеют свои геополитические и геостратегические интересы в Кавказско-Каспийском регионе, и поэтому они пытаются дестабилизировать обстановку играя на национальных чувствах народа. Несомненно, борьба за доступ к нефтяным и газовым ресурсам угрожает безопасности не только России, но и многих государств Евразии.

Огромное значение в борьбе с национально-политическим и религиозным экстремизмом имеет система организации идеологической работы. Необходимо проводить идеологическую работу и продолжать вести активную пропагандистскую работу среди молодежи и населения. Необходимо озаботиться поиском тех базовых идей и ценностей, которые будут объединять людей как сограждан и соотечественников и которые должны стать базовыми элементами общественной солидарности в противодействии идеям религиозной и идеологической нетерпимости, исповедуемым сторонниками и носителями крайних взглядов и идей, идеологами терроризма и экстремизма.

В первую очередь борьба с указанными направлениями состоит в активизации работы по информационно-пропагандистскому обеспечению. Начинать такую работу необходимо с воспитания детей, когда закладываются фундаментальные основы знаний «о добре и зле», принципов морали, религиозных доктрин, правил поведения в обществе. Каждому родителю необходимо не устраняться от воспитания ребенка, выявлять его интересы, приверженность и понимание теологических основ, гражданскую позицию и формировать, корректировать их в процессе становления. Очень большую пропаганду в настоящее время несут средства массовой информации, в частности телекоммуникационная сеть Интернет. Несмотря на то, что соответствующими органами ведется постоянная работа по мониторингу и блокированию сайтов, содержащих экстремистскую информацию, искоренить это полностью не представляется возможным. Поэтому необходимо обязательное участие родителей, чтобы контролировать какие сайты ребенок посещает, какие аудио и видеозаписи просматривает, какую литературу читает, с кем общается и т.д. Сильное заблуждение думать о том, что если ребенок рядом и вроде бы под присмотром, то не подвержен негативному потоку информации из сети Интернет!

Сегодня противодействие проявлениям терроризма и экстремизма осуществляется по следующим основным направлениям: профилактика, борьба (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений террористического и экстремистского характера); минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов, а также последствий экстремистских преступлений.

Сотрудники следственного отдела (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации на комплексе «Байконур» во взаимодействии с должностными лицами ОФСБ России незамедлительно реагируют на сообщения, содержащие экстремистские и террористические сведения, принимают соответствующие процессуальные решения, проводят профилактические мероприятия путем публицистической деятельности, проведения лекций в учебных учреждениях и иными способами в соответствии с имеющимися полномочиями.

В завершении хотелось бы добавить, мы все разные, и по национальности и по религиозным убеждениям, у каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели, все имеют что-то неповторимое. Поэтому просто необходимо относиться друг к другу терпимее и с уважением. Прелесть современного мира именно в многообразии и разногранности, что необходимо осознавать и принимать.

Крупные города и массовые мероприятия привлекают не только компании молодежи, но и большую опасность. За последние годы участились случаи террористических актов, которые уносят жизни ни в чем неповинных людей. Как не оказаться в опасной ситуации и что нужно сделать для того, чтобы обезопасить себя? Читайте в нашем материале.

Большинство из нас думает, что 24 часа в сутки мы находимся в безопасности и наши близкие не могут оказаться в тяжелой ситуации. С начала 2017 года в России было предотвращено 12 из 13 террористических актов, а взрыв в метро г. Санкт-Петербурга унес жизни 11 человек.

Все попытки террористов были предотвращены в местах большого скопления людей (общественном транспорте, торговых центрах, на улице, во время крупных мероприятий и т.п). Перед тем, как выйти на улицу, помните, что важно контролировать ситуацию вокруг себя, особенно это касается того времени, когда вы находитесь в местах массового скопления народа, в торговых центрах или же в общественном транспорте.

Если вы оказались в опасной ситуации и стали заложником террористов, помните про основные правила поведения:

  • Выполняйте все требования, если они не угрожают вашему здоровью и жизни;
  • Внимательно рассмотрите место, в котором вы находитесь и определите самые возможные пути отступления;
  • Старайтесь слиться с группой заложников;
  • Если тебе нужно передвигаться, обязательно спроси разрешения, чтобы не спровоцировать террористов;
  • Отдайте, без сопротивления, все ваши личные вещи, которые требуют у вас террористы;
  • При силовом методе освобождения заложников, четко выполняйте все распоряжения представителей спецслужб;
  • При стрельбе ложитесь на пол или укройтесь, но никуда не бегите;
  • Если вы были освобождены, обязательно скажи сотрудникам полиции о количестве захватчиков, их место расположения, особенности их поведения и количество вооруженных в помещении людей.

Бывает и такое, что мы можем столкнуться с последствиями террористического акта, и тогда тебе потребуется выполнять правильные шаги во время эвакуации.

Помни, что нужно:

  • Взять документы, деньги и минимальное количество вещей;
  • Отключить газ, воду и электричество;
  • Помочь пожилым и тяжелобольным людям, попавших в такую же ситуацию, что и ты;
  • Закрыть все двери на замок.

Праздник и его появление неразрывно связано с историей трагических событий 2004 года, когда 1128 человек оказались в заложниках у террористов на территории школы в г. Беслан. В ходе чудовищных действий преступников погибло 350 человек и свыше 500 человек было ранено. Это была общая трагедия для россиян и всех неравнодушных людей!

Мы вспоминаем всех жертв террористических актов и принимаем участие в антитеррористических мероприятиях, которые позволяют всем нашим близким узнать, как себя вести и что нужно делать, чтобы терроризм не одержал победу!

При совершении любого преступления (правонарушения) при первой же возможности необходимо обратиться в органы внутренних дел. При этом следует помнить, что чем раньше пострадавший или свидетель обратится в милицию, тем больше шансов найти и задержать преступника. Желательно, чтобы кроме времени и места совершения преступления, были сообщены данные (приметы) преступника и сведения о похищенных вещах.

Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом: проблемы изучения

Политический терроризм стал фактором политической жизни, превратился в одну из главных угроз безопасности в мире. Убийства государственных деятелей, представителей средств массовой информации, предпринимателей и финансистов, массовая гибель людей при взрывах на транспорте, на вокзалах, в других общественных местах вызывают у мировой общественности не только страх, но и требование усилить борьбу против насилия. политический терроризм экстремизм

Особую активность политический терроризм проявил в середине XIX в., когда политические покушения следовали одно за другим; в это же время отчетливо проявилась тенденция проведения террористических актов против высоких государственных и политических деятелей, нередко приводившая к массовыми жертвам среди населения. Так, в результате одного из трех покушений на Наполеона III, совершенного Ф. Орсини, было убито и ранено 137 (по другим данным -- 140) чел. 1 В России «охота» народовольцев на Александра II также сопровождалась многочисленными жертвами и закончилась общенациональной трагедией.

Террор стал основным инструментом борьбы революции и контрреволюции в период глубоких социальных потрясений: острота противоречий и уровень политической культуры каждой из противоборствующих сторон предполагали один исход -- ликвидацию оппонента. 2

Российские террологи М. Одесский и Д. Фельдман утверждают, что террор как метод управления «открыт» Великой французской революцией и тогда же получил свое идеологическое обоснование. Сам термин «terreur», т. е. «ужас», «устрашение», вошел в политический лексикон в 1792 г.: революция породила это слово, так как возникло новое явление, которое требовало наименования. 3 По словам К. Маркса, «французский терроризм был не чем иным, как плебейским способом разделаться с врагами буржуазии, с абсолютизмом, феодализмом и мещанством». 4

Важнейшей чертой терроризма как политического феномена является его идеологическое обеспечение. Причем используются как идеи «классического» анархизма и терроризма XIX в., левацкие и троцкистские концепции, экстремистские теории революции (Добре, Фанон), так и идеи «левого» фрейдизма и экзистенциализма, франкфуртской школы и отчасти теоретиков «контркультуры», концепции Ф. Ницше, Г. Лебона, А. Дрекслера и др. Идеологи терроризма видят его причины в свойственной человеку тяге к насилию. Другим источником терроризма считается влияние тоталитарных диктатур.

В словаре «Политическая криминология» дается такая дефиниция политического терроризма: «...совокупность насильственных вооруженных уголовно-наказуемых деяний, совершаемых субъектами политики в целях изменения, прекращения деятельности конституционных органов государственной власти, высших должностных лиц национального или иностранного государства, либо международного сообщества, либо видных политических деятелей (лидеров политических общественных объединений или международных организаций), либо изменения внешних или внутренних границ государства в определенном государстве (или группе государств), регионе за определенный период времени. Политический терроризм многолик. Как правило, политический терроризм подразделяют на несколько видов: леворадикальный (левацкий) терроризм, правоэкстремистский терроризм, националистический терроризм». 5

Многие ученые рассматривают политический терроризм как особую разновидность властных отношений -- фобократию (от греч. phobos -- страх, ужас и kratos -- сила, власть, господство), крайний вариант военной власти. 6 Его непосредственными жертвами становятся военные, политические деятели, но нередко и рядовые граждане. Фобократия оправдывает себя необходимостью потрясти до основания общество, разрушить существующую систему как негодную и установить наделяемый идеальными чертами новый строй. Жертвы общества при этом огромны, а успехи «власти страха» мимолетны и эпизодичны, ибо для всех типов политического терроризма характерна подмена целей средствами, которые становятся доминантой деятельности террористов.

Политический терроризм -- это неправовое детище политики. Политика являет собой социальную деятельность в политической сфере общества, направленную главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти; отношения между социальными группами и их лидерами по поводу государственной власти, деятельность в сфере отношений между государствами и их союзами. Но в то же время едва ли политика возможна без насилия. 7

Недооценка активных политических действий обычно ведет к пассивному выжиданию, создающему благоприятную обстановку для проявлений неуважения к существующему правопорядку. И наоборот, пренебрежение коренными интересами общества и экономики, вера во всесилие политики, проявляющаяся в субъективизме, произволе, авантюризме, ведет к политическим провалам. И в том и в другом случаях создается почва для проявления политического терроризма, который возникает на фоне умышленного или неумышленного пособничества властей, или когда сами власти скатываются к применению незаконных средств и методов борьбы.

Современный политический террор представляет собой «акты насилия, совершаемые отдельными лицами, организациями или правительственными органами, направленные на устранение нежелательных государственных или политических деятелей и дестабилизацию государственного правопорядка в целях достижения определенных политических результатов». 8

Необходимо отличать политический терроризм от политического экстремизма, -- схожего, но не тождественного явления. Понятие экстремизма значительно шире: террористические методы нередко используются экстремистскими организациями для осуществления их целей. Истоки экстремизма, так же как и терроризма, коренятся в одних и тех же предпосылках: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформация и кризис самой власти, неспособной решать вопросы общественного развития, тоталитарный характер режимов (в том числе и «псевдодемократических»), подавление властями оппозиции, преследование любого инакомыслия, национальный гнет, стремление социальных (политических) групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и т. д.

В политической сфере экстремизм выступает против сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами. Для этого используются зажигательные лозунги и призывы, откровенная демагогия и организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акты, методы партизанской войны и т. п. При этом экстремисты отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений, основанных на взаимных уступках. В своих действиях экстремисты руководствуются лозунгом «всё или ничего».

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Доведенная до крайности, идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе. Для экстремистов характерно стремление к охлократии, господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов. Экстремизм неотделим от тоталитаризма, культа вождей -- носителей высшей мудрости, чьи идеи должны восприниматься массами исключительно на веру.

Массовую базу экстремизма, как правило, составляют выходцы из мелкобуржуазных и маргинальных слоев, а также часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения, разочаровавшиеся в существующих порядках.

Из многочисленных форм экстремизма следует выделить экстремизм политический. Он направлен на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного «порядка» «левого» или «правого» толка. Политический экстремизм -- это в целом антиконституционная деятельность. Он опасен, в первую очередь, для самой государственности. Его конечной целью является приобретение власти, необходимой «для установления режима монопольного правления силы, которая генетически не терпит никакой оппозиции и будет подавлять мешающих ей "оппонентов" посредством неправового насилия». 9

Политический экстремизм -- сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков. В современных условиях в связи с усилением противоречий в обществе, кризисным состоянием общественных отношений происходит резкая активизация политического противоборства, использование в практике разрешения политических конфликтов, наряду с цивилизованными, правовыми методами, антиконституционных форм политической борьбы. Политический экстремизм сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящее время системный характер приобретают такие действия экстремистов, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы государственным и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия. Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирований, проведение террористами широкомасштабных боевых операций в Буденновске и Кизляре, осуществление целой серии террористических акций, в том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей.

Некоторые авторы отдельно выделяют криминальный политический экстремизм, т. е. применение насилия со стороны субъектов политики для достижения их политических целей или обеспечения их деятельности как во внешней, так и во внутренней политике. Во внешней политике криминальный политический экстремизм проявляется через международную политическую преступность и международный политический терроризм; во внутренней -- в форме тоталитарной преступности, внутригосударственного политического терроризма, бунтовской преступности, политического бандитизма, политического рэкета, политического вандализма. 10

Большую опасность политический экстремизм представляет в сфере межнациональных и религиозных отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России, влияние исламского фундаментализма дают мощный импульс развитию политического экстремизма, совершаемого на этноконфессиональной основе, создают угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю.

Политический экстремизм -- явление международного масштаба. Среди известных своей активностью экстремистских организаций левой ориентации за рубежом имеются такие, как «Красные бригады» (Италия), «Фракция Красной армии» -- РАФ (ФРГ), «Аксьон директ» (Франция), ЭТА (Испания) и другие. К правым относятся «Национал-социалистический фронт действий» (ФРГ), «Группа Пайпера» (Италия), «Партия новых сил» (Франция), «Международная лига победы над коммунизмом» (Япония) и др. Несмотря на различие их идейных платформ, формы и методы экстремистской деятельности этих организаций схожи.

Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, политический экстремизм представляет угрозу для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, международной безопасности в целом, поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой.

Политический экстремизм относится к наиболее многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. В последние годы активно проходят научные дебаты относительно его сущности и содержания, связи с другими явлениями общественной жизни.

В философской и политической литературе отсутствует общепринятое строгое определение политического экстремизма. Толкование его чрезвычайно широко и зачастую объединяет разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением политического насилия, до преступлений, совершаемых безответственными полууголовными элементами, политическими проходимцами или наемными агентами и провокаторами. Политический экстремизм часто понимается и как политическая установка (или позиция), отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта; и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях; и как метод политической борьбы, отвергающий согласование и сотрудничество с политическими оппонентами или противниками; и как негативный социальный протест, возникающий на уровнях -- общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы в различных территориальных пределах и на различной идейно-психологической и политической основах.

Специальные работы, посвященные непосредственно политическому экстремизму, весьма немногочисленны. Данное явление еще не стало предметом комплексного научного осмысления. До середины 1980-х годов в СССР тема политического экстремизма не подвергалась какому-либо анализу применительно к внутренней ситуации в виду неактуальности самой проблемы. Изучение же зарубежного материала носило преимущественно узкий характер в силу существенных идеологических затруднений, что делало их в большей степени публицистическими, нежели строго научными, содержащими конструктивный анализ явления политического экстремизма.

Многие исследователи, занимавшиеся проблемой политического экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой адекватного теоретического определения данного явления, что объясняется, во-первых, сложностью самого феномена:

исторической изменчивостью и многочисленностью вариантов комбинаций по линии субъект-объект;

во-вторых, идеологической насыщенностью, идейно-политическими и социально-философскими установками и предпочтениями исследователя, определенной тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью в трактовке этого понятия;

в-третьих, релятивностью, возможностью инверсии исследуемого понятия; наконец,

в-четвертых, присутствием нравственного критерия, морального компонента.

Политический экстремизм -- понятие аксиологическое, оно не только отражает определенный тип деятельности политических субъектов, но и содержит его сугубо негативную оценку, подчеркивает деструктивность и отождествление со злом в его социально-политическом измерении. Естественно, что каждый исследователь оставляет за собой право на собственное этическое истолкование фактов политической жизни.

В связи с многообразием толкований некоторые исследователи предлагают рассматривать понятие «политический экстремизм» в узком и широком смыслах. Для характеристики текущего момента часто достаточно узкой трактовки политического экстремизма как незаконной деятельности политических движений и партий, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленной на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни.

Для политического экстремизма в таком понимании характерны следующие черты: нелегитимная политическая деятельность, прежде всего незаконное насилие; крайние формы национализма, расизма или социально-классового антагонизма; простота и общедоступность идеологии, умение предложить «простые» способы и пути решения сложнейших проблем общественной жизни и убедить массы в возможности их успешного осуществления на практике.

Широкое толкование понятия «политический экстремизм» основано на общеязыковом употреблении слова «экстремизм» (от лат. extremus -- крайний): приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Расширительная трактовка политического экстремизма означает его характеристику как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического явления, представляющего собой систему идеологических положений и установок, а также практических действий, для которых характерно использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти и управления, противостоящих политическим образованиям, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Под политическим экстремизмом понимается такая активность политических субъектов, которая выражается в стремлении определенных политически активных индивидов, общественных групп, властвующих элит и контрэлит воплотить в жизнь свои политические идеалы и реализовать поставленные задачи всеми доступными средствами, включая различные формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы, международные организации, а также обосновывающие и оправдывающие это насилие идеологии.

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. как экстремизм расценивается «...какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них». 11

До 2002 г. в российском законодательстве не было определения экстремизма. В утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркивалось, что во внутриполитической сфере России приоритеты состоят в «сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий, -- социальных, межэтнических и религиозных конфликтов». 12

Однако до настоящего времени феномен экстремизма не получил в российском законодательстве должной правовой оценки. Не случайно проблема дефиниции терроризма в юридической науке часто увязывается с отсутствием четкого научно обоснованного разграничения экстремизма и терроризма.

Невозможно построить механизм защиты от террористической опасности, не изучив ее природы, генезиса. Для того чтобы эффективно противодействовать терроризму, предупреждать его акции, нужно выявить, тщательно проанализировать и уяснить первопричины терроризма.

По мнению большинства исследователей, политический экстремизм -- исторически и социально обусловленное явление, его появление и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера.

Применительно к российской ситуации наиболее существенными называются такие причины, как распад единого государства и усиление сепаратизма и национализма; глубокий системный кризис, охвативший все сферы жизни, и как следствие -- ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение доли маргинализированных и люмпенизированных слоев общества, нарастание социального напряжения в обществе; борьба за власть политических партий и движений; криминализация общества и политизация уголовной преступности; правовой нигилизм граждан. 13

По мнению зарубежных исследователей, политический терроризм стал явлением политической жизни в конце 60-х -- начале 70-х годов XX в. 14 В отечественной науке появление политического терроризма датируется первой четвертью XIX в. 15

Представляет интерес проведенное М. Ф. Одесским и Д. М. Фельдманом исследование «Поэтика террора», 16 в котором убедительно доказывается, что термин «террор» пришел в Россию из Франции.

В последние годы за рубежом издаются работы о международном терроризме. 17

Российскими учеными исследована роль мирового сообщества в борьбе с терроризмом в конце XIX столетия, 18 его первые попытки совместно противостоять нарастающей угрозе. Эта роль оценена исследователями положительно: активизация антитеррористических усилий европейских государств способствовала тому, что терроризм в России пошел на убыль.

В конце 1990-х годов проблема терроризма рассматривалась преимущественно в историческом аспекте: его место в российском освободительном движении второй половины XIX-- начала XX в.; политический терроризм партии социалистов-революционеров начала XX в.; противостояние терроризму административно-полицейских органов царской России. 19

Очередная волна террора в России поднялась после Октября 1917г. Руководство страны не отказалось от террористических методов, активно эксплуатировавшихся в целях борьбы за власть, и после прекращения гражданской войны. Уже с конца 1920-х годов террор активно использовался как средство укрепления и централизации государственной власти. Исследованию этого явления, особенно в 1990-е годы, посвящено несколько работ. 20 Однако, ряд авторов, признавая факт проводившихся в предвоенном Советском Союзе акций государственного терроризма, не учитывают атмосферу противодействия фашизму. Более того, некоторые исследователи пытаются поставить знак равенства между понятиями «социализм» и «фашизм». 21 Подобная поверхностность анализа либо политическая ангажированность некоторых исследователей приводит к уравниванию совершенно несовместимых понятий. Так, в одной из работ лидерами «красно-коричневых деспотий» названы Иосиф Сталин, Адольф Гитлер и Пол Пот. 22 С началом в сентябре 1939 г. Второй мировой войны масштабы политических репрессий в СССР резко уменьшились. В военное и послевоенное время в стране обозначились два региона, где активно проявился политический терроризм -- Прибалтика и Западная Украина. 23

К началу 1950-х годов терроризм как один из самых эффективных инструментов организованной политической борьбы с существующим строем в СССР утратил свое значение, так как и сами организационные структуры сепаратистского терроризма были к этому времени ликвидированы. Можно утверждать, что с середины 50-х до конца 80-х годов XX в. терроризм как системное социально-политическое явление исчез из жизни государства и общества. Но были и исключения. Ярким примером применения политически мотивированного насилия может служить серия взрывов, осуществленных в конце 1978 г. в Москве членами нелегальной партии «Дашнакцутюн» Затикяном, Степаняном и Багдасаряном, боровшихся, по их словам, «против советского строя». 24 Несмотря на проявления терроризма и проведение террористических акций в СССР, рассматриваемая проблема практически не подвергалась исследованию отечественными учеными. Отдельные работы советского периода не выходили за рамки очерченного моноидеологией круга проблем, в которых терроризм рассматривался как социальное явление, присущее буржуазному обществу и выступающее в качестве их политического оружия. 25 Ослабление тотального государственного контроля в России и СССР в конце 50-х -- начале 60-х годов XX в. обусловило воспроизводство преступности по общемировым законам и появление в ней актов терроризма со стороны населения против правящей верхушки. С развалом СССР и коренными преобразованиями во многих сферах жизнедеятельности общества терроризм распространился на все посткоммунистическое пространство. В связи с этим проблема терроризма стала предметом исследования отечественных ученых. 26 При всей объективной сложности проведения исследований в данной сфере неизбежно возникают дополнительные трудности: терроризм как явление исследовался в различных аспектах -- философском, политическом, историческом, психологическом, правовом, публицистическом и многих других, и все исследователи рассматривали это явление со своих позиций, давая понятию «терроризм» собственную интерпретацию. Поэтому в литературе возобладало не столько правовое, сколько обыденное его понимание, которое нашло закрепление и в ряде международных документов. 27

Многие авторы, выходя за рамки собственно права, относят к терроризму, с одной стороны, бандитизм, заказные убийства, хулиганство, заговор с целью захвата власти, военные мятежи, уличные беспорядки и причинении телесных повреждений -- т. е. все то, что вообще связано с насилием, 28 с другой стороны, террористические акты отнесены ими к разновидности бандитизма, наряду с коррупционными деяниями и вышеуказанными преступными посягательствами. 29. На этом фоне и в юридической литературе порог возникают терминологические неточности, в силу чего одни исследователе не усматривают разницы между терроризмом и агрессией, 30 другие -- между терроризмом и пиратством, 31 третьи -- между терроризмом и террором, относя к проявлениям терроризма диктаторские и фашистские режимы, религиозные и гражданские войны и т. п. 32

В настоящее время существуют два основных направления в исследовании указанной проблематики. Первое направление связано с исследованием терроризма как международно-правовой категории политического характера. В силу известных причин оно было господствующим в нашей правовой литературе вплоть до начала 90-х годов XX века. Наиболее заметные разработки в этом направлении сделаны в научных трудах Н. С. Бегловой, В. И. Блищенко, И. П. Блищенко, Т. С. Бояр-Созонович, Л. Н. Га-ленской, Н. В. Жданова, И. И. Карпеца, Е. Г. Ляхова, С. А. Малинина, Л. А. Моджорян, Ю. А. Решетова, И. Е. Тарханова и других ученых. Последние годы отмечены появлением научных исследований другого направления, рассматривающих проблему терроризма сугубо с уголовно-правовых и криминологических позиций. Наиболее обстоятельные разработки в этом направлении осуществлены Ю. М. Антоняном, В. П. Емельяновым, М. П. Киреевым, В. С. Комиссаровым, В. В. Лунеевым, Г. М. Миньковским, A. В. Наумовым, В. Е. Петрищевым, Ю. С. Ромашевым, К. Н. Салимовым, B. В. Устиновым и многими другими. 33

Среди недавних работ юристов-международников можно отметить докторскую диссертацию Н. И. Костенко, один из разделов которой посвящен исследованию понятия преступления международного терроризма и его квалифицирующим признакам. 34

Второе направление связано с изучением современного политического экстремизма и терроризма в России. Его изучают отечественные ученые многих научных специальностей -- юристы, историки, социологи, политологи, философы; этой теме посвящен ряд монографий, брошюр, научных статей, 35 диссертационных исследований 36 и многочисленные работы автора данной статьи. 37

  • 1 Витюк В. В., Эфиров С. А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М., 1987. С. 19-20.
  • 2 Политология: Энциклопедический словарь / Авт. кол.: Ю. И. Аверьянов, С. Г. Айвазов, Т. А. Алексеева и др. М., 1993. С. 372-373.
  • 3 ДукнотЛ. Машина терроризма. Париж, 1978. С. 6.
  • 4 Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 6. С. 114.
  • 5 Кабанов П. А., Мулюков Ш. М. Политическая криминология: Словарь. Киров, 2001. С. 71-72.
  • 6 Политология вчера и сегодня. Вып. 2. М., 1990. С. 58--59.
  • 7 Психология господства и подчинения / Сост. А. Г. Чернявская. Минск, 1998. С. 63.
  • 8 Моджорян Л. А. Терроризм: правда и вымысел. М., 1983. С. 14.
  • 9 Российская газета. 1998. 30 дек. 1 Кабанов П. А., Мулюков Ш. М. Политическая криминология. С. 32-33.
  • 11 Цит. по: Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. 2002. № 5. С. 34.
  • 12 Цит. по: Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации. С. 34.
  • 13 Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. М., 2001. С. 64; Бурлаков В. Н., Волков Ю. Н., Сальников В. П. Политический режим и преступность: Проблемы политической криминологии. СПб., 2001. С. 358.
  • 14 См., напр.: International Terrorism as a Political Weapon / Norw. Atlant. Comm. Oslo, 1988; Terrorism and political violence: limits and possibilities of legal control / Ed. Н. Н. Han. New York; Rome, 1993; и Яр.
  • 15 См., напр.: Нечипоренко О. М. Истоки и специфика российского политического терроризма//Актуальные проблемы Европы. 1997. №4. С. 165-172.
  • 16 Одесский М. Ф., Фельдман Д. М. Поэтика террора. М., 1997.
  • 17 A history of terrorism/ Ed. W. Laquer. New Bruswicr (N. J.), 2001; Aviation terrorism and security/ Eds. P. Wilkinson, B.-M. Jenkins. , 1999; The globalization of terrorism/ Ihekwoaba D. Onwudive. Aldershot (Engl.); Burlington (Vt), 2001; Toxic terror-- assessing terrorist use of chemical and biological weapons / Ed. J.-B. Tucker. Cambridge, 2000.
  • 18 См., напр.: Чиркии В.А. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с анархо-терроризмом в дореволюционный период // Проблемы борьбы с терроризмом на современном этапе. Владимир, 1996.
  • 19 Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: Идеология, этика, психология: вторая половина XIX -- начало XX в.: Дис. ...докт. истор. наук. М., 1998; Куканов А. В. Государственная власть и политический терроризм партии и социалистов-революционеров (1900--1905 гг.): Дис. ...канд. истор. наук. СПб., 1997; Трошин Н. В. Административно-полицейские органы царской России в борьбе с экстремизмом и террором во второй половине XIX -- начале XX в.: Дис. ...канд. истор. наук. Владимир, 2000.
  • 20 Зенькович Н. Вожди на мушке: теракты и инсценировки. Минск, 1996; Стецовский Ю. И. История советских репрессий: В 2 т. М., 1997; Судоплатов П. А. Разведка и Кремль. М., 1996; и др.
  • 21 См., напр.: Нечипоренко О. М. Состояние и перспективы развития терроризма на рубеже XX века // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы Междунар. конф. Москва, 27-29 февр. 1996 / Под ред. Г. Н. Жолобовой. Т. 4. М., 1997. С. 439.
  • 22 Антонян Ю. М. Терроризм: Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998. С. 135.
  • 23 См., напр.: Беляев В. П. Я обвиняю! 2-е изд. М., 1984. С. 222.
  • 24 Бобков Ф. Д. Кремль и власть. М., 1995. С. 290.
  • 25 Афанасьев Н. Н. Операция «Пегас»: Терроризм и агрессия в арсенале империализма. М., 1987; Большаков В. В. Терроризм по-американски. М., 1983; Ковалев Э. В., Малышев В. В. Террор: вдохновители и исполнители. М., 1984; Моджорян Л. А. Терроризм: правда и вымысел. 2-е изд. М., 1986; Тагер Е. М. Терроризм -- орудие империализма. М., 1983; и др.
  • 26 Антипенко В. Ф. Борьба с современным терроризмом: Международно-правовые подходы. Киев, 2002; Антонян Ю. М. Терроризм: Криминологическое и уголовно-правовое исследование; Атливанников Ю. Л., Энтин М. Л. Международная борьба с терроризмом (правовые аспекты): Научно-аналит. обзор. М., 1988; Бастрыкин А. И. Международное право в борьбе с терроризмом. Л., 1990; Блищенко И. П., Жданов Н. В. Терроризм и международное право. М., 1984; Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология: Вторая половина XIX -- начало XX в. М., 2000; Витюк В. В., Эфиров С. А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность; Емельянов В. П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков, 1997; Замковский В. И., Ильчиков К. М. Терроризм -- глобальная проблема современности. М., 1996; Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991; Ляхов Е. Г., Попов А. В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Ростов-н/Д., 1999; Морозов Г. И. Терроризм -- преступление против человечества. М., 1997; Овчинникова Г. В. Терроризм. СПб., 1998; Орешкина Т. Ю. Современный терроризм и борьба в ним. М., 1993; Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. М., 2002; Салимое К. Н. Современные проблемы терроризма. М, 1999; ТрайнинА. Н. Терроризм в качестве интернационального преступления. М., 1969; Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002; Хлобустов О. М. Терроризм в современной России. М., 1996; и др.
  • 27 См., напр.: Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. СПб. С. 10.
  • 28 См., напр.: Ковалев Э. В., Малышев В. В. 1) Террор: вдохновители и исполнители. Очерки подрывной деятельности ЦРУ в Западной Европе. М., 1984; 2) За кулисами террора. М., 1985; Эфиров С. А. Покушение на будущее. Логика и футурология «левого» экстремизма. М., 1984; История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях/Авт.-сост. О. В. Будницкий. Ростов н/Д., 1996.
  • 29 Раззаков Ф. И. Бандиты времен капитализма (Хроника российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996.
  • 30 Ляхов Е. Г. Политика терроризма -- политика насилия и агрессии. М., 1987.
  • 31 Моджорян Л. А. Терроризм на море: Борьба государств за безопасность морского судоходства. М., 1991. С. 37.
  • 32 Антипенко В. Ф. Современный терроризм: состояние и возможности его упреждения (криминологическое исследование). Киев, 1998. С. 15--38.
  • 33 См. подробнее: Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. СПб., 2002. С. 15.
  • 34 Костенко Н, И. Теоретические проблемы становления и развития международной уголовной юстиции: Автореф. дис. ...докт. юрид. наук. М., 2002. С. 35.
  • 35 Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. М., 1999; Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1996; Колесников А. Ускользающее уродство: Правовая база для борьбы с политическим экстремизмом в России уже существует//Диагноз. 1999. № 4. С. 4--5; Кононов А. И., Романов Н. А. Общая характеристика политического экстремизма в современных условиях. М., 1994; Краснов М. Политический экстремизм -- угроза государственности// Российская юстиция. 1999. № 4. С. 4--7; Лазарев Н. Я. Терроризм как тип политического поведения // Социс. 1993. № 8; Лапаева В. В. Роль права в борьбе с политическим экстремизмом// Законодательство и экономика. 1998. № 6. С. 8--15; МартыненкоБ. К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация// Северо-Кавказский Юридический вестник. 1999. № 1. С. 64--79; Романов Н. А. Сущность и содержание политического экстремизма. М., 1991; Сазонов И. А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления// Вестник Московского университета. Сер. 12.: Политические науки. 2000. № 2. С. 107--116; Противодействие политическому экстремизму: теория и судебно-следственная практика// Российская юстиция. 2000. № 1. С. 11 -- 14; и др.
  • 36 Грачев С. И. Международный терроризм в 1970-1990-х гг.: исторический и социально-политический аспекты: Дис. ...канд. истор. наук. Н. Новгород, 1996; Каратуева Е. Н. Политический терроризм: теория и практика: Дис. ...канд. политолог, наук. М., 2000; Кудрина Н. Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Дис. ...канд. политолог, наук. М., 2000; Манацков И. В. Политический терроризм: региональный аспект: Дис. ...канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 1998; Мартыненко Б. К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма: Дис. ...канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 1999; Эпштейн В. А. Политический терроризм как феномен современного общества: Дис. ...канд. социолог, наук. Казань, 1998.
  • 37 См.: Пиджаков А. Ю. 1) Борьба с политическим терроризмом и экстремизмом (международно- и национально-правовые проблемы). СПб., 2003; 2) Международно-правовое регулирование борьбы с современным терроризмом. СПб., 2001; 3) Политический терроризм в России (историко-правовые аспекты) // КЛИО. 2001. № 1. С. 119-125; 4) Международно-правовые основы противодействия терроризму и политическому экстремизму // Проблемы международной и национальной безопасности: Сб. науч. тр. СПб., 2001. С. 70-80; 5) О роли МВД в борьбе с терроризмом // Закон и армия. 2002. № 3; 6) Политический экстремизм в России -- угроза современному патриотизму // Материалы межвузовской науч.-практ. конференции «Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования». 5 февраля 2002 г. СПб., 2002. С. 83--85; 7) Политический экстремизм и терроризм в России: историография проблемы // Россия и мир. Гуманитарные проблемы.: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 5. СПб., 2002; 8) Политическое сознание и политический терроризм: проблемы взаимосвязи // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. тр. СПб., 2001. С. 123--135; 9) Правовое регулирование борьбы с международным терроризмом: Учеб. пособие. СПб., 2002; 10) Проблема борьбы с политическим терроризмом в истории отечественного государства и права // Материалы международной конференции «Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений». Самара. 14--15 мая 2001 г. Самара, 2001. С. 185--187; 11) Проблемы борьбы с политическим терроризмом и экстремизмом в России и за рубежом // Россия и мир. Гуманитарные проблемы: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. СПб., 2001. С. 118-124; 12) Проблемы эффективности участия Интерпола и Европола в борьбе с международным политическим терроризмом // Юридическая мысль. 2001. № 5. С. 78-84; 13) Сущность и разновидности политического насилия // Credo new. 2002. № 2. С. 48--76; 14) ФСБ РФ в борьбе с терроризмом и экстремизмом // Закон и армия. 2002. № 2. С. 19--21; 15) ФСБ РФ в борьбе с терроризмом и экстремизмом // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 2. Т. 1. М., 2002. С. 592-595.

Антитеррористическая деятельность органов ФСБ осуществляется в рамках государственной системы противодействия терроризму при координирующей роли Национального антитеррористического комитета (НАК).

Исполняя поручения Президента РФ и Правительства, НАК разработал комплекс дополнительных мер по противодействию терроризму в стране в соответствии с требованиями Глобальной контртеррористической стратегии, принятой ООН в 2006 году. Приоритетным направлением антитеррористической деятельности в прошлом году было обеспечение безопасности при проведении выборов в Государственную думу и выборов Президента РФ. Принятые меры позволили не допустить терактов и серьезных экстремистских проявлений. Так, сорваны намерения бандглаварей, получивших крупную сумму денег для проведения террористического акта 2 декабря на одном из избирательных участков на территории Чеченской Республики. В Республике Кабардино-Балкария в этот же период были задержаны члены бандгруппы, у которых изъято 8 взрывных устройств и 30 бутылок с зажигательной смесью.

При росте террористической угрозы в мире удалось значительно снизить ее уровень в России. Если в 2005 году в стране было совершено 257 терактов, в 2006-м - 112, то в 2007-м - 48. Осуждено по статье 205 УК России (террористический акт) 35 человек, по статье 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) - 54 человека, по статье 277 (посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля) - 5 человек, по статье 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) - 59 человек. В частности, приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима Хубиев, Понарьин и Шаваев, признанные виновными в организации и совершении террористических актов на станциях "Рижская" и "Автозаводская" Московского метрополитена в 2004 году, серии взрывов на остановках общественного транспорта в Краснодаре и Воронеже. За участие в подготовке покушения на жизнь депутата Государственной думы осуждены на длительные сроки лишения свободы Гаджиев и Абсалимов. Сахалинским областным судом приговорены к лишению свободы Аникин, Бритов и Малютин, причастные к убийству генерала Гамова. Задержаны подозреваемые в совершении теракта на автовокзале Невинномысска.

На территории Северо-Кавказского региона пресечена преступная деятельность свыше 500 участников бандформирований. В их числе 29 бандглаварей - Халилов, Имурзаев, Батаев, Набиев, Ионов, Одижев и другие. Предотвращено более 70 терактов, в том числе готовившихся с участием террористов-смертников. Обнаружено и уничтожено свыше 200 схронов. Из незаконного оборота изъято более 3700 единиц огнестрельного оружия, свыше 1,2 миллиона единиц боеприпасов, 4300 взрывных устройств и почти 9 тонн взрывчатых веществ. Совместно с ФМС России задержан и выдворен из страны член экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" гражданин Узбекистана Солтонов. Свыше 170 боевиков добровольно прекратили противоправную деятельность.

Проводилась работа по перекрытию каналов финансирования терроризма. Прекращено функционирование 8 пунктов структуры международной системы денежных переводов, известной под названием "хавала" и используемой для финансирования террористических и экстремистских организаций. Из незаконного оборота изъято около 50 миллионов рублей. Организаторы преступных групп арестованы, трое из них осуждены по статье 172 УК России (незаконная банковская деятельность).

Развиваются технические средства управления и информационного обеспечения антитеррористических мероприятий. Введены в строй мобильные пункты управления, позволяющие организовать работу практически на всей территории России с использованием отечественной системы спутниковой связи. В рамках федеральной целевой программы "Антитеррор 2005-2007" создана межведомственная информационно-телекоммуникационная система - защищенный Единый банк данных по проблемам борьбы с терроризмом.

Федеральная служба безопасности последовательно добивается выработки единых подходов к толкованию понятия "терроризм", что будет способствовать устранению политики двойных стандартов при решении вопросов о выдаче террористов и других преступников, нашедших убежище за рубежом. В качестве примеров взаимодействия можно привести следующие. Совместно с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан пресечена противоправная деятельность лидера ячейки международной террористической организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" на космодроме Байконур Оразбека. Во взаимодействии со Службой национальной безопасности Узбекистана задержан находившийся в международном розыске гражданин этой страны Фаттахов, подозреваемый в причастности к деятельности международной террористической организации "Исламская партия Туркестана". Азербайджанскими партнерами задержаны и экстрадированы в Россию ее граждане - Мелков, причастный к террористической деятельности, и Агаев, находившийся в международном розыске за совершение заказных убийств. ФСБ России задержан и экстрадирован Нагиев, находившийся в международном розыске за совершение преступлений на территории Азербайджана.

В интересах формирования объективного мнения об истории отечественных спецслужб используются архивные документы органов федеральной службы безопасности. Так, например, по поручению Президента РФ, для экспонирования в Музее толерантности главному раввину России Берлу Лазару переданы копии документов из архивов органов безопасности в отношении шведского дипломата Рауля Валленберга. Опубликован подготовленный Центральным архивом ФСБ России совместно с Институтом российской истории РАН, Институтом национальной памяти Польши и МВД Республики Польша польско-российский сборник документов "Варшавское восстание 1944 г. в документах из архивов спецслужб". Переиздана на английском языке книга "Эстония. Кровавый след нацизма: 1941-1945 годы" с документами о преступлениях эстонских националистов в отношении мирного населения.

8.28. БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ

Хажироков Валерий Ахиедович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра физической подготовки. E-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье мы рассмотрели проблемы возникновения и профилактические меры по предупреждению терроризма, этнического и религиозного экстремизма. Проблема противодействия экстремизму одна из важнейших на современном этапе развития мирового сообщества. Значение исследования феномена политического терроризма в России возрастает из-за реальной угрозы, которую представляет терроризм для государственной безопасности России, её национальных интересов, со стороны террористических групп, находящихся на территории страны, и международных террористических и экстремистских организаций, пытающихся влиять на политическую жизнь в государстве. Особую актуальность данной проблеме придаёт также факт проявления политического терроризма внутри страны, который подрывает устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже способен парализовать действия властей, способствуя подрыву их авторитета среди населения. Это ставит под угрозу не только состояние и тенденции прогрессивного развития российского общества, но также и его жизнедеятельность.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, радикализм, конфликт, профилактика, борьба.

FIGHT AGAINST EXTREMISM AND TERRORISM IN CONDITIONS ETHNORELIGIOUS CONFLICTS

Khazhirokov Valeriy Akhiedovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North Caucasian institute of advanced studies. Department: physical training chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In this article we have considered problems of emergence and preventive measures for prevention of terrorism, ethnic and religious extremism. A problem of counteraction to extremism one of the major at the present stage of development of the world community. The value of a research of a phenomenon of political terrorism increases in Russia because of real threat which is posed by terrorism for state security of Russia, her national interests, from the terrorist groups which are in the territory of the country and the international terrorist and extremist organizations trying to influence political life in the state. The special relevance to this problem is given also by the fact of manifestation of political terrorism within the country which undermines stability of political system of society, stability of a political policy, and in some cases is even capable to paralyze actions of the authorities, promoting undermining their authority among the population. It threatens not only a state both tendencies of progressive development of the Russian society, but also and his activity. Keywords: extremism, terrorism, radicalism, conflict, prevention, fight.

Здоровье и безопасность человека во многом определяется его мировоззрением и в ком он видит своих единомышленников. Противопоставляя себя окружающему миру можно спровоцировать неблагоприятные, а порой и опасные жизненные ситуации. Такое положение приводит, чаще всего, к протестным движениям, враждебным социуму. А указанные протест-ные организации, использующие для достижения своих целей асоциальные методы, почти всегда конфлик-тообразующие .

Сегодня российское полиэтническое пространство можно охарактеризовать как конфликтное и противоречивое. Отечественные и зарубежные аналитики отмечают деструктивные (а порой разрушительные) аспекты трансформации, вызвавшие проявления радикализма, экстремизма и терроризма.

Главная причина данного явления - преобладание в ходе политического развития субъективного фактора, а именно неэффективность российской политической элиты .

Терроризм и экстремизм имеет наиболее широкое распространение в национальных окраинах, вследствие влияния политических сил регионального уровня на ход событий в нужном для них направлении.

В современном обществе наиболее острые формы проявления конфликтности связаны с ценностными и идентичностными детерминантами социальных дебатов, поскольку именно они выступают предметом дискуссий, в результате которых при решении указанных проблем, наиболее предпочтительными формами избираются терроризм и экстремизм .

Поликультурные общества зачастую не находят иного способа предотвращения перманентных конфликтов кроме как подавления их путём законодательного принятия запрещающих нормативно-правовых актов и установления санкций за нарушение данных запретов. Как следствие, конфликтность в данном случае проявляется в форме экстремизма и терроризма .

С точки зрения конфликтологии, экстремизм можно охарактеризовать как :

Крайнюю форму насилия;

Пренебрежение существующими в обществе стереотипами (формальными и неформальными) конфликтного и неконфликтного поведения;

Отрицание компромиссных моделей выхода из конфликта.

Терроризм можно охарактеризовать как социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насильственных мер либо угрозы применения таковых, посредством которого через устрашение людей осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые ими цели.

Сущность терроризма состоит в стратегических и тактических действиях политической ориентации, а также систематическом и преднамеренном запугивании общества путём влияния на принятие решений органов государственной власти и управления .

Радикализм, в свою очередь представляет крайнюю, чрезвычайную, бескомпромиссную приверженность каким-либо взглядам. Это такой феномен, обусловленный особенностями исторического, социально-

БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ

Хажироков В.А.

экономического и идеологического развития государства, проявляющийся в оппозиционности . Особое вовлечение радикализм получает в кризисные периоды, когда налицо угроза самому существованию, традициям и привычному укладу общественной жизни.

Основными социально-политическими факторами, влияющими на возникновение и распространение радикализма, экстремизма и терроризма, являются: кризис экономической системы, криминализация массовой культуры, преобладание досуговых ориентаций над социально-полезными, кризис школьного и семейного воспитания, неадекватное восприятие педагогических воздействий, конфликты в семье и в отношениях со сверстниками, деформация системы ценностей, криминальная среда общения, отсутствие жизненных планов .

В основе указанных явлений, прежде всего, лежит негативное отношение к сложившейся социально-политической ситуации в государстве и обществе, и как следствие признание одного из насильственных способов выхода как единственно возможного.

В силу социальных и психоэмоциональных особенностей основными демонстрантами указанных форм конфликтного поведения выступает молодёжь. В настоящее время в неформальные организаций (группировки) экстремистско-националистической направленности вступают молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, на сегодняшний день можно наблюдать и несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет. Причиной тому служит привлекательность навязываемой системы взглядов в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно увидеть результат своих агрессивных действий. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. В целях их пресечения нам представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодёжи, особенно начиная с раннего возраста - путём проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам надлежит прививать основы толерантности путём организаций уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности . Главным в профилактике экстремизма среди подрастающего поколения и молодёжи является привитие им знаний о традициях и культуре других народностей .

Особое внимание должно быть обращено предупредительно-профилактической работе по отслеживанию с целью последующей ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-

террористических сайтов на Интернет-ресурсах, которые активно пропагандируют идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержат обращения и призывы к совершению экстремистских и террористических преступлений против людей других национальностей или вероисповеданий, а также размещают подробный инструктаж по изготовлению самодельных взрывных устройств.

Молодёжь в силу ряда факторов является социальной группой, наиболее восприимчивой к радикально-националистическим идеям и умонастроениям.

Молодёжный радикализм является состоянием молодёжной среды, характеризующимся политической псевдосубъектностью и недоверия к государственным и политическим институтам. Здесь радикализм начинает замещать гражданско-политическую активность молодёжи, становится способом политической презентации, которая вносит в политическую жизнь серьёз-

ные элементы дестабилизации. Игнорирование радикализма, применение карательных мер не приводит к положительным результатам. И здесь возникает необходимость в системном подходе, который минимизировал бы политические, социально-экономические и идеологические факторы, обуславливающие молодёжный радикализм. Вместе с тем необходимо вести диалог с массовыми участниками молодёжного радикализма и оказывать всяческое содействие росту активности и влияния молодёжных гражданских и политических сообществ, выражающих интересы молодёжи .

Осуществляя конфронтацию радикалистским, экстремистским и террористическим проявлениям важно поставить надёжный заслон на путях их проникновения в общественное сознание постоянно повышать, что повысит эффективность противодействия данной идеологии. Конечной целью указанной деятельности является изменение психологии людей, с тем, чтобы произошло отторжение самой мысли и возможности применения экстремистских и террористических методов для разрешения противоречий и конфликтов. Решению этой задачи способствует формирование позитивного общественного сознания путём создания самовоспроизводящейся системы идей, субъектов и каналов их распространения, исключающую саму возможность применения насильственных методов регулирования общественных процессов. Такая система возможна в рамках института гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательных структур и СМИ .

Превентивными мероприятиями, направленными на упреждение радикализма, экстремизма и терроризма могут быть следующие :

Ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение указанных направлений профилактической деятельности;

Стимулирование поиска и разработки инновационных методов и технологий в сфере противостояния указанным явлениям, в том числе адаптация к российским условиям позитивного международного опыта;

Осуществление мониторинга ситуаций и явлений нетерпимости в молодёжной среде, активности радикально-националистических групп и учитывать полученные данные при планировании и прогнозировании деятельности в этой сфере;

Оказание содействия диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных сообществам в борьбе с нетерпимостью;

Использование потенциала неагрессивных молодёжных субкультур.

Эффективная борьба с экстремистскими и террористическими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по искоренению причин их порождающих. Здесь всецело главенствующая роль принадлежит государству, в обязанности которого входит не только создание условий для нормального функционирования общественных (в особенности молодёжных) организаций но и сотрудничество с ними. Также в функции государства входит осуществление контроля и надзора за деятельностью общественных объединений и организаций, во избежание развития среди них антигосударственных, антисоциальных, радикалистских и экстремистских течений . Для этого необходимо своевременно выявлять, предупреждать и пресекать радикалистскую и экстремистскую деятельность общественных и религиозных объединений и иных организаций. В полиэтничной России не-

обходимо научиться просчитывать все возможные последствия принимаемых политических, экономических, административных решений, проводя их научную экспертизу с точки зрения влияния на состояние межнациональных отношений в стране .

Список литературы:

1. Антонян Ю.М., Ростокинский А.В. и др. / Экстремизм и его причины. / Монография / Москва, 2014. 136 с.

2. Долгова А.И., Белоцерковский С.Д. и др. Научные исследования отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом. // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 17. С. 82-93.

3. Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. / Монография / А. И. Долгова, А. Я. Гуськова, Е. Г. Чуганов. Москва, 2010. 112 с.

4. Сундиев И.Ю. Экстремизм в кризисной реальности. // Научный портал МВД России. 2011. № 4. С. 8392.

5. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Кундетов А.И., Федотов В.П. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. // Вологда, 2014. 124 с.

6. Хажироков В.А. Конституционно-правовые аспекты борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе. / В сборнике: Актуальные вопросы конституционного и административного права. / Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. 2017. С. 194-203.

7. Хажироков В.А. Механизм реализации защиты прав и свобод человека в условиях межэтнических конфликтов. // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 102-105.

8. Хажироков В.А. Организационно-юридические механизмы защиты прав и свобод человека в условиях межэтнических конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций. / В книге: Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке. / Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвящённой 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. С. 248-257.

9. Щербакова Л.М. Некоторые проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом в современных условиях. // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 164-169.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 71,99%

Рецензия

На статью «Борьба с экстремизмом и терроризмом в условиях этнорелигиозных конфликтов»

Основными социально-политическими факторами, влияющими на возникновение и распространение радикализма, экстремизма и терроризма, являются: кризис экономической системы, криминализация массовой культуры, преобладание досуговых ориентаций над социально-полезными, кризис школьного и семейного воспитания, неадекватное восприятие педагогических воздействий, конфликты в семье и в отношениях со сверстниками, деформация системы ценностей, криминальная среда общения, отсутствие жизненных планов.

В современном обществе наиболее острые формы проявления конфликтности связаны с ценностными и идентичностными детерминантами социальных дебатов, поскольку именно они выступают предметом дискуссий, в результате которых при решении указанных проблем, наиболее предпочтительными формами избираются терроризм и экстремизм.

Поликультурные общества зачастую не находят иного способа предотвращения перманентных конфликтов кроме как подавления их путём законодательного принятия запрещающих нормативно-правовых актов и установления санкций за нарушение данных запретов. Как следствие, конфликтность в данном случае проявляется в форме экстремизма и терроризма.

Современный терроризм выступает одним из наиболее активных методов борьбы за власть и влияние. Он является инструментом влияния и захвата власти в политической и финансовой сферах, вплоть до смещения правительства и изменения политических режимов в национальных государствах.

Радикализм, в свою очередь представляет крайнюю, чрезвычайную, бескомпромиссную приверженность каким-либо взглядам. Это такой феномен, обусловленный особенностями исторического, социально-экономического и идеологического развития государства, проявляющийся в оппозиционности. Особое вовлечение радикализм получает в кризисные периоды, когда налицо угроза самому существованию, традициям и привычному укладу общественной жизни.

Обоснованным представляется предложение автора о том, что особое внимание должно быть обращено предупредительно-профилактической работе по отслеживанию с целью последующей ликвидации экс-тремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов на Интернет-ресурсах, которые активно пропагандируют идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержат обращения и призывы к совершению экстремистских и террористических преступлений против людей других национальностей или вероисповеданий, а также размещают подробный инструктаж по изготовлению самодельных взрывных устройств.

Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, ст. лейтенант полиции Геляхова Л.А.